Слайд 1Методические приемы работы над фонетическим разбором слов в начальной школе
Мирская Марина
Станиславовна
г. Воронеж
Слайд 2Фонетика-наука о языковой системе языка.
Фонетика изучает:
-образование звуков речи;
-артикуляционные свойства;
-фонетические чередования;
-звуковые отрезки
речи (слоги, такты, фразы);
-ударение в словах и во фразах;
-интонацию.
Слайд 4Актуальность фонетической работы в начальной школе
1.Формирование всех видов речевой деятельности
2.Усвоение произносительных
норм
3. Взаимосвязь с лексикой, грамматикой, морфемикой
Слайд 5Специфические ошибки на письме младших школьников
Пропуск
Перестановка
Вставка букв
Вставка и
пропуск слогов
Смещение букв
Слайд 6Порядок фонетического разбора
Записать слово.
Поставить ударение.
Разделить слово на слоги, записать сколько слогов
в слове.
Определить и записать сколько гласных и согласных в слове.
Записать все буквы слова столбиком, рядом в квадратных скобках звуки, которые обозначают буквы.
Дать характеристику каждому звуку.
Записать сколько в слове букв и звуков.
Слайд 8Этапы работы
1 этап. Постановка ударения.
Успех изучения таких тем, как склонение имен
существительных, прилагательных, спряжение глаголов и орфографических правил (правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, правописание суффиксов, наречий), определяется степенью сформированности этого навыка.
Слайд 9Упражнения на 1 этапе
1.Сравни слова.
Есть ли какая-нибудь разница на письме?
А на слух? Прислушайся, какой слог сильнее звучит?
- Придумай предложение со словом "рУки", а теперь со словом "рукИ ".
- Придумай слова к схемам.
2. Подумай, зависит ли смысл слов от места ударения?
-Охотник стрелял бЕлок. В яйце есть белОк.
-У зайца два длинных Уха. Варилась ухА.
- Подчеркни слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
3.Подумай, как можно распределить слова на две группы.
Гора, горка, трава, травка, нора, норка, стена, стенка.
Слайд 10Упражнения на 1 этапе
4. Составь из слогов слова.
-Какого слога не хватает?
-В лесу
мы кричим так:
...„ "Ма-ма! Ве-ра!" - мы делим слова (на слоги).
Раздели слова " Миша", "Дима". Представь, что ты зовешь друзей.
5.Добавь слог. Запиши получившееся слово.
Соба...., бел...., шап...., плот...., охот...., печ......
Делю на слоги. Делю для переноса.
во/да, во/зил, во-да, во-зил, о/го/род, мо/и,
ого-род, мои.
Сделайте вывод.
Слайд 112 этап. Гласные звуки: ударные и безударные
Упражнения.
1.*Прочитай слова. Произнеси, как мы
их обычно говорим. Сделай вывод.
Нора, норы, норы;
роман, романы, романа,
*Сравни произношение слов с написанием. Подчеркни буквы, не соответствующие звукам.
Береза, огонь, окно, вода.
Слайд 122.*На какие группы можно разделить эти слова?
Сын, сон, сад, рот, рыл,
рак, дом, дым, дал.
Дополни каждую группу своими словами.
*Подчеркни в словах буквы, обозначающие гласные звуки. Какие гласные звуки они обозначают?
Пожалуйста, спасибо, здравствуйте.
* Запишите буквами:
[луга], [л'устра], [пар], [ п'атка ].
Почему одинаковые гласные звуки вы обозначили разными буквами? Подчеркните их.
Слайд 13З этап. Согласные звуки
Звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки
Упражнения.
1.*Подчеркни "б"
- в твердой позиции, "б" - в мягкой позиции.
Бараны били в барабаны.
Послушай как произносятся слова. Сравни с написанием. Подчеркни случаи происхождения звука и буквы в корне слов:
лов голод
улов голодал
наловил голодный
*Подчеркни согласные, которые пишутся не так, как
произносятся: /дуб /суп /рукав /шкаф /луг /лук /гараж /шалаш/
Слайд 142.*Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков:
кильки, книжка, сахар, сильный,
редька.
*Придумай два слова, в которых:
а) все буквы соответствуют звукам.
б) букв больше, чем звуков.
Слайд 154 этап. Количество звуков и букв.
На этом этане фонетического разбора необходимо
сравнять произношение и написание слова, определить количество звуков и букв, их обозначающих.
Учащиеся должны ответить на вопросы: из какого количества звуков, произносимых и слышимых, состоит данное слово? Какими буквами обозначены эти звуки? Совпадает ли количество звуков и букв; если нет, то почему?
Слайд 16Проектная деятельность
Проект «Гласные звуки»
Проект « Глухие и звонкие согласные звуки»
Проект «Страна
звуковичков»