Слайд 1Нарушение правил торговли: виды ответственности, штраф и рекомендации.
ГБПОУ РХ « Профессиональное
училище № 16»
Мастер производственного обучения Антоненко Г.В.
Слайд 2Деятельность торговой фирмы или предпринимателя могут проверить пожарная инспекция, санитарная служба,
милиция и другие структуры. Если контролеры обнаружат какие-то нарушения правил торговли, фирму, предпринимателя, а также продавца могут привлечь к административной ответственности. А в некоторых случаях руководителю фирмы или предпринимателю может грозить даже уголовная ответственность. Рассмотрим эти нарушения подробно.
Слайд 3Нормативное регулирование в 2019
Среди основных нормативных актов, регулирующих деятельность организаций, занятых
торговлей, можно выделить:
Гражданское законодательство.
Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей», подписанный 07.02.1992 г.
Трудовой кодекс.
Примерный перечень правил работы магазинов, утвержденный Комитетом по торговле.
Методические рекомендации, описывающие порядок формирования и применения свободных цен и тарифов, принятые письмом Министерства экономического развития № СИ-484/7-982 от 06.12.1994 г. (документ носит информативный характер).
Федеральный закон № 54 от 22.05.2003 г., гласящий о порядке применения контрольно-кассовых аппаратов.
Постановление Правительства № 936 от 12.08.1994 г., описывающее порядок государственного контроля торговли и способы улучшения обслуживания населения.
Ряд методических рекомендаций приняты приказами, письмами и распоряжениями различных комитетов и министерств.
Слайд 4Что является нарушением правил торговли в 2019
К административным санкциям в торговой
сфере могут привести различные проступки.
Например, игнорирование требования применять кассовую технику, наказывается штрафом в соответствии со ст. 14.5 КоАП. Размер взыскания варьируется от 1,5 тыс. рублей в отношении сотрудника, до 40 тыс. рублей, если речь идет о привлечении к ответственности компании.
Расхождение информации на ценнике с фактической стоимостью товара чревато для торговой точки штрафом от 10 до 20 тыс. рублей.
Работник, не выдавший чек, должен пополнить бюджет на 1,5-2 тыс. рублей. Повторный проступок может обернуться закрытием магазина.
Слайд 5Контролер может проверить порядок выдачи чека и сдачи. Кассовый документ должен
предоставляться потребителю вместе с денежными средствами. Иной порядок инспектор может расценить как неиспользование кассовой техники. Кассиру, не додавшему мелочь, грозит наказание в соответствии со ст. 14.7. КоАП. Обман потребителя может обернуться штрафом до 5 тыс. руб. для физических лиц и до 50 тыс. для организаций.
Специалист налоговой инспекции может провести контрольную закупку (мероприятие реализуется самостоятельно или с привлечением сотрудников полиции). Контроль распространяется на кассовые аппараты и правила их установки, а также на порядок предоставления чеков.
Слайд 6Жалоба на такое нарушение
Существует огромное количество поводов для написания жалобы на магазин.
Самые распространенные:
хамское поведение сотрудников;
игнорирование требований, прописанных в должностной инструкции;
обсчет;
отказ производить замену бракованного товара;
нарушение условий хранения скоропортящихся продуктов;
несоблюдение сроков проведения экспертизы;
нахождение на прилавках испорченных товаров и т.д.
Жалобу можно адресовать в торговую инспекцию, общество по защите прав потребителей, в Роспотребнадзор или в прокуратуру. Выбор контролирующего органа напрямую зависит от вида нарушения.
Слайд 7Фирме или индивидуальному предпринимателю, нарушившим правила торговли, может грозить административная ответственность.
Слайд 9Допущение серьезных нарушений в области продажи товаров может привести к уголовной
ответственности. Речь идет о причинении вреда жизни и здоровью клиентов, а также о незаконном получении крупного дохода.
Слайд 10 Гражданин — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, работающее в
торговой организации либо занимающееся торговлей как предпринимательской деятельностью, может быть привлечен к уголовной ответственности либо как любой гражданин, совершивший уголовно наказуемое деяние, либо как работник сферы торговли, если преступление связано с профессиональной деятельностью.
Слайд 11Уголовная ответственность.
Действующий УК РФ в главе, посвященной преступлениям в сфере экономики,
содержит только одну статью об уголовной ответственности работников торговли. Это статья 200 "Обман потребителей". В ней сказано, что обмер, обвес, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размере, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет
Слайд 12Те же деяния, совершенные:
- лицом, ранее судимым за обман потребителей;
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- в крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Объектом преступного посягательства, как это следует из текста закона, являются правоотношения в сфере торговли, на которые посягают субъекты преступного деяния. Права потребителя, его материальные интересы, которым преступными действиями причиняется ущерб, в данном случае составляют предмет преступного посягательства.
Слайд 13Объективная сторона преступления состоит в действиях, которые в диспозиции ст. 200
УК РФ определены как:
- обмер — отпуск товаров меньшей меры, чем должен получить покупатель по договору купли-продажи;
- обвес — отпуск товара меньшего веса, чем он должен быть в соответствии с оплатой;
- обсчет — получение продавцом большей суммы, чем фактически стоит товар;
- введение покупателя в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара — продажа товара, не соответствующего стандартам, сертификатам качества, техническим условиям, договору.
Слайд 14Поскольку работниками торговли за века этого вида деятельности наработано огромное количество
способов и приемов обмана покупателей товаров или потребителей услуг, а этот обман уходит корнями еще в древний Египет, Элладу и Рим, постольку и невозможно все эти способы и приемы перечислить в тексте закона.
Именно поэтому Законом определены только формы действий, составляющих объективную сторону состава преступления.
Слайд 15Способ же, или прием, которым в каждом конкретном случае достигается цель
обмана потребителя, должен быть установлен и доказан предварительным следствием и судом.
Субъектом данного преступления может быть любое лицо, осуществляющее продажу товаров или предоставляющее услуги. Это лицо может работать в организации любой формы собственности , а также быть индивидуальным предпринимателем.
Слайд 16Субъективная сторона. Обман — всегда действие умышленное, осознанное. Поэтому субъективная сторона
этого преступления характеризуется прямым умыслом, направленным на достижение корыстной цели путем обмана. Но не исключается и возможность совершения обмана потребителя по неосторожности. Например, в случае, когда продавец или лицо, предоставляющее услуги, само введено в заблуждение вышестоящим должностным лицом относительно цены товара, его потребительских свойств или состояния измерительного и счетного торгового инвентаря.
Слайд 17Частью второй ст. 200 УК РФ установлены четыре квалифицирующих признака, усиливающих
уголовную ответственность за обман потребителя:
- лицом, которое ранее было осуждено за это же преступление (специальный рецидив);
- группой лиц по предварительному сговору;
- организованной группой;
- в крупном размере.
Слайд 18Последний признак особенно важен, так как именно по нему разграничивается обман
потребителя как административное правонарушение или как уголовное преступление.
Слайд 19 Торговля и предоставление услуг (сервис) относятся к категории массовых видов
социальной деятельности. В ней в той или иной форме участвует практически все деятельное население планеты, поэтому правонарушения и преступления в сфере торговли и услуг всегда вызывают обостренную социальную реакцию. Особое значение для общества, да и для самой отрасли приобретают меры, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и преступлений в торговле и сервисе.