Слайд 1ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за
больными»
Тема лекции: Организация безопасной среды для пациента. (ЛОР).
Слайд 2План лекции.
1. Факторы риска для пациентов в ЛПУ.
2. Организация лечебно-охранительного режима
стационара.
3. Выявление пациентов с высоким риском несчастных случаев.
4. Помощь сестринского персонала, направленная на снижение риска падений, травм, ожогов, отравлений и поражений электрическим током.
Слайд 3Факторы риска для пациента
Факторы риска, негативно влияющие на пациента в
ЛПУ, можно разделить на две группы:
1.Психосоциальные факторы:
• Измененная ролевая функция.
• Сниженная индивидуальная способность к адаптации и преодолению стрессовых ситуаций.
• Высокая степень риска от неустойчивости жизнедеятельности.
• Сниженная реакция на социальное взаимодействие.
• Синдром стресса перемещения.
• Нарушение чувства собственного достоинства.
Слайд 42. Факторы, угрожающие безопасности жизнедеятельности человека:
• Снижение защитных функций организма.
• Нарушение
схемы тела.
• Нерешительность, противоречивость при принятии решения.
• Высокий риск осложнений лекарственной терапии.
• Высокий риск ВБИ.
• Высокий риск травм, повреждений
• Высокий риск ожогов, переохлаждений.
• Высокий риск поражений электрическим током во время процедур.
• Понижение физической активности.
• Общая слабость.
• Недостаточная самогигиена.
Слайд 5 Безопасная больничная среда – среда, которая в
наиболее полной мере обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и безопасности, позволяющие эффективно удовлетворять все свои жизненно важные потребности.
Слайд 6 Мероприятия для организации
безопасной больничной среды:
1.Режим инфекционной безопасности:
дезинфекция;
стерилизация;
дезинсекция;
дератизация.
2.Мероприятия обеспечивающие личную
гигиену пациента и персонала:
А) Личная гигиена пациента:
Уход за кожей и естественными складками.
Уход за слизистыми.
Своевременная смена постельного и нательного белья.
Профилактика пролежней.
Обеспечение судном и мочеприемником.
Б) Личная гигиена медперсонала:
Использование соответствующей спецодежды.
Сменная обувь.
Чистота тела, рук.
3. Лечебно-охранительный режим.
Слайд 7 Лечебно-охранительный режим – это комплекс профилактических и лечебных мероприятий,
направленных на обеспечение максимального физического и психического комфорта пациентов и медперсонала.
Он включает следующие элементы:
Обеспечение режима эмоциональной безопасности для пациента.
Строгое соблюдение правил внутрибольничного распорядка и выполнения манипуляций.
Обеспечение режима рациональной двигательной активности.
Слайд 8Цель мероприятий по обеспечению режима эмоциональной безопасности:
Устранить отрицательное влияние больничной среды
на эмоциональную сферу, психику человека.
Дать больше положительных эмоций, что поможет в лучшей и скорейшей адаптации к условиям стационара.
Мероприятия по обеспечению режима эмоциональной безопасности в ЛПУ:
• Поддержание тишины, спокойной, доброжелательной обстановки в отделении.
• Общение с пациентом негромким голосом только с положительной интонацией.
• Создание удобного интерьера.
• Организация досуга пациентов.
• Устранение отрицательных эмоций.
• Обеспечение соответствующей обстановки и психологической поддержки при проведении каждой манипуляции.
• Рациональное заполнение палат.
• Обеспечение тишины во время дневного отдыха и ночного сна пациентов.
Слайд 9
Правила внутреннего распорядка и выполнения манипуляций включают:
1.Соблюдение режима дня:
приема пищи;
сна и отдыха;
утреннего и вечернего туалета;
врачебных обходов;
выполнения назначений врача;
приема передач и посещений родственников.
2.Правила безопасности при выполнении манипуляций:
снижение риска травм во время выполнения процедур;
снижение риска поражений электрическим током;
снижение риска ожогов;
снижение риска отравлений.
Слайд 10Соблюдение всех правил по организации безопасной больничной среды обеспечивает:
условия для наиболее
эффективного способа удовлетворения всех основных потребностей пациента, а значит – качественный уход;
возможность организовать слаженную работу всего медицинского коллектива и более рационально использовать время каждого;
профилактику различных несчастных случаев, риск которых в условиях стационара достаточно велик, как для пациента, так и для медицинского работника.
