Слайд 1 «Новые образовательные технологии в свете реализации ФГОС на уроках биологии
и химии»
В свое время Николай Рерих сказал: «Новый мир имеет новые условия и требует новых действий». С введением ФГОС, эти слова актуальны и сегодня.
Слайд 3В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
• Информационно – коммуникационная
технология
• Технология развития критического мышления
• Проектная технология
• Технология развивающего обучения
• Здоровьесберегающие технологии
• Технология проблемного обучения
• Игровые технологии
Слайд 4• Модульная технология
• Технология мастерских
• Кейс – технология
• Технология интегрированного обучения
• Педагогика сотрудничества.
• Технологии уровневой дифференциации
• Групповые технологии.
• Традиционные технологии (классно-урочная система)
Слайд 5Кейс – технологии
в учебном процессе
Слайд 6Кейс – технология
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный
на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение.
Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Слайд 7Возможности кейс – технологии:
Самостоятельная поисковая работа.
Использование СОБСТВЕННОГО опыта
Учащиеся предлагают собственный
(или групповой) взгляд на проблему.
Учащиеся формулирут выводы, применять на практике полученные знания.
В некоторых случаях нужно найти не только решение, но и сформулировать задачу.
Слайд 8Этапы реализации кейс-технологии.
Подготовительный этап.
- Учитель составляет кейс, т.е. обдумывает его
тему и собирает необходимую информацию, источниками которой могут служить как учебная литература , так и Интернет-ресурсы .
Кейсы могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.
Слайд 9Основные требования к кейсу:
- исследовательская проблема должна быть актуальна и
не иметь однозначного или очевидного решения;
- соответствие тематике курса;
- достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения решения;
- отсутствие несущественных деталей;
- отсутствие авторской оценки проблемы;
представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками.
Слайд 10Этапы реализации кейс-технологии
Основной этап.
Слайд 11Работа ученика с кейсом
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2
этап — выделение основной проблемы;
3 этап — предложение тем для «мозгового штурма»;
4 этап —решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов решения проблемы.
Слайд 12Этапы реализации кейс-технологии.
Заключительный этап.
1. Учащиеся представляют свои работы.
2. Подводятся итоги по критериям
Слайд 13Критерии оценивания кейса:
- количество критериев не должно быть слишком большим;
- критерии
не должны пересекаться.
Слайд 14 Виды оценок:
Текущая оценка помогает руководить процессом обсуждения кейса.
Промежуточная оценка
позволяет фиксировать продвижение обучающихся по пути решения кейса.
Конечная – подводит итог успехам обучающихся в анализе кейса и овладении дисциплиной.
При оценке работы групп (подгрупп) в открытой дискуссии может быть использовано публичное оперативное оценивание текущей работы группы (подгруппы), которое стимулирует соревновательность.
Слайд 15Требования к оцениванию:
1. объективность – создание условий, в которых бы
максимально точно выявлялись знания
обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;
2. обоснованность оценок – их аргументация;
3. систематичность – важнейший психологический фактор, организующий и дисциплинирующий обучающихся, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели;
4. всесторонность и оптимальность.
Слайд 16Функции оценивания:
1. контролирующую, поскольку выявляет знания, умения и навыки обучающихся;
2. обучающую,
так как требует достижения обучающимися определенного уровня обучения;
3. воспитывающую, поскольку в процессе ее получения идет формирование личностных качеств обучающихся;
4. организующую деятельность обучающихся;
5. развивающую мышление и волевые, нравственные качества студентов;
6. методическую, позволяющую совершенствовать методику преподавания.
Слайд 17Критерии оценок работы по этапам занятия (Пример)
Слайд 19Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально
исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Слайд 20Кейс
«Начинающий огородник»
(Биология 6 класс,
тема урока «Фотосинтез»)
Слайд 21Мария Петровна - начинающий огородник. В журнале «6 соток» она прочитала
следующую задачу:
«Более 300 лет назад голландский ученый Я. Гельмонт проделал опыт с растениями. Он взял глиняный сосуд, насыпал в него 80 кг почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2,25 кг. Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не попадала пыль из воздуха. Растение поливали дождевой водой в течении 5 лет. Через пять лет выкопали, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 66 кг.
