Слайд 1
Новое качество и содержание образования в условиях реализации ФГОС
Слайд 2
Современный ученик не похож на своих сверстников недавнего прошлого.
Применять старые
способы образования и социализации к современным ученикам неэффективно.
Существующее содержание образования отражает реалии прошлых лет, а не актуального состояния мира и детей.
Проблема:
Слайд 3
Ребёнок – это будущее, которое обладает объективным существованием в настоящем.
Альфред Норт Уайтхэд (1861-1947)
Будем исходить из предположения, что будущее – это что угодно, но только не повторение настоящего, и что будущее мыслится нами из недовольства настоящим – в противном случае: зачем оно, будущее, нам вообще?
Будущее – отталкиваясь от настоящего
Слайд 4
Долгие годы образование было ориентировано на применение и использование его прежде
всего и главным образом в производстве.
И даже там, где никакого производства нет, над людьми довлеет примат производства и идеология производства.
Готовя людей к производству и технологии, представители системы образования уверились и в том, что из сырого или даже пустого человеческого материала они готовят образованный (обученный, просвещенный, воспитанный) человеческий продукт.
Слайд 5На бытовом уровне: какого человека мы считаем хорошо образованным?
«культурного»
профессионально грамотного
имеющего «хорошие
мозги»
инициативного (в своей деятельности)
«Европейская формула» хорошего образования: Э (З+М+Л)
Этика (Знания+Мышление+Лидерство)
Слайд 6В чём нынешний вызов?
Какие социально-образовательные практики и программы,
направленные на развитие возможностей, компетенций, конкурентоспособности человека должны быть реализованы в его детстве и отрочестве?
Какие технологии управления обеспечивают реализацию таких практик и программ?
ОП ОУ как ключевой ресурс
Слайд 7От производства - к сервису и инфраструктуре
Сервисное образование социально ориентировано и
готовит человека к стремлению быть максимально полезным людям, в жизни в обществе, где все помогают и обслуживают друг друга, оставаясь при этом личностями, полными собственным достоинством, а не средством других людей.
Противоположное сервисному инфраструктурное образование направлено на то, чтобы человек функционально и компетентностно был значительно богаче, чем того требуют обстоятельства и обязательства: это формирует чувство легкости выполнения любых задач и заданий, чувство свободы и непорабощенности заботами и работами, ощущение своих недоиспользуемых способностей и талантов – и чем больше зазор между должным и возможным, тем свободней жизненный простор человека. (Вероятно, такими вышли из Царскосельского лицея его воспитанники, такими ощущали себя инженеры и кадровые военные с дореволюционным образованием, оказавшись в обществе ниже уровня моря).
Слайд 8Основная цель (миссия) общего среднего образования
способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей
личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Слайд 9Не человек для Стандарта,
а Стандарт для человека
Принципиальное отличие новых стандартов заключается
в подходе к процессу обучения, где ученик становится не объектом, а субъектом образовательного процесса.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Слайд 10Сквозные цели (результаты) ФГОС
Инициативность
Уверенность в себе
Порядочность
Патриотичность
Готовность к жизни в высокотехнологичном
обществе
Готовность к жизни в конкурентном обществе
Вовлеченность в исследовательские проекты
Вовлеченность в творческие занятия
Владение технологиями, которые пригодятся в будущем
Способность творчески мыслить и находить нестандартные решения
Способность изобретать
Способность понимать и осваивать новое
Способность выражать собственные мысли
Способность самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их
Способность умело реагировать на разные жизненные ситуации
Способность формулировать интересы и сознавать возможности
Установка на продолжение образования в течение всей жизни
Укрепление своего здоровья
Слайд 11Новый принцип отбора содержания образования и социализации
Должен быть изменен концептуальный принцип
понимания «содержания образования». СО - это общение учеников и учителей по актуальным вопросам личностного и социокультурного развития ученика – его «человеческого капитала» (самопознание, самореализация, способы освоения - познания и взаимодействия - мира и т.д.).
