Технология учебного диалога - это одна из главных технологий личностно-ориентированного
образования, являющаяся в последнее время чрезвычайно востребованной и актуальной.
Диалог на учебном занятии – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает студенту
развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности.
Вести диалог на учебном занятии – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только
форма, но и способ отношений.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий
творческое усвоение знаний студентами посредством специально
организованного преподавателем диалога.
Технология проблемно-диалогического обучения
позволяет реализовать компетентностный
подход в обучении.
Проблемно – диалогическая технология
предусматривает проблемное обучение с одной
стороны, и особым образом выстроенный диалог
преподавателя со студентами, с другой стороны.
Прием - анализ/интерпретация конкретных изречений, высказываний философов,- способствует переходу на более высокий уровень мышления, так как студент использует для осмысления имеющиеся теоретические знания об определенном философском направлении, органически соотнося их с современностью;
Прием «Ромашка вопросов» (таксономия). Шесть лепестков – шесть типов вопросов: простые вопросы, уточняющие вопросы, интерпретационные (объясняющие) вопросы, творческие вопросы оценочные вопросы, практические вопросы;
Прием «Синквейн» как способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление;
Пример синквейна : «Реформа 19 февраля 1861г.»
1. Реформа
2.Значимая, буржуазная
3.Наделила, отменила, освободила
4.Отменила крепостное право в России
5.Свобода
Прием «Фишбоун» - установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой
сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.
Развивает умение работать в группах.
Прием «Кластер» (гроздь) - это графическая организация материала,
показывающая смысловые поля того или иного понятия.
Пример применения проблемной ситуации между житейским представлением и научным фактом.
Урок по дисциплине Основы философии по теме «Основное содержание познавательной деятельности»
Для учебных занятий по общественным дисциплинам наиболее характерны:
1- проблемные ситуации с противо -речием между двумя или более поло жениями;
2- проблемные ситуации между жи -тейским представлением студентов и научным фактом;
3- проблемные ситуации «с удивле -нием»;
4- проблемные ситуации «с затруд -нением» .
Все звенья подведения опираются на уже пройденный учебной группой материал, а последний обобщающий вопрос позволяет студентам сформулировать тему / вопрос занятия.
Прием «яркое пятно»
Прием «актуальность»
Проблемные ситуации с противоречием между двумя или более положениями.
Пример занятия по Отечественной истории (2 курс), где применен прием с противоречием при
изучении темы «Донецкий регион в период «оттепели».
Что такое диалектика, логика и философия?
Петька спрашивает Чапаева:
— Василий Иванович, что такое диалектика, логика и
философия?
— Ну как тебе объяснить? Вот видишь двух мужчин. Один
грязный, другой чистый. Кто из них в баню идет?
— Грязный.
— Нет. Он потому и грязный, что никогда в баню не ходит.
Это диалектика.
— А что такое логика?
— Видишь двух мужчин. Один чистый, другой грязный.
Какой в баню идет?
— Чистый.
— Нет, он чистый, а в баню идет грязный. Это логика.
— А что такое философия?
— Какой из них идет в баню?
— А черт его знает.
— Вот это и есть философия.
Преподаватель: С содержанием каких понятий вас ждет знакомство?
Результативность:
Преимущество этой технологии:
- умение добывать знания;
- воспитывает самостоятельность;
- делает работу на уроках организации новых знаний интересной для всех;
- высокая мотивация способствует формированию интереса к учебе;
- носит здоровьесберегающий характер;
- обеспечивают на занятиях подлинно творческую деятельность, как студентов, так и преподавателя.
- повышается интерес к учебе;
- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;
- не допускается переутомления на уроке;
- обеспечивается атмосфера сотрудничества на всех уровнях;
- развитие речи, логического мышления;
- развитие личности студента, его творческих способностей и интереса к предметам;
- вырабатывается активная позиция подрастающего поколения.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть