Презентация, доклад Мастер-класс Использование проблемно-диалогической технологии в преподавании цикла общественно-экономических дисциплин

Содержание

«Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения»

Слайд 1Из опыта работы преподавателя общественных дисциплин
Плисенко Е.А.
МАСТЕР – КЛАСС
«Технология проблемного диалога

как средство повышения самостоятельности мышления студентов»
Из опыта работы преподавателя общественных дисциплинПлисенко Е.А.МАСТЕР – КЛАСС«Технология проблемного диалога как средство повышения самостоятельности мышления студентов»

Слайд 2 «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она

рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения» М.М. Бахтин «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам» Сократ

Технология учебного диалога - это одна из главных технологий личностно-ориентированного
образования, являющаяся в последнее время чрезвычайно востребованной и актуальной.

Диалог на учебном занятии – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает студенту
развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности.

Вести диалог на учебном занятии – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только
форма, но и способ отношений.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий
творческое усвоение знаний студентами посредством специально
организованного преподавателем диалога.

Технология проблемно-диалогического обучения
позволяет реализовать компетентностный
подход в обучении.

Проблемно – диалогическая технология
предусматривает проблемное обучение с одной
стороны, и особым образом выстроенный диалог
преподавателя со студентами, с другой стороны.

«Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между

Слайд 3 Благодаря проблемно-диалогическому обучению у студентов развиваются пять универсальных

компетентностей
Благодаря проблемно-диалогическому обучению у студентов развиваются пять универсальных компетентностей

Слайд 4

ДИАЛОГ ВЕДЕТСЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ:

Слайд 5 Формы диалоговой технологии, которые я применяю на учебных занятиях в преподавании

общественных дисциплин
Формы диалоговой технологии, которые я применяю на учебных занятиях в преподавании общественных дисциплин

Слайд 6 Мультидиалог - активное обучение по методу «малых

групп»

Прием - анализ/интерпретация конкретных изречений, высказываний философов,- способствует переходу на более высокий уровень мышления, так как студент использует для осмысления имеющиеся теоретические знания об определенном философском направлении, органически соотнося их с современностью;
Прием «Ромашка вопросов» (таксономия). Шесть лепестков – шесть типов вопросов: простые вопросы, уточняющие вопросы, интерпретационные (объясняющие) вопросы, творческие вопросы оценочные вопросы, практические вопросы;
Прием «Синквейн» как способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление;
Пример синквейна : «Реформа 19 февраля 1861г.»
1. Реформа
2.Значимая, буржуазная
3.Наделила, отменила, освободила
4.Отменила крепостное право в России
5.Свобода
Прием «Фишбоун» - установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой
сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.
Развивает умение работать в группах.
Прием «Кластер» (гроздь) - это графическая организация материала,
показывающая смысловые поля того или иного понятия.

Мультидиалог - активное обучение по методу «малых групп»Прием - анализ/интерпретация конкретных изречений, высказываний

Слайд 7Для организации диалогового обучения необходимы:

Для организации диалогового обучения необходимы:

Слайд 8 На занятии открытия новых знаний применяю три наиболее эффективных метода

постановки учебной проблемы:
На занятии открытия новых знаний применяю три наиболее эффективных метода постановки учебной проблемы:

Слайд 9

Побуждающий от проблемной ситуации диалог


 

Побуждающий от проблемной ситуации

Слайд 10 Побуждающий от проблемной ситуации диалог - метод,

требующий осуществления четырех педагогических действий: 1 - создания проблемной ситуации; 2 - побуждения к осознанию противо -речия проблемной ситуации; 3 - побуждения к формулированию учебной проблемы; 4 - принятия предлагаемых студента ми формулировок учебной пробле -мы.

Пример применения проблемной ситуации между житейским представлением и научным фактом.
Урок по дисциплине Основы философии по теме «Основное содержание познавательной деятельности»


Для учебных занятий по общественным дисциплинам наиболее характерны:

1- проблемные ситуации с противо -речием между двумя или более поло жениями;
2- проблемные ситуации между жи -тейским представлением студентов и научным фактом;
3- проблемные ситуации «с удивле -нием»;
4- проблемные ситуации «с затруд -нением» .


Слайд 11Пример метода побуждающего от проблемной ситуации диалога на занятии по Истории

со студентами 1 курса:
Пример метода побуждающего от проблемной ситуации диалога на занятии по Истории со студентами 1 курса:

Слайд 12 Побуждающий диалог может потребовать применения наглядных или

технических средств обучения, поскольку для создания проблемной ситуации (любым из приемов) часто необходим определенный видео или аудиоматериал. К примеру, на уроке Отечественной истории на 2 курсе в теме «Донбасс в период революции и гражданской войны (1917-1920 гг.).» рассматривается вопрос «Причины поражения белого движения»
Побуждающий диалог может потребовать применения наглядных или технических средств обучения, поскольку для

Слайд 13

Подводящий к теме (вопросу) диалог

Все звенья подведения опираются на уже пройденный учебной группой материал, а последний обобщающий вопрос позволяет студентам сформулировать тему / вопрос занятия.

Подводящий к теме (вопросу) диалогВсе

Слайд 14 Пример использования метода подводящего к теме (вопросу) диалога на занятии по

Истории со студентами 1 курса:
Пример использования метода подводящего к теме (вопросу) диалога на занятии по Истории со студентами 1 курса:

Слайд 15 Сообщение

темы с мотивирующим приемом

Прием «яркое пятно»
Прием «актуальность»
Проблемные ситуации с противоречием между двумя или более положениями.

Пример занятия по Отечественной истории (2 курс), где применен прием с противоречием при
изучении темы «Донецкий регион в период «оттепели».

Сообщение темы с мотивирующим приемомПрием «яркое пятно»Прием

Слайд 16 Прием

«ЯРКОЕ ПЯТНО» на занятии по основам философии

Что такое диалектика, логика и философия?

Петька спрашивает Чапаева:
— Василий Иванович, что такое диалектика, логика и
философия?
— Ну как тебе объяснить? Вот видишь двух мужчин. Один
грязный, другой чистый. Кто из них в баню идет?
— Грязный.
— Нет. Он потому и грязный, что никогда в баню не ходит.
Это диалектика.
— А что такое логика?
— Видишь двух мужчин. Один чистый, другой грязный.
Какой в баню идет?
— Чистый.
— Нет, он чистый, а в баню идет грязный. Это логика.
— А что такое философия?
— Какой из них идет в баню?
— А черт его знает.
— Вот это и есть философия.



Преподаватель: С содержанием каких понятий вас ждет знакомство?

Прием «ЯРКОЕ ПЯТНО» на занятии по основам

Слайд 17

ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ 1. Побуждающий к гипотезам диалог
ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА

Слайд 18

Технология проблемного диалога



Результативность:

Преимущество этой технологии:

- умение добывать знания;
- воспитывает самостоятельность;
- делает работу на уроках организации новых знаний  интересной для всех;
- высокая мотивация способствует формированию интереса к учебе;
- носит здоровьесберегающий характер;
- обеспечивают на занятиях подлинно творческую деятельность, как студентов, так и преподавателя.

- повышается интерес к учебе;
- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;
- не допускается переутомления на уроке;
- обеспечивается атмосфера сотрудничества на всех уровнях;
- развитие речи, логического мышления;
- развитие личности студента, его творческих способностей и интереса к предметам;
- вырабатывается активная позиция подрастающего поколения.


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть