Слайд 1Выполнила:Аталикова.Ж
Проверила:Конар.С
Праволславие в Казахстане
Слайд 2ПРАВОСЛАВИЕ (что означает - правильно славить Бога)
Слайд 3Вероисповедную основу православия составляют:
Священное писание и Священное
предание.
Слайд 4Библия (Священное писание) - это собрание книг, представляющих Священное писание христианства.
Слайд 5 Священное предание – в провославии решения первых семи вселенских соборов
и труды отцов церкви II - VIII веков.
Слайд 6Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы :
триединства
бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),
боговоплощения,
искупления,
воскресения и вознесения Иисуса Христа.
Слайд 7 триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой)
Слайд 8В православном храме вы обязательно найдете икону Пресвятой Троицы. Которая соединяет
в себе три изображения — Бога Отца, Сына Божия и Святого Духа. Пресвятая Троица изображается в виде трех Ангелов, сидящих за столом. Так Господь явился некогда Аврааму.
Слайд 10Третий член Символа веры звучит следующим образом: Ради нас, людей, и
нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившийся
Слайд 12Догмат об искуплении – это сердце православной веры. Он является не
только критерием чистоты веры, но также камнем преткновения для еретиков и лжеучителей от апостольского века до наших дней.
Слайд 13воскресения и вознесения Иисуса Христа
Слайд 14 Воскрешение Иисуса Христа — одно из наиболее известных событий, описанных
в книгах Нового Завета. Вера в воскресение Иисуса является одной из основных доктрин христианства.
Слайд 15
Главное богослужение в православии - литургия, на котором совершается таинство причащения
(евхаристии). Литургия от греческого "богослужение".
Слайд 16
Основу системы культовых действий составляютв христианской религи
семь
главных обрядов-таинств и:
- крещение,
- причащение (евхаристия),
- покаяние (исповедь),
- миропомазание,
- брак,
- елеосвящение (соборование),
- священство.
Слайд 24Начало истории Христианства на территории Казахстана, по преданию, было положено ещё
во времена апостольские. Миссионерский путь апостолов Фомы и Матфея мог касаться этого региона.
В более поздний период, во время Вселенских Соборов, с проповедью Христианства (несторианского толка) в пределы Центральной Азии пришли сирийские миссионеры. Будучи в оппозиции к государственной власти Византийской империи, сирийцы были географически ограничиваемы в своей проповеднической деятельности в западном направлении. Этот фактор способствовал тому, что их миссия с самого начала ориентировалась на Восток.
Первые исторически достоверные свидетельства о предпосылках распространения несторианского Христианства на территории Казахстана относятся к памятникам сирийской письменности древнего города Мерв (современный г. Мары, Туркменистан), столице античной Маргианы, являвшейся центром северного Хорасана, где в первой половине IV века (334г.) была создана епископия, позднее приобретшая статус несторианской митрополии. Современные археологические данные говорят о появлении первых христианских построек в западной части Мерва уже в конце II века. В пригороде церковные постройки датируются III-IV вв. Именно из Мерва в VII-VIII вв. несторианство распространялось по городам Южного Казахстана и Семиречья. В IX-X вв., при несторианском патриархе Тимофее I, там образуется Карлукская митрополия, о чём свидетельствует сводный список несторианских митрополий, составленный в середине XIV в. Амром Бен Мата. Христианские церкви действовали в Таразе и Мерке (Жамбылская область), а христиане Илийской долины имели свой храм в городище Каялыке (Кайлаке) – ставке карлукских правителей – джабгу.
В 1009 году несторианскими миссионерами была крещена одна из самых многочисленных монголоязычных этнических групп – кереиты. Важным фактором здесь стало Крещение кереитского хана, принявшего христианское имя Маргуз (Марк). Кереиты обитали в восточной части Казахстана, южная их граница очерчивалась озером Балхаш, восточная озером Зайсан, и на севере они распространялись вплоть до нынешнего юга России. В то же время христианство несторианского толка распространяется и среди онгутов, чигилей, гузов; в это же время была образована несторианская митрополия Кашгара и Навакета.
.
История православии в Казахстане
Слайд 26Несторианство зачастую имело успех и при дворах могущественных правителей. В семье
монгольских императоров множество благородных женщин при дворе были христианками, вероятно, кереитского происхождения. Например, племянница кереитского Ван-Хана, Соргатханибехи, была несторианкой. Выйдя замуж за Тулуя – младшего сына Чингисхана, она стала матерью двух Великих Ханов – Мунке и Хубилая, а также иль-хана Хулагу, в свое время покорившего Иран. Возможно, именно ее вера в значительной степени определила интерес и симпатию, которую проявляли все три внука Чингисхана по отношению к Христианству, не говоря уже о том, что Мунке и сам принял Крещение в 1255 г. Самые замечательные ханские министры были чаще всего уйгурскими или кереитскими несторианами.
Католический монах и историк Гильом де Рубрук сообщает о христианских селениях и о монастыре на берегу Иссык-Куля, где хранились мощи святого Матфея.
Слайд 27Однако вскоре расцвет несторианских общин пошел на убыль. Упадок начался после
падения Аббасидского халифата и роста Монгольской империи. К этому времени знаменитые несторианские переводческие и медицинские школы уже прекратили свое существование. В 1300 г. надежда на обращение в Христианство монгольских иль-ханов была окончательна потеряна. Вскоре они приняли ислам.
После завоевательных походов Тамерлана (1336-1405 гг.) несторианская церковь практически исчезла из Центральной и Западной Азии. Плоды многих веков несторианской миссии и евангелизации региона были уничтожены за несколько десятков лет. К 1400 г. древние центры и крепости общины, её школы и монастыри были преданы забвению
Началом XV в. заканчивается первый ощутимый период христианизации территории Казахстана.
Второй этап в истории Христианства в этом обширнейшем регионе приходится уже на эпоху Позднего Просвещения – середину и вторую половину XIX века. Весьма важную роль в этот период сыграла новообразованная на ту пору Алтайская духовная миссия и её выдающийся пастырь (ныне прославленный в лике преподобных) – архимандрит Макарий (Глухарёв), являвшейся начальником Миссии с 1829 по 1842 гг.
Слайд 28Опыт Алтайской миссии в построении проповеди для инородцев на их родном
языке предвосхитил знаменитую систему казанского профессора Н.Ильминского. Составление алфавита, переводы книг Священного Писания и всевозможного рода духовной литературы – всё это стало правилом для миссионеров казахстанских.
В 1880 году, очередным руководителем Алтайской миссии, архимандритом Владимиром (Петровым) была совершена поездка в район нынешнего Семипалатинска, в ходе которой была выявлена насущная потребность в необходимости миссионерства среди казахского населения, о чём он и доложил в Святейший Синод. Во второй половине 1881 года указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви, данным на имя преосвященного Петра, епископа Томского и Семипалатинского, было разрешено открытие Киргизской Миссии в Семипалатинской области, с подчинением её начальнику Алтайской миссии. Первым миссионером, имевшим уже почти 10-тилетнюю практику в деле миссионерского служения на Алтае, стал священник Филарет Синьковский. Для первоначального местопребывания миссии был определен город Усть-Каменогорск, куда иерей Филарет прибыл 10 октября 1882 года. В марте 1883 г. Киргизский миссионерский стан был переведен в Семипалатинск, где Синьковскому было поручено настоятельство в тюремной церкви. С открытием миссии планировалось образовать среди степи такой посёлок, который был бы населён исключительно новоокрещенными киргизами (казахами) и, вместе с тем, являлся бы резиденцией миссионера. Этим местом стал посёлок, расположенный на реке Буконь.
Слайд 29Религиозный склад местных жителей, пример их доброй христианской жизни для будущих
прозелитов, а также близость киргизских кочевий представляли собой наиболее подходящее место для постоянного стана Киргизской миссии, открытого здесь в конце 1883 года. С самого начала работы Миссии, особое внимание уделялось строительству храмов, устроению миссионерских школ для детей новокрещеных, преподавание в которых велось на казахском и русском языках. Проповедь Евангелия также проходила по-казахски. В 1884 г. заботами иерея Филарета в посёлке была построена церковь и открыта мужская школа. В 1887 г. открылась женская школа, были построены дома для миссионера и псаломщика. 13 апреля 1886 года Синьковский был избран попечителем Кокпектинской и Буконской мужских начальных школ; в феврале 1888 г. утвержден попечителем Буконской женской школы. Перенимался опыт Алтайской миссии по созданию мужских и женских монастырей, которые принимали новокрещённых послушников и послушниц и научали их к христианской вере. В храмах миссии службы шли на казахском языке, на клиросах обычно пели по-казахски дети новокрещённых. Всё это также весьма способствовало становлению и развитию казахской словесности в данном регионе.
Слайд 30С 1895 г. Киргизская духовная миссия стала самостоятельной, подчинившись Омскому епископу.
В
1898 г. центром Миссии стал г. Семипалатинск, имея несколько миссионерских станов в округе.
Просуществовала Киргизская миссия до 1917 года, будучи закрыта в плане всеобщей борьбы коммунистического правительства с религией. В 1921 г. имущество бывшей Киргизской миссии было передано семипалатинской Благовещенской церкви. Известно, что группа православных казахов оставалась в Семипалатинской области вплоть до 60-х гг. XX века. В это время в единственной открытой церкви г. Семипалатинска служил воспитанник Миссии – священник Симеон (фамилия и казахское имя неизвестны). По свидетельству старых прихожан Воскресенского собора г. Семипалатинска, в 50-е годы из сёл Знаменки и Караула для принятия Святых Христовых Таин в церковь приезжало православное казахское население.
Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для Русской Православной Церкви. Коснулась эта трагедия и православных Казахстана. В 2000 году, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, был прославлен сонм новомучеников и исповедников Казахстанских, живших в пору лихолетья, в их числе: ревностный архипастырь, священномученик Пимен, епископ Верненский и Семиреченский; священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский; преподобный старец-исповедник Севастиан Карагандинский; преподобномученики Алма-Атинские Серафим и Феогност. Всего Собор Казахстанских святых ХХ века составляют 233 новомученика и исповедника.
Прошел через ГУЛАГ и митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов; †4.09.1975), имя которого окружено любовью и почитанием со стороны паствы Казахстана. Митрополита Иосифа на Казахстанской земле называют великим старцем, а епархию, которую ему пришлось возглавлять, епархией исповедников.
Слайд 32После распада СССР Казахстан стал второй по величине страной СНГ после
России. Республика входит в десятку крупнейших стран мира. Бескрайние степи, многоликие поля, золотая целина, горизонты палящего солнца, далекие аулы – так выглядел Казахстан в 60-е – 70-е годы минувшего столетия. Так представляется он и в наши дни; однако, к этим внешним составляющим добавились и не столь ярко выраженные в прошлом проблемы, характерные ныне для всех стран постсоветского пространства. Тяжелая во всех отношениях жизнь породила множество проблем, с которыми приходится сталкиваться человеку.
Православие в Казахстане
Слайд 34На территории Казахстана расположены три епархии Русской Православной Церкви с центрами
в Астане, Уральске и Чимкенте. Чимкентская епархия расположена на юге страны, Астанинская – на северо-востоке, а Уральская – на западе. В Уральско-Гурьевскую епархию входят пять областей: Западно-Казахстанская (Уральская), Атырауская (бывшая Гурьевская), Актауская (п-ов Мангыстау), Кустанайская и Актюбинская.
Актюбинская область, расположенная на западе страны, является самой большой в Казахстане – ее площадь превышает территорию Белоруссии. Актюбинская область граничит с Оренбургской областью России. Административный центр находится в г. Актобе (бывший Актюбинск). Область разделена на 12 районов с местным самоуправлением, которое, в свою очередь, подчиняется центру. Здесь действуют пять храмов РПЦ: два – в городском, и три – в районных центрах. Сам г.Актюба небольшой – население составляет около 280 тысяч жителей. Через него проходит линия железной дороги, связывающая Москву с Алматой (бывшая Алма-Ата), Ташкентом и Средней Азией. Население умеренно религиозное; подавляющая его часть исповедует ислам. Наряду с двумя православными храмами в городе существуют также две мечети и католический костел.