Слайд 1МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ%РАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Югорский государственный университет» (ЮГУ)
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Югорский государственный университет»
(ННТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
тема
Мотивация обучающихся как фактор успешности в образовательной траектории
выполнил преподаватель Амосова Т. Г.
Нижневартовск 2019
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
“Личность – звено между
мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что обучающийся получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” .
Слайд 4Факторы, определяющие учебную мотивацию
1. Мотивация определяется образовательным учреждением;
2. Организацией образовательного процесса;
3.
Особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д. );
4. Особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
5. Спецификой учебного предмета.
Слайд 6Снижение положительной мотивации обучающихся
Это проблема, которая остается актуальной до сих пор.
Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.
Причина спада мотивации:
У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
Страх перед учебным заведением, коллективом обучающихся.
Отношение преподавателя к обучающемуся.
Отношение обучающегося к преподавателю
Продуктивность учебной деятельности.
Умственное развитие обучающегося.
Личная значимость дисциплины
Непонимание цели учения.
Слайд 7Пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У
таких обучающихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Обучающиеся четко следуют всем указаниям преподавателя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
Второй уровень – хорошая мотивация. (Обучающиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к учебному заведению, но уч.заведение привлекает таких обучающихся внеучебной деятельностью. (Такие обучающиеся и достаточно благополучно чувствуют себя в уч.заведении, чтобы общаться с друзьями, с преподавателями. Им нравиться ощущать себя обучающимися и, иметь красивый внешний вид и т.д. и т.п. Познавательные мотивы у таких обучающихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти дети посещают уч.заведение неохотно, предпочитают пропускать занятия. На занятиях часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к уч.заведению.)
Пятый уровень – негативное отношение к уч.заведению, дезадаптация. (Такие обучающиеся испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одногруппниками, во взаимоотношениях с преподавателем. Уч.заведение а нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях обучающиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных обучающихся в отмечаются нервно психические нарушения.)
Слайд 8Методы мотивации
Эмоциональные методы мотивации:
1 - поощрение, 2 - порицание, 3 -
учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 -удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации:
1 - опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговая атака”, 7 -развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации:
1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации :
1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование.
Слайд 11Выводы
Мотивация – один из факторов успешного обучения обучающихся на занятиях.
Снижение
положительной мотивации обучающихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным дисциплинам.
Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию обучающихся, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Слайд 12Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками
не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на занятии, такое занятие обречено на провал, оно пройдет мимо сознания обучающихся, не оставив следа в нем!!!