Слайд 1 Краевое государственное казенное учреждение
«Организация, осуществляющая обучение, для детей – сирот
и детей,
оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом №8»
Творческий отчет
воспитателя Гавриловой Елены Павловны
по теме самообразования
«Личностно – ориентированное воспитание,
как средство развития группы
и саморазвития личности воспитанников»
г. Комсомольск-на-Амуре
2017
Слайд 2
Моя методическая тема по плану самообразования звучит так: «Личностно – ориентированное
воспитание, как средство развития группы и саморазвития личности воспитанников ». Работа над темой начата в 2013 году, год окончания – 2017.
Целью изучения темы по самообразованию было: обобщить опыт работы над проблемой личностно ориентированного подхода в воспитании.
Для решения поставленной цели я определила следующие задачи:
-Сформировать представления о значимости личностно-ориентированного подхода в воспитательном процессе.
-Обеспечить реализацию личностно-ориентированного воспитания в группе как одно из условий повышения качества воспитания.
-Создать благодаря изученному материалу условия, необходимые для осуществления личностно-ориентированного подхода.
Ожидаемые результаты:
1.Обобщение опыта работы по внедрению в воспитательную работу концепции воспитательной системы группы через:
-Творческий отчет
-Составление методического пособия по применению личностно-ориентированного подхода в воспитательной системе группы.
2.Внедрение опыта работы в практику работы других педагогов.
Актуальность.
Изучив теоретические основы личностно ориентированного подхода, для себя сделала вывод, что главным элементом личностно ориентированного воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых становится личностный рост ребенка.
В воспитании, основанном на личностном подходе, создаются условия путем включения развивающейся личности в ситуации, требующие проявления личностных свойств: нравственного выбора, рефлексии, реальной ответственности и др.
Личностный подход предполагает развитие личностных структур индивидуального сознания, выполняющих роль внутренних механизмов саморегуляции личностью своей деятельности, общения, поведения.
При применении личностно ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ребенка.
Слайд 4Результативность применения личностно – ориентированного подхода зависит от результатов диагностики. Я
применяла следующие методики:
1. Основы социализации и межличностного общения .
Начало года Конец года
Слайд 52. Навыки коммуникативного общения
Начало года Конец года
Слайд 63. Оценка мотивационно - потребностных установок личности
Начало года Конец года
Слайд 74.Уровень сформированности практических умений у воспитанников
Начало года Конец года
Слайд 8 В ходе изучения данной темы по самообразованию, мною наработан материал для
создания методического пособия, в частности, что технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению Е. В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
-диалогичность;
-деятельностно-творческий характер;
-направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
-предоставление ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов воспитания и поведения.
Формы и методы личностно ориентированного воспитания многообразны и они зависят от особенностей личностного образа воспитанника и воспитателя, от ситуации, возраста субъектов воспитательного процесса и многих других факторов. Можно обозначить лишь некоторые компоненты технологии личностно ориентированного воспитания:
-изучение узловых событий жизни ребенка;
-педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей;
-эмпатическое принятие ребенка - таким, какой он есть;
-совместное с ребенком проектирование этапов его дальнейшего развития;
-адаптация воспитательных средств к характеру ребенка;
-вовлечение его в педагогические и жизненные события;
-раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития.
Слайд 9Таким образом, подводя итог сказанному, отмечу, личностно - ориентированный подход в
воспитании представляет собой систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребенка, формирования его неповторимой индивидуальности.
Мною было выделено несколько позиций (по И. Якиманской и О. Якуниной),
которые должен учитывать педагог при разработке личностно – ориентированного занятия:
Слайд 101.Опора на субъектный опыт. «Основной замысел личностно -ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта воспитанников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. “окультурить”), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания».
2. Знание психофизических особенностей.
«Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от педагога знания не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого
воспитанника в работе с этим материалом.
3. В роли равноправных партнеров.
Для этого педагогу следует относить к фронтальным методам работы на занятии лишь информационные (установочные, содержательно-инструктивные), а к индивидуальным - все формы самостоятельной,
групповой (парной) работы.
Слайд 11Различия между традиционным и личностно-ориентированным занятием представлены в таблице.
Слайд 12 Подводя итог, хочу отметить, что личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с
одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.
Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.
Памятка
Деятельность педагога на занятии с личностно-ориентированной направленностью
1.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех воспитанников в ходе занятия.
2.Сообщение в начале занятия не только темы, но и организации деятельности в ходе занятия.
3.Применение знаний, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4.Использование проблемных творческих заданий.
5.Стимулирование воспитанников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
6.Оценка (поощрение) при опросе на занятии не только правильного ответа ребенка, но и анализ того, как он рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
7.Обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
Слайд 14
Задание на создание возможностей самопознания (позиции педагога в обращении к воспитанникам в
этом случае может быть выражена фразой «Узнай себя!»):
-содержательное самооценивание, анализ и самооценка воспитанниками содержания проверенной работы (например, по заданному педагогом плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);
-анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач, образности, личностности плана сочинения, последовательности действий и пр.);
-оценка воспитанником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности («умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты»);
-анализ и оценка характера своего участия в работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.);
-включение в занятие диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д. (Одним из ходов в решении этой методической задачи может быть мотивирование ребят на диагностику своих познавательных особенностей как средства для выбора способа, плана выполнения дальнейшего учебного задания);
Слайд 15Задание на создание возможностей для самоопределения (обращение к ребенку – «Выбирай себя!»):
-выбор
заданий качественной различной направленности (креативности, теоретичности-практичности, аналитической синтезирующей направленности и т. п);
-задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);
-выбор форм отчетности учебной работы (письменный – устный отчет, досрочный, в намеченный сроки, с опозданием);
-выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – «работа порциями» и пр.);
-задание на самоопределение, когда от ребенка требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала;
-задание на определение самим воспитанником зоны своего ближайшего развития.
Слайд 16
Задание на «включение» самореализации («Проверяй себя!»):
-требующие творчества в содержании работы (придумывание задач,
тем, заданий, вопросов: литературные, исторические, физические и прочие сочинения, нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за продуктивный уровень и т.п.);
-требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты: самостоятельная не по образцу постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.);
выбор различных «жанров» заданий («Научный» отчет, художественный текст, иллюстрации, инсценировка и т.д.);
-задания, создающие возможность проявить себя в определенных ролях: учебных, квазинаучных, квазикультурных, отражающих место, функции человека в познавательной деятельности (оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор);
-задания, предполагающие реализацию себя в персонажах литературных произведений, в «маске», в игровой роли (специалиста, исторического или современного деятеля как элемента изучаемого процесса и т.д.);
-проекты, в ходе которых учебные знания, учебное содержание (разбор проектов) реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности, в частности, в социально-полезной.
Кроме того. Возможно мотивирование самореализации (творческой, ролевой) оценкой. Это может быть и отметка, и содержательное оценивание типа рецензии, мнений, анализа, важно, что это другая оценка, не за знания, умения, навыки, а за факт, включенность, проявление своих творческих задатков.
Слайд 17Задания, ориентированные на совместное развитие воспитанников («Твори совместно!»):
-совместное творчество с применением
специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.;
«обычные» творческие совместные задания без какого-либо распределения педагогом (!) ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное, в парах, написание сочинений; совместная, в бригадах, лабораторная работа; совместное составление сравнительной хронологии – по истории и т.д.):
-творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель «лаборант», «оформитель», экспорт-контролер и пр. – (такое распределение ролей работает на совместное развитие, только если каждая из ролей воспринимается ребятами как вклад в общий результат и представляет возможности для творческих проявлений);
-творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации (важны в этом случае, как и в предыдущем, взаимозависимость, связанность задаваемых ролей, возможности для творческих проявлений и восприятия игрового и творческого результатов: общих и индивидуальных);
-задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной работы (например, совместные опыты по измерению свойств своей нервной системы – по биологии или совместные задания типа интервью на иностранном языке с взаимной фиксацией уровня овладения этим умением);
-совместный анализ результата и процесса работы (в этом случае акцентировка не на взаимопонимание личностных и индивидуальных особенностей, а деятельных, учебных, в том числе качества совместной работы, например, совместная содержательная оценка степени освоения учебного материала каждым участником групповой работы и групповая оценка качества групповой работы, слаженности, самостоятельности и т.п.);
-стимулирование, мотивирование совместной творческой работы оценивается педагогом, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы: подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.