Слайд 11Методы снижения риска электротравм:
Перед использованием электроприбора должна быть изучена инструкция по
его эксплуатации.
Применяйте только заземленное оборудование!
Не пользуйтесь оборудованием, исправность которого вызывает сомнение.
Используйте только исправные розетки.
Не допускайте запутывания проводов, убедитесь в их целостности перед использованием.
Никогда не выдергивайте штепсель, потянув за шнур.
Не применяйте электроприборы во влажных помещениях, вблизи ванн, раковин, душей, унитазов.
Не допускайте сетевой перегрузки, то есть не используйте большое количество приборов от одной розетки.
Слайд 12Режим рациональной двигательной активности включает:
1.Режим двигательной активности пациента по
назначению врача.
2.Правила биомеханики для безопасного передвижения пациента и медперсонала:
При транспортировке пациента;
При перемещениях пациента;
При укладывании пациента в постели;
В положении сидя и стоя;
При подъеме и перемещении тяжестей.
Слайд 13
Режим двигательной активности – это режим, который регламентирует
мышечную деятельность пациента в соответствии с врачебными назначениями.
Виды режимов двигательной активности:
1. Общий (свободный) — пациент пребывает в отделении без ограничения двигательной активности в пределах стационара и территории больницы. Разрешается свободная ходьба по коридору, подъем по лестнице, прогулка по территории больницы.
2. Палатный — пациент много времени проводит в постели, разрешается свободная ходьба по палате. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в пределах палаты.
3. Полупостельный — пациент все время проводит в постели, может садиться на край постели или стул для приема пищи, туалет в сопровождении медицинской сестры.
4. Постельный — пациент не покидает постели, может сидеть, поворачиваться. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в постели медицинским персоналом.
5. Строгий постельный — пациенту категорически запрещаются активные движения в постели, даже поворачиваться с боку на бок.
ЗАПОМНИТЕ! Нарушение двигательной активности может повлечь за собой тяжелые последствия, вплоть до смертельного исхода.
Слайд 14
При заболеваниях пациент принимает различные положения в постели.
Различают:
1. Активное положение — пациент легко и свободно выполняет произвольные (активные) движения.
2. Пассивное положение — пациент не может выполнять произвольные движения, сохраняет то положение, которое ему придали (например, при потере сознания, или ему запретил врач их выполнять, например, в первые часы после инфаркта).
3. Вынужденное положение — пациент принимает сам с целью уменьшения (снижения уровня) боли и других патологических симптомов.
Слайд 16
Для предупреждения факторов, угрожающих безопасности жизнедеятельности
человека (падений и других травм) необходимо придерживаться определенных правил:
1. Кровать пациента, санузел должны быть снабжены звонками для экстренного вызова.
2. На полу не должно быть высоких порогов, проводов и др. предметов.
3. Адекватное освещение лестниц и коридоров.
4. Сухой пол.
5. Адекватная обувь пациентов.
6. Коридоры и лестницы должны быть снабжены перилами.
7. Следить за техническим состоянием транспорта для перемещения и транспортировки пациентов.
8. При необходимости использовать приспособления, облегчающие передвижения: ходунки, трости, костыли.
9. Ослабленные и престарелые пациенты при пользовании ванной или туалетом не должны закрыть дверь на задвижку.
10. Кровать тяжелобольного должна иметь боковые бортики.
11. Пациентам с недержанием мочи и кала нельзя пользовать электрогрелками.
12. Нельзя курить и включать электроприборы рядом с кислородными устройствами.
13. Своевременно осуществлять кормление, осуществление физиологических отправлений, гигиенические мероприятия.
14. Все необходимые пациенту предметы расположить в местах, легко ему доступных.
Слайд 17
Правила, которые помогают предотвратить повреждения органов и тканей при
осуществлении различных перемещений тяжелобольного человека, основаны на законах биомеханики.
Биомеханика – наука, изучающая законы механического движения в живых системах.
Биомеханика в медицине – изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении.
Слайд 18 Домашнее задание:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Обязательный компонент (0,3 часа):
Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебника (стр. 70, 114 - 122), работа с тестовыми заданиями, таблицами.
Творческий компонент по выбору студента (0,7 часа):
Работа над информационными сообщениями, составление презентаций, подготовка бесед, подготовка санбюллетеня, подготовка книжек-раскладок по теме с использованием информационно-коммуникационных технологий: «Безопасная окружающая среда и здоровье», «Инфекционная угроза пациенту в стационаре».