Слайд 12Новое понимание знания
Формируется новое понимание «знания». Это не «запомненная информация», а
то, что проверено на собственном опыте и осмыслено человеком. В этом смысле знание уникально и в принципе не передаваемо (передавать можно только информацию).
Слайд 13Новое качество образования
Качество образования измеряется тем, насколько индивидуализированное знание помогает человеку
реализовать самого себя под свои цели с учетом своих способностей и возможностей и понимает, какое образование ему нужно. Можно оценить созданные для этого условия и зафиксировать проявления компетентностей в различных ситуациях социокультурного бытия. А степень их развитости пусть оценивает сам человек и общество.
Слайд 14Формирующее оценивание
Поиск критериев оценки действий
Оценка себя и других по разным
критериям
Оценка результата, способа, плана
Оценка своих возможностей
Запрос на экспертную оценку взрослого
Оценка прогресса в отношении цели
Слайд 15МОЁ образование – ресурс повышения
МОЕЙ прибавочной стоимости
Повышение моей капитализации: чем я ценен? Для кого? Для чего?
Почувствовать себя дефицитной фигурой на рынке труда, стать носителем редких компетентностей (редкого сочетания компетентностей)
Качество образования – в эффективности людей, его получивших
Слайд 16Не всеобщий минимум, а индивидуальный максимум
Слайд 17Обретение себя? Выбор себя?
Выращивание вместе с учеником
его индивидуальной образовательной программы (мысли глобально, действуй локально)
Экстремум социализации и социокультурная адаптация
Я как цель и средство самого себя
Я как система отношений к природе, обществу и к самому себе
Образование как моя универсальная ценность
(Ученик как оценщик качества своего образования = субъект собственной образовательной деятельности)
Слайд 18Результаты – индивидуальны,
но при оценке качества – сопоставимы
Слайд 19Всё разнообразие результатов выпускников
ООО может быть сведено к четырем
интегральным
показателям:
1. Базовый уровень развития критического мышления как ключевой фактор индивидуальной субъектности;
2.Персональная включенность на основе собственного сознательного, социально ответственного выбора в позитивную социально-культурную деятельность
3. Деятельность по сбережению и укреплению собственного здоровья
4. Предпрофильная ориентированность
Слайд 20Некоторые выводы:
В новой эпохе нельзя однажды научиться (как говорят: получить образование),
чтобы потом всю жизнь быть обеспеченным квалифицированной работой. Новая эпоха требует высокого напряжения интеллектуальных и психических сил от человека, желающего быть успешным в любой сфере деятельности. Новая эпоха погружает нас в конкурентную среду величиной во всю планету, резко осложняя возможности самореализации. Новая эпоха требует еще и нового мироощущения, в том числе, например, ощущения себя и других людей прежде всего как жителей единой планеты, а уже потом как представителей расы, нации, граждан государства или сотрудников организации.
Новая система образования должна быть построена на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в динамичном мире. Старая функция образования — передача через поколения традиций, устоявшейся культуры остается. Но она дополняется новой функцией — обучению изменению культуры, прогнозированию системных последствий целенаправленных или нецеленаправленных, но неизбежных изменений. Прогнозированию с целью увеличения полезных и уменьшения вредных последствий.
Это требует значительных изменений средств образования, роли учителя, содержания образования.
Слайд 21В новой системе образования учитель будет исполнять другие функции. Первая из
них (может быть, не по значимости, а функционально первая) — это диагност. Учитель должен понимать, какова ведущая мотивация данного конкретного ребенка, к чему у него в большей степени способности, какие методы обучения для него наиболее адекватны? Все это нужно для того, чтобы выполнить следующую функцию. Ее можно назвать так: инженер-конструктор индивидуального образовательного пути. Третья функция — консультант, необходимая для сопровождения процесса образования ученика. И только четвертая — источник знаний (эксперт).
Подстраивая содержание образования под потребности общества мы получаем новую образовательную концепцию.
Вместо заучивания фактов — умение работать с информацией. Еще точнее: умение работать с информацией в условиях ее недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях.
Формирование открытого, творческого мышления, способного к развитию в течение всей жизни — уже не идеал, а необходимость системы образования динамичного мира.