Слайд 21. Тема научной работы: «Время и пространство в романе А.С.Пушкина «Капитанская
дочка».
2. Объект исследования : роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
3. Методы исследования:
1) анализ и синтез;
2) индукция;
3) дедукция.
Слайд 34. Цель работы : проследить взаимосвязь пространства и времени в повести
«Капитанская дочка» , то, как они выполняют сюжетную функцию в романе.
5. Задачи научно-практической работы:
1) изучить статьи по выбранной теме;
2) проанализировать, как в романе прослеживается слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом;
3) дать понятие хронотопа.
Слайд 4Гипотеза научно-практической работы. В романе «Капитанская
дочка» прослеживается связь временных и пространственных отношений, которые становятся субъектом и объектом повествования, выполняя сюжетную функцию.
Актуальность научно-практической работы. Пушкин создает новый тип произведения о важнейших событиях русской истории, которое обрело форму семейных записок. Время и про-странство становятся в нем субъектом и объектом повествования, выполняя таким образом сюжетную функцию.
Слайд 5 «В литературно-художественном хронотопе, - писал М.М.Бахтин, - имеет место слияние пространственных
и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысляется и измеряется временем. Этим пересечением рядов и сли-янием примет характеризуется художе-ственный хронотоп.»
Слайд 6 Пушкин, расширяя романные возможности циклической структуры «Повестей Белкина»,
учитывая опыт работы над романом в стихах «Евгений Онегин», создает новый тип занимательного и лаконичного романа о важнейших событиях русской истории. Исторический роман обретает форму семейных записок. Главный герой – участник описываемых событий. Такой способ связи между материалом и его отображением создает иллюзию безыскусности, простоты изложения, неотразимой убедительности. Время и про-странство становятся субъектом и объектом повествования, выполняя таким образом и сюжетную функцию.
Слайд 7Отражение исторической эпохи в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Слайд 8Схема маршрута Пушкина
в путешествии 1833 года.
Слайд 9Жанровое своеобразие произведения.
До сих пор нет единства в
определении жанра этого произведения. Что это: повесть, роман, исторический роман, семейные записки, хроника или мемуары? Но «Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами т.к. в произведении есть художественный вымысел. Широта проблематики выводит «Капитанскую дочку» за пределы одного жанра. Материал истории послужил Пушкину отправной точкой для создания многопланового произведения. Оно написано в форме воспоминаний, семейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторические лица (Е.Пугачев и Екатерина II), а потому произведение содержит в себе особенности всех названных жанров. «Капитанская дочка» – это и семейная хроника Гриневых, и роман-биография самого мемуариста Петра Гринева, и роман-становление дворянского «недоросля», и роман-притча.
Слайд 10Петр Гринев – главное действующее лицо.
Петр Гринев занимает
особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, раскрывающегося в истории по жизни, в поступках и образ старого помещика, офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, теперь на досуге вспоминающего историю своей молодости.
Слайд 11Художник С.Герасимов
Дуэль Гринева и Швабрина.
Слайд 12Автор – носитель особой точки зрения на мир, на события и
на самого рассказчика.
Гринев – свидетель и летописец.
Пушкин – гений, обобщающий рассказанное.
В результате читатель понимает больше рассказчика Гринева – ему доступнее образная иносказательность романа и его особенная поэтическая сила.
Слайд 14 Пугачев справедлив, великодушен, отзывчив. Он кровно связан
с народом, пользуется его любовью и поддержкой.
Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью, широтой натуры, способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой.
Слайд 16 Результаты работы..
Пространство и время являются
организационными центрами основных сюжетных событий романа. В хронотопе завязываются и развязываются сюжетные узлы. Явно, что им принадлежит основное сюжетообразующее значение.
Вместе с этим бросается в глаза изобразительное значение хронотопов. Время приобретает в них чувственно-наглядный характер; сюжетные события в хронотопе конкретизируются.. О событии можно сообщить, осведомить, можно при этом дать точные указания о месте и времени его свершения. Но событие не становится образом. Хронотоп же дает существенную почву для показа изображения событий. И это именно благодаря особому сгущению и конкретизации примет времени — времени человеческой жизни, исторического времени — на определенных участках пространства
Слайд 17Новизна научной работы.
Автор-творец, как мы утверждаем,
находясь вне хронотопов изображаемого им мира, находится не просто вне, а как бы на касательной к этим хронотопам, изображает мир или с точки зрения участвующего в изображенном событии героя, или с точки зрения рассказчика, или подставного автора, или, наконец, не пользуясь ничьим посредством, ведет рассказ прямо от себя как чистого автора (в прямой авторской речи), но и в этом случае он может изображать временно-пространственный мир с его событиями как если бы он видел и наблюдал его, как если бы он был вездесущим свидетелем его. Это мы и прослеживаем в «Капитанской дочке». Хронотоп как преимущественная материализация времени в пространстве является центром изобразительной конкретизации, воплощения идеи для всего романа. Таково изобразительное и сюжетно-композиционное значение хронотопа . Это мы постарались доказать в работе, в этом ее новизна
Слайд 18Теоретическая и практическая значимость работы.
Материал работы можно использовать на факультативе
и на спецкурсах по изучению творчества Пушкина.
Слайд 19Список использованной литературы.
1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе.
Очерки по исторической поэтике / В кн. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1976
2. Вахрушев В. С. Время и пространство как метафора в «Тропике рака» Г. Миллера (К проблеме хронотопа) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1992, №1, с. 35-39
3. Флоренский П. А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях. //Труды по знаковым системам. Т. 5
Слайд 20Словарь терминов.
1. Хронотоп – единство пространственных
и временных параметров, направленное на
выражение определенного (культурного, худож.) смысла.
2. Семейная хроника – это жанр литературы, предметом которого является изображение жизни нескольких (как правило, от двух до четырёх) поколений одного семейства.