Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ,
ИНФОРМАТИКИ, ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Г. ЗЕРНОГРАДА
Матвеева Светлана Геннадьевна
Высшая квалификационная категория
Слайд 3Тема: Применение технологии «Развитие критического мышления» в образовательном процессе.
Слайд 4«Критическое мышление»
Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997
года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.
Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
Слайд 5Основной методический прием моего мастер-класса - это прием «Написание Синквейна». В
качестве вспомогательных я использовала следующие приемы : «Мои предпочтения», «Выставка плаката»;
На основе использования всех этих интерактивных методов, можно проводить не только учебные занятия, но и любые подобные мероприятия (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.). Они универсальны. Все методические приемы открыты для модернизации. У учителя есть возможность перекраивать и видоизменять их под самые разные обстоятельства, например, под содержание учебного материала, под возраст и уровень развития детей или для выступления перед коллегами.
Слайд 7
«Как ни старо сравнение воспитателя с садовником, но оно
глубоко верно … младенец есть молодой, бледно-зеленый росток, едва выглянувший из своего зерна; а воспитатель есть садовник, который ходит за этим ростком»
Виссарион Григорьевич Белинский
Слайд 8
«Учитель в какой-то мере актер. Он, так же как
и мы, актеры, не имеет права переносить «на сцену» свои личные переживания. Учитель всегда должен входить в класс с ясной душой, — какие бы ни были неприятности, какие бы ни встретились трудности в жизни. В момент, когда учитель с детьми, он обязан забыть обо всем. Это очень трудно»
Вера Петровна Марецкая
Слайд 9
«Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем
писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру». Дмитрий Сергеевич Лихачев
Слайд 10
«Ткач уже через час видит плоды своих забот,
сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил».
Василий Александрович Сухомлинский
Слайд 11 Шалва Александрович Амонашвили:
«Люблю сравнивать свою профессию учителя, воспитателя,
педагога с разными другими профессиями. Это дает мне возможность углубиться в суть педагогической жизни.
Хочешь осознать, чему ты служишь? Тогда сравнивай свою службу, с точки зрения общественных ценностей, с профессиональной службой других, и ты почувствуешь, как важна и неповторима твоя жизнь для общества»
Слайд 12Каждое сравнение моей профессии с профессиями других людей оставляло мне какое-нибудь
правило, памятку. Я сравнил свою профессию с профессией врача и сформулировал тест для самовнушения: «Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школьника!»
Артист на сцене принадлежит не самому себе, а зрителям и своему герою. «Дари себя детям!» — вот к чему привело меня сравнение профессии педагога с профессией артиста.
Сопоставление профессии педагога с профессиями архитектора, строителя, а также геолога и астронома выявило больше различий, чем сходства, все же оно принесло мне пользу. К содержанию теста для самовнушения я прибавил еще следующие фразы — «Знай, к чему стремишься!», «Постоянно ищи в ребенке богатство его души!», «Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!»
Эти памятки я повторяю каждое утро, когда иду в школу, каждый раз, когда передо мной возникает сложная жизненная ситуация.
Слайд 13Учителю дана огромная сила – СИЛА СЛОВА.
Пользуясь этой силой мы способны
создавать миры…
Слайд 14Но эта же самая сила в состоянии их и разрушать…
Слайд 15 Профессия учителя – это особая профессия. Учитель постоянно
живет в мире сверх- и сверхзадач.
Общество предъявляет учителю непомерно высокие требования: стать идеалом человека хотя бы для своих учеников.
Учитель не имеет права быть рядовым, он вынужден быть особенным. А это так не просто. ..
Слайд 16
«Светя другим – сгораю сам…»
Как
сохранить свою душу от «профессионального сгорания»?
Где взять силы для каждодневного вдохновения?
Только в самом себе, только в сознании величия своего дела…
Слайд 17Тема: КТО МОЖЕТ СРАВНИТЬСЯ С ТОБОЮ, УЧИТЕЛЬ?
Цели:
Продемонстрировать методический
прием технологии «Развитие критического мышления» «Написание синквейна»;
Охарактеризовать роль нравственной оценки и самооценки в профессиональной деятельности педагога.
Слайд 18Что мы будем делать?
Сравнивать профессию учителя с какой-либо другой
профессией.
Зачем мы это будем делать?
Для того что бы:
выявить все самое лучшее и светлое в нашей профессии;
почувствовать, как важна и неповторима наша жизнь для общества;
выработать позитивную установку на профессию учителя.
Как мы это будем делать?
Работая в группах, создадим синквейны и оформим их в виде небольших плакатов.
Слайд 19 «Написание СИНКВЕЙНА»
В переводе с французского слово «синквейн» означает
стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Написание синквейна — это рефлексивное осмысление накопленной информации, форма свободного творчества по определенным правилам. Методика синквейна позволяет сформировать четкое представление об определенном понятии, сформулировать свое отношение к нему.
Слайд 20СИНКВЕЙН
1. УЧИТЕЛЬ
2. Два прилагательных (признаки понятия)
3. Три глагола (действия, связанные с
понятием)
4. Одно предложение, отражающее суть понятия
5 С кем можно сравнить?
Слайд 21УЧИТЕЛЬ
ОПЫТНЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
НАБЛЮДАЕТ, ЗАМЕЧАЕТ, ОТКРЫВАЕТ
ВСЕ САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ И ЛУЧШЕЕ В ГЛУБИНАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ДУШИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Слайд 22
УЧИТЕЛЬ
ЗНАЮЩИЙ И ЛЮБЯЩИЙ
ЗАБОТИТСЯ, ОБЕРЕГАЕТ, ВОСХИЩАЕТСЯ
ДУШЕВНОЙ КРАСОТОЙ РЕБЕНКА, НЕ ОБИЖАЯСЬ НА КОЛЮЧИЕ
Слайд 23
УЧИТЕЛЬ
НАСТОЙЧИВЫЙ И ТЕРПЕЛИВЫЙ
ВЫБИРАЕТ, СОСТАВЛЯЕТ, ФОРМИРУЕТ
ИЗ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ НЕПРОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КРАСОЧНЫЙ КОВЕР
ТКАЧ
Слайд 24
Хотелось сравнить бы Вас с ними, УЧИТЕЛЬ:
Садовник Гений
Цветовод Провидец
Психолог Созидатель
Капитан Творец
Штурман Волшебник
Гид Воспитатель
Учёный Наставник
Президент Мама
Айболит Спутник
Мудрец Помощник
Философ Советчик
Слайд 25
Не стоит равняться на них, Вам, УЧИТЕЛЬ…
Судья
Прокурор
Следователь Полицейский
Надзиратель Сторож
Пастух Тиран
Критик Командир
Палач Террорист
Каратель Врач
Враг Киллер
Мученик Страдалец
Каторжник Заключённый
Жертва Мститель
Слайд 26 Будем вкладывать в слово УЧИТЕЛЬ высокий смысл. Пусть возвышенное
представление о нем и не совсем согласуется с повседневным, земным образом учительницы, но не все, же будни, да будничное…
Слайд 28
«Мои предпочтения»
Цель метода:
расслабление для уставшей группы.
Участники:
вся группа.
Слайд 29
- три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;
-
три характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими;
-три характеристики города – какими вы хотели бы видеть себя в работе.
Слайд 32
УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ,
ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!