Презентация, доклад Назывные предложения в русском языке

Содержание

Орфографическая разминкаВ каком ряду во всех словах пишется ь ?младшая доч…, овощ…ной магазин;густая рож…, борщ.. горяч…;понёсся вскач…, съеш…те мороженое;обжеч… руку, выйти замуж…В каком ряду пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?под..рить, предл…жить,

Слайд 1Назывные предложения

Назывные  предложения

Слайд 2Орфографическая разминка
В каком ряду во всех словах пишется ь ?

младшая доч…,


овощ…ной магазин;

густая рож…, борщ.. горяч…;

понёсся вскач…, съеш…те мороженое;

обжеч… руку, выйти замуж…

В каком ряду пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

под..рить, предл…жить,
ун…верситет;

м..лчание, насл…ждаться,
р…птание;

выб…ру, с…лдат, б…сой;

м…ссионер, зам…ститель.
к…саться.

Орфографическая разминкаВ каком ряду во всех словах пишется ь ?младшая доч…,     овощ…ной магазин;густая

Слайд 3По наличию главных членов предложения делятся на :
двусоставные
Грамматическая
основа
односоставные
подлежащее

и сказуемое

подлежащее

или

сказуемое

По наличию главных членов предложения делятся на :двусоставныеГрамматическая  основа односоставныеподлежащее и сказуемоеподлежащееилисказуемое

Слайд 4
Односоставные предложения с главным членом сказуемым
Определённо-личные
Неопределённо-личные
безличные

1-е, 2-е л.
ед ч, мн ч.

3-е

л. мн ч.
или форма
прош.вр


3-е л ед ч наст, буд вр
или ср р
прош вр

Какие из этих предложений могут иметь значение
обобщённого лица ?

Односоставные предложения с главным членом сказуемымОпределённо-личныеНеопределённо-личныебезличные1-е, 2-е л.ед ч, мн ч.3-е л. мн ч.или форма прош.вр3-е л

Слайд 5Найдите определённо-личное предложение ( расставьте знаки препинания)
С давно забытым упоеньем смотрю на

милые черты.

Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.

На пригорке то сыро то жарко.

Волка шапками не закидаешь.

По ниве прохожу я узкою межой поросшей кашкой и цепкой лебедой.
Найдите определённо-личное предложение ( расставьте знаки препинания)С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.Про победу Великого года

Слайд 6Найдите неопределённо-личное предложение
Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.

На

сердитых воду возят.

Еду-еду в чистом поле.

Со скрипом опустили трап.

Нигде жилья не видно на просторе.
Найдите неопределённо-личное предложениеУж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.На сердитых воду возят.Еду-еду в чистом поле.Со

Слайд 7Найдите безличное предложение ( расставьте недостающие знаки препинания)
Ведут ко мне коня.

Не спится

няня.

Кому-то принесли от мастера ларец.

После драки кулаками не машут.

Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.

Найдите безличное предложение ( расставьте недостающие знаки препинания)Ведут ко мне коня.Не спится няня.Кому-то принесли от мастера ларец.После

Слайд 8Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
(

А.А.Фет )
Учись у них – у дуба, у берёзы.Кругом зима. Жестокая пора!( А.А.Фет )

Слайд 9Сопоставьте предложения. Подчеркните в них грамматические основы; определите , чем они

выражены.Укажите в скобках вид предложения по наличию в нём главных членов.

Воздух горячий.( ____________)
Горячий воздух.( ____________ )
Ночь чудная, снежная! ( __________ )
Чудная ночь! ( ___________ )
Утро ясное и морозное. ( ________ )
Ясное и морозное утро. ( _________ )


Сопоставьте предложения. Подчеркните в них грамматические основы; определите , чем они выражены.Укажите в скобках вид предложения по

Слайд 10 Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря.
И лобзания, и слёзы;
И заря, заря!..
( А.Фет)






»В нём нет ни одного глагола.
Каждое выражение – картина.»
( Л.Н.Толстой)

Шёпот, робкое дыханье,        Трели соловья,

Слайд 11Найдите в текстах назывные предложения, назовите в них грамматические основы. Какова роль

назывных предложений в этих стихах.

Вечер. Взморье.
Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря.
В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
( К Бальмонт )






Найдите в текстах назывные предложения, назовите в них грамматические основы. Какова роль назывных предложений в этих стихах.Вечер.

Слайд 12Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь тёмно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на

корме.
(К.Ваншенкин)
Маленький городок.Северный городок.Выцветшая луна.Северная Двина.Рябь тёмно-синих вод.Музыка. Теплоход.Девушка на холме.Юноша на корме.     (К.Ваншенкин)

Слайд 13 Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней , осин
В позолоте небывалой.
( Б.Пастернак )

Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озёра. Как на выставке

Слайд 14Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая берёзовая роща,
Редкий лес на берегу

реки.
( Д. Кедрин)

Глушь да топь, коряги да пеньки.Старая берёзовая роща,Редкий лес на берегу реки.

Слайд 15Какие это предложения? Какое они имеют значение?
Вот серый старый дом. Теперь

он пуст и глух.

Вот окраина. Вот Заводская улица.
Вот домик под толевой крышей.

Вот море, вот пермские дремучие леса.
Какие это предложения? Какое они имеют значение?Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.Вот окраина. Вот

Слайд 16Придумайте и запишите 2-3 назывных
предложения с указательным значением.

Придумайте и запишите 2-3 назывныхпредложения с указательным значением.

Слайд 17Найдите среди предложений односоставные, определите их тип:
Глаза поминутно застилало слезами.
Моросил дождь,

слегка шумя по деревьям.
Пахло мёдом, липовым цветом, вереском и чем-то ещё.
Потушу перед зеркалом свечи.
Чист и прозрачен воздух.
Его именем назвали город.
Псковская земля. Мелколесье. Валуны.

Найдите среди предложений односоставные, определите их тип:Глаза поминутно застилало слезами.Моросил дождь, слегка шумя по деревьям.Пахло мёдом, липовым

Слайд 18Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику, расставьте знаки препинания.
Об…явили тревогу и

через (не)сколько минут отряд двинулся дальше.
(Сложное, 2 части, 1- н-л)
В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро.
(Сложное, 2 части, 2- н-л)
Тайга. Река. Откосы гор.
( Простые предложения, односостав,назывн)
На луну стало постепенно наползать облако но света ещё хватало.
(Сложное, 2-части, 2- безличное пред)
Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику, расставьте знаки препинания.Об…явили тревогу и через (не)сколько минут отряд двинулся

Слайд 19Назывные предложения
Это односоставные предложения с главным членом- ________________________
Они сообщают о том,

что какое – нибудь явление существует(имеется) ___________

С частицей вот, вон назывные предложения
приобретают ______________________

Назывные предложения употребляются преимущественно _____________________


Назывные предложенияЭто односоставные предложения с главным членом- ________________________Они сообщают о том, что какое – нибудь явление существует(имеется)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть