Слайд 1Колобекова А.Г.
Презентация на тему «Музыкальное искусство осетин»
Слайд 2Осетинская музыка — народная музыка осетин. Развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями,
эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно-родового строя, многие из них сохранились до наших дней (в т.ч. песни о мифологических божествах, отображающие языческие верования).
Слайд 3Осетинская народная музыка, представленная песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами, развивалась
как искусство устной традиции. В осетинской народной песне бытуют жанры: историко-героические, трудовые, застольные, лирические, шуточные, колыбельные, обрядовые. В свою очередь, обрядовые делятся на свадебные, охотничьи, причитания, врачевальные и др. Как правило, песни исполняются мужским хором: солист-запевала ведёт основную мелодию, остальные подпевают ему. Часто ведущих певцов два, и они чередуются между собой. В отличие от мужских хоровых многоголосных (двухголосных, трёхголосных), большая часть женских песен исполняется одноголосно и редко двухголосно. Главную роль принадлежит первому голосу, ведущему основную мелодическую линию.
Слайд 4Осетинские песни разнообразны по содержанию и жанрам, по манере исполнения и
средствам выразительности: трудовые и обрядовые (охотничьи, врачевальные, похоронные причитания, «Цоппай» — песни с пляской вокруг поражённого молнией и др.), бытовые (свадебные, колыбельные, застольные, шуточные, плясовые, детские и др.). Особо популярны песни о героях, погибших в неравной борьбе, и нартовские сказания (из национального эпоса «Нарты»). Для большинства песен (за исключением детских, колыбельных, лирич. и эпич. сказаний) характерна сольно-хоровая традиция исполнения, при которой солист или солисты поочерёдно поют осн. мелодию, тогда как остальные участники (независимо от их количества) ведут менее самостоятельную мелодию на гласных звуках. Возгласы, вставные фразы переходят из песни в песню. Партия солиста — эмоционально насыщенный, патетически взволнованный, мелодически развитый речитатив широкого звукового диапазона, отличающийся свободной метроритмич. организацией, варьируемой от строфы к строфе. Нартовские сказания и песни балладного типа (их общее название — кадаг) исполняются сказителем соло под собственный аккомпанемент на струнно-щипковом инструменте дыуадастаноне или смычковом кисын-фандыре.
Слайд 5У народов Северного Кавказа, в том числе - у осетин, большой
популярностью стала пользоваться гармоника (ирон кандзал фæндыр), по мнению некоторых исследователей заменившая или «изгнавшая все остальные народные инструменты» Наряду с гармоникой, на которой первоначально играли только женщины, музыкальный инструментарий осетин пополнился другими инструментами: доули (гуымсæг), трещотки (къарцгæнæн), бубен и др. Каждому инструменту отводилась своя роль в музыкальной традиции осетин. Так, например, на исконно мужском инструменте исполнялись, как правило, ставшие классикой произведения героического эпоса, сказания о нартах. Арфа (дыууадæстынон фæндыр) впервые упоминается в нартском эпосе. Трагический образ безутешного Сырдона, оплакивающего невинно убиенных сыновей, тесно связан с арфой.
Слайд 6Музыкальные инструменты Осетии