Слайд 22Тщательно высушенная почва весила 79,944 кг. Я. Гельмонт решил, что прибыль
веса у ивы произошла за счет воды.
- Каким образом ива добыла 63 кг 75 г органических веществ, из которых построила ткани своего организма?»
Мария Петровна, не задумываясь, решила, что Гельмонт прав! Она решила ускорить процесс роста помидоров в теплице. Сообразив что, листья забирают драгоценную воду и испаряют ее, она обрезала их все, оставив только, начинающие наливаться плоды. И стала ждать в скором времени богатого урожая.
- Как скоро Мария Петровна дождется желанного урожая?
- Что можно посоветовать начинающему огороднику в уходе за помидорами?
Слайд 23Кейс
«Наследование групп крови»
(Биология 9 класс,
тема урока
«Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование»)
Слайд 24Перед судебно – медицинской экспертизой поставлена задача:
выяснить, является ли мальчик,
имеющийся в семье супругов родным или приемным.
Исследование крови мужа, жены и ребенка показало: жена – IV группа крови, муж – I группа крови, ребенок – I первая группа крови.
- Какое заключение должен дать эксперт и на чем оно будет основано?
- Можно ли узнать вашу группу крови не сдавая анализа крови?
- Можно ли предположить, какие группы крови будут у ваших детей? Рассмотрите все варианты.
Слайд 25Кейс «Цветок папоротника» (Биология 7 класс,
тема урока «Особенности строения, жизнедеятельности,
происхождения и распространения папоротников»)
Слайд 26С современными папоротниками связано очень интересное поверье:
«Кто найдет на Ивана Купалу
(в ночь на 7 июля) цветок папоротника – тому все тайны подвластны, все чары, с ними любой клад сыскать можно.
Распускается он ровно в полночь. Из широких листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь, все выше и выше, то заколышется, то остановиться – и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок (он переливается то красным пламенем, то синим, то зеленым) столь яркий, что на него невозможно смотреть.
Слайд 27Невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать
это. А если сорвешь цветок, бери его в ладони и беги из леса, а если назад оглянешься, то пропадет цветок, ни с чем останешься».
- Где искать папоротник?
- Каково строение папоротников?
- Где и из чего развивается цветок?
- Как они размножаются? Может лучше посадить его дома, и ждать пока расцветет?
- Как еще можно использовать папоротники?
Слайд 28Кейс
«Переливание крови» (Биология 8 класс,
тема урока
«Совместимость тканей. Переливание
крови»)
Слайд 29Лечить малокровие пытались с древних времен:
Еще др. греки (Пифагор, Гомер, Овидий)
описывали попытки использовать кровь человека для лечения – больным давали пить кровь человека или животных. Естественно, это не приносило успеха.
1492 г. – Римский папа Иннокентий VIII пытался вернуть себе молодость с помощью вливания крови, взятой от десятилетних мальчиков. Мальчики погибли от кровопотери, а вслед за ними скончался и сам папа.
В 1667 г. во Франции Ж. Дени произвел внутривенное переливание крови, обескровленному от кровопускания умирающему душевнобольному юноше перелили кровь ягненка. Чужеродная кровь вызвала тяжелую реакцию, больной перенес ее и выздоровел.
Слайд 30Успех окрылил врачей. Однако последующие попытки переливания крови оказались неудачными. Родственники
погибших возбудили против врачей судебный процесс, и переливание было запрещено законом на 150 лет.
В 1819 г в Англии переливание крови от человека человеку Бландемом. Остались воспоминания одной из первых пациенток, потерявшей много крови при родах и получившей затем четверть литра донорской крови. По её словам, она ощутила, „будто сама жизнь проникает в её организм“.
В России в 1832 г его произвел петербургский врач Вольф. Спас женщину, находившуюся при смерти из-за большой кровопотери после маточного кровотечения.
Слайд 31А дальше все пошло по-старому: то блестящий успех, то тяжелые осложнения
вплоть до смерти. Осложнения были такими же, как после переливания крови животных. Значит, в некоторых случаях кровь одного человека может оказаться чужеродной для другого.
- Что не было учтено при первых попытках переливания крови?
- Почему в одних случаях чужая кровь отлично «приживается» в организме нового «хозяина» и спасает ему жизнь, а в других разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию?
