Слайд 1СЕКЦИЯ: ИСТОРИЯ БУРЯТИИ
ТЕМА:
«ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ
БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА
В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА»
Выполнилa: Рантапова
Римма
ученица 10 «А» класса КСОШ № 2
Руководитель: Дылыкова Ирина Петровна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Слайд 2
Булагаа шэргээhэн нютаг – нютаг бэшэ, угаа мартаһан хун – хун
бэшэ.
Актуальность
Уменьшается количество бурят, знающих бурятский язык.
Владеет языком-46% бурят; 50% -черта, за которой начинается вымирание народа.
Бурятские учёные прогнозируют исчезновение бурятского языка к 2035 году.
5 декабря на сессии Народного Хурала депутаты проголосовали за закон «Об образовании» без статьи об изучении бурятского языка
Слайд 3Цель исследования:
выяснить проблемы сохранения бурятского языка в жизни современного школьника
Задачи:
исследовать
исторические проблемы сохранения бурятского языка в обществе;
выяснить причины утраты бурятского языка современными школьниками;
выявить социальные факторы, влияющие на школьников;
найти эффективные решения для возрождения и популяризации языка.
Слайд 4Объект исследования: бурятский язык в жизни современного школьника.
Предмет исследования: проблема сохранения
бурятского языка в жизни современного школьника.
Методы исследования: изучение федеральных и региональных нормативно-правовых актов, изучения литературы, документов, посещение Интернет-сайтов, соц. опрос, анкетирование, анализ полученных данных, сравнение, сбор и обработка материалов, обобщение, подведение вывода по проведённому исследованию.
Слайд 5Практическая значимость исследования: создание электронного сайта для кяхтинской молодёжи uragsha.ucoz.ru, использование
результатов исследовательской работы, вариантов решений проблемы для организации и проведения мероприятий, связанных с возрождением и популяризацией бурятского языка.
Новизна работы: рассмотрено влияние социума на сохранение и развитие бурятского языка и предпринята попытка принять меры по сохранению бурятского языка в жизни современного школьника с помощью создания электронного сайта, различных форм образовательной, культурно-досуговой деятельности.
Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, приложений, списка использованной литературы
Слайд 6Исторические проблемы сохранения
бурятского языка в обществе
Сдвиг в 1950-1960-е гг. бурятского
языка на периферию социальной жизни.
Прекращение в 1970-е гг. в административном порядке преподавание бурятского языка.
Сужение бурятско-язычного сегмента населения в связи с переездом молодежи в город, отрывом от районов - хранителей языка.
Сокращение числа бурятских школ, издания литературы, передач по радио и телевидению на бурятском языке.
Сужение сферы функционирования бурятского языка почти до критической точки.
Слайд 7Реанимация языка -в 1986 г.
принятие мер по увеличению выпуска литературы
на бурятском языке
организация передач по телевидению и факультатив в газете по его изучению
В 1991-1992 учебном году открытие факультета бурятской филологии
Слайд 8Основные нормативно-правовые акты, принятые в Республике Бурятия
в 1992 г. Закон «О
языках народов Республики Бурятия»
в 1996 г. государственная программа сохранения и развития языков народов Республики Бурятия и план мероприятий по реализации Закона «О государственных языках Республики Бурятия» на 2005-2007 гг.
в 2009 г. Концепция развития бурятского языка
В 2011 г. государственная программа «Сохранение и развитие бурятского языка» на 2011-2014 гг.
Слайд 9Проблемы
забвение бурятского языка - признак успешной урбанизации
доминирование русского языка
языковая переориентация
бурятская молодежь
не видит необходимости в изучении бурятского языка
методика обучения бурятскому языку находится на стадии становления.
учебно-методическая литература старого образца
неудобное время эфирного вещания
малый тираж академического бурятско-русского словаря
отсутствие в республике вывесок , указателей на бурятском языке
отсутствие дублирования на бурятском названия улиц и площадей, ценников, этикеток и инструкций по применению товаров.
Слайд 10Меры
финансирование
кардинальное обновление методов обучения языку, создание учебно-методических комплектов, применение новых информационных
технологий
сохранение и расширение издательской деятельности на бурятском языке
обеспечение образовательных учреждений на 50% государственными образовательными стандартами и программами
увеличение объема теле- и радиопередач на бурятском языке, в т.ч. в прямом эфире, до 3,8 часов
открытие специализации «Филологическое обеспечение журналистики» для подготовки сотрудников бурятско-язычных СМИ в Национально-гуманитарном институте БГУ
популяризация языка: республиканский праздник «День бурятского языка», классные часы с приглашением писателей и поэтов, СМС-викторины, медиа-уроки, выставки-путешествия по литературной Бурятии
конкурс на лучшее знание языка семей из районов республики
Слайд 11Мнение экспертов
прогресс тенденции утраты языка
исчезновение языка из семьи
функциональная нагрузка бурятского языка
минимальна, так как корпоративное мышление современных менеджеров на русском (или английском),
Слайд 12Говорите ли вы на бурятском языке?
Слайд 13Говорят ли у вас дома на бурятском языке?
Слайд 14Считаете ли вы необходимым знать бурятский язык?
Слайд 15Хотели бы вы свободно разговаривать на бурятском языке?
Слайд 16Сколько лет вы проживаете в г.Кяхта?
Слайд 17Хотели бы вы, чтобы ваши будущие дети знали бурятский язык?
Слайд 18Мнения представителей РБ
Тимофеева Людмила Алексеевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
РИКУиО
Валерий ГУЛГОНОВ, замдиректора института Хамбо-ламы Итигэлова, кандидат географических наук
Геннадий ФЕДИК, председатель РОО «Учителя Республики Бурятия»
Петр ИШКИН, методист по научно-методической работе республиканского лицея для одаренных детей №61
Раджана Дугарова, председатель правозащитного движения "Эрхэ", участник многих проектов, связанных с поддержкой бурятского языка
Слайд 19Мнение представителей г. Кяхта
Цыдыпылова Светлана Валерьевна, специалист РУО города Кяхта
Петушкеев Сергей
Сыренович, директор Кяхтинского краеведческого музея
Слепнёва Татьяна Юрьевна, управляющая делами МО «Кяхтинский район»
Цыремпилова Людмила Дармаевна, учитель бурятского языка КСОШ № 2
Слайд 20Цыдыпылова Светлана Валерьевна, специалист РУО г.Кяхта
Слайд 21Петушкеев Сергей Сыренович, директор Кяхтинского краеведческого музея
Слайд 22Слепнёва Татьяна Юрьевна, управляющая делами МО «Кяхтинский район»
Слайд 23Нимаев Бимба Жигмитович, заместитель главы МО «г Кяхта»
Слайд 24Цыремпилова Людмила Дармаевна, учитель бурятского языка
Слайд 25Мои предложения
волонтёрская группа «УРАГША»
сайт кяхтинской молодёжи uragsha.ucoz.ru
Цель создания сайта: объединение
бурятской молодёжи в популяризации бурятского языка, повышения национального самосознания.
Опрос показал, что 89% от общего числа опрошенных относятся к его созданию положительно