- Какие знания о собственной крови необходимо иметь?
- Как можно помочь человеку потерявшему кровь, не будучи врачом?
Слайд 32Метод разбора деловой корреспонденции
Ученики получают от учителя папки с
описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения и вопросы, которые позволяют найти решение.
Работая тюремным врачом на острове Ява, врач Н.И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка?
Слайд 33Вопросы:
1) Какую зависимость проследил Н.И. Лунин ?
2) Что нужно сделать, чтобы
понять, в чем загадка заключенных острова Ява?
3) Приведите и обоснуйте варианты правильных ответов.
Слайд 34 Метод инцидентов
Особенность этого метода в том, что обучающийся
сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому учащийся должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа учащихся.
Слайд 35Кейс - стади
Цель метода – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную
ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Слайд 36 Особенности:
- Присутствует исследовательская стадия процесса
- Коллективное
обучение или работа в группе
- Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
- Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
Слайд 37Использование кейс – стади…
Позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;
Помогает
получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос
Принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;
Преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала.
Слайд 38 Метод деловая дискуссия
Особенность этого метода в том, что
обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому учащийся должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа учащихся.
Например:
Слайд 39Урок в 8 классе по теме «Вода, свойства, значение» проводится в
виде дискуссии по группам. Каждой группе выдается кейс, в котором обозначен вопрос для обсуждения, а также даны источники информации. В течении 5-7 минут группа работает над своим вопросом. Затем спикер доводит до остальных групп информацию и отвечает на вопросы оппонентов (члены группы дополняют ответы на вопросы, возникшие у других групп). Дискуссией руководит модератор (учитель).
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только …….
Слайд 40Кейс №1 «Химические свойства воды. Распадаются ли в воде на ионы
ее собственные молекулы? Может ли вода гореть? Кто и когда впервые осуществил синтез воды?»
Кейс №2 «Физические свойства воды. В каких агрегатных состояния встречается вода в природе? Может ли вода течь вверх? Почему бутылка с водой, поставленная в морозилку раздувается?».
Кейс №3 «Каковы основные источники загрязнения воды? Какие методы очистки воды? Почему в природе нет чистой воды?».
Кейс №4 «Роль воды в жизни человека. В каком органе человека содержится наибольшее количество воды, и в каком – наименьшее?».
Слайд 41Работа ученика с кейсом
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2
этап — выделение основной проблемы;
3 этап — предложение тем для «мозгового штурма»;
4 этап —решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов решения проблемы.
Слайд 42Применение кейс-метода:
- позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе;
- реализовать основную
ведущую потребность подростков - общение со сверстниками;
- развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства;
- сформировать основы деловой этики.
Слайд 43Преимущества кейс-метода:
- повышение интереса к процессу обучения, урокам, предмету;
- способствует
повышению познавательной активности обучающихся в учебном процессе;
- развитие и совершенствование творческих способностей обучающихся;
- активизирует мышление обучающихся;
- формирует умения работы с большим объёмом информации;
- формирует коммуникативные навыки;
- способствует развитию умения общения в группах;
- способствует развитию здоровой дискуссии;
- создаёт психологически комфортную среду на уроках;
- удобно совмещается с другими технологиями;
- даёт возможность педагогу применять различные приёмы и методы обучения.
Слайд 44Сложности:
- Подготовка кейса требует много времени и обилия информации;
- сложность в
подборе информации;
- не все обучающиеся способны работать с большим объёмом информации, так как техника чтения не у всех школьников одинаковая;
- невозможность частого использования метода в рамках классно-урочной системы.
Слайд 45В заключении надо отметить, что ни один метод обучения не является
универсальным. Обучение с помощью метода кейсов имеет многочисленные преимущества и содержит недостатки. Поэтому его применение в учебном процессе должно быть весьма избирательным с точки зрения места и времени. Только оптимальное сочетание различных методов может принести максимальный обучающий эффект.
Слайд 46Однако, не смотря на все сложности и на титанический труд, который
предстоит учителю, результаты стоят потраченных сил и времени. Ведь главная радость для учителя – это его успешный ученик, в котором воплощаются все его идеи и стремления. И чем более успешными и развитыми будут ученики, тем большее удовлетворение от своей работы получает учитель.