Слайд 1ПМ 04.
Профессиональный модуль 04. «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская
сестра по уходу за больными».
Тема лекции: «Иерархия потребностей человека по А.Маслоу. Модели сестринского дела. »
Слайд 2План лекции
1.Основные потребности – это осознаваемый дефицит чего-либо, определяющий поведение
человека…
2.Основные термины темы «Потребности».
3.История создания теории о потребностях человека. Теория А.Маслоу.
4.Потребности, способ и возможности их удовлетворения.
5.Краткая характеристика потребностей.
6.Модели СД и модель врачебная. Их значение, многогранность и задачи. Терминология вопроса.
7.Краткая характеристика основных положений теорий (моделей): СД, пациент, м/с, её функции, каковы результаты деятельности м/с.
8.Авторы популярных в мире моделей СД. Выводы.
Слайд 3Потребность человека в чем – либо
– это осознаваемый недостаток в
чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, группы людей или общества в целом.
Слайд 4Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку надо удовлетворять свои
потребности.
Человек сознательно регулирует потребности и этим отличается от животных.
Болезни мешают удовлетворять потребности человеку.
Потребность есть, быть здоровым, иметь шубу, иметь славу??? Какие из них основные?
Слайд 5А.Маслоу выделил основные потребности человека и расположил их по ступеням человеческого
развития. (к 1977г.)
Слайд 6В развитом обществе познавательные и эстетические потребности человека движут прогресс, совершенствуют
личность, повышают общественное сознание человека и общества в целом.
Не все испытывают необходимость реализовывать потребности всех уровней.
Потребности зависят от множества факторов.
А сами пациенты удовлетворяют потребности по-разному, это зависит от многих факторов.
Слайд 7Условия и факторы, влияющие на способ
и эффективность удовлетворения потребностей.
возраст человека,
пол человека, наследственность (их изменить нельзя);
свойства характера личности, уровень его интеллекта, уровень его образования;
уровень культуры, социальный статус личности и уровень финансового положения;
способности осознать дефицит чего-либо;
внешние факторы - условия окружающей среды; плохая экология, гиподинамия;
факторы риска, влияющие на образ жизни человека: избыточный вес,
вредные привычки, стрессовые ситуации.
Слайд 8
Отсюда легко сделать вывод:
Если человек удовлетворяет свои основные потребности, влияющие на
здоровье, добиваясь максимального результата для здоровья –
- это здоровый образ жизни.
Если же он удовлетворяет потребности как-то, как-нибудь, по мере возможностей, а то и «абы как», нарушая, порой, все нормы жизнедеятельности (алкоголь, питание вне принципов здоровья, антиобщественное поведение и пр.) -
- это образ жизни.
Слайд 9На теории А.Маслоу о потребностях построено множество теорий сестринского дела по
уходу за больными, где роль медицинской сестры состоит в помощи пациентам в удовлетворении нарушенных в болезни потребностей.
Всемирная организация здравоохранения в 1991 году
предложила России для применения
системы ухода за больными
модель Вирджинии Хендерсон – 14 потребностей,
которые в болезни человек бывает не в состоянии удовлетворить самостоятельно.
Слайд 1014 потребностей по Хендерсон:
1.Адекватно дышать.
2.Адекватно пить и есть.
3.Выделять продукты
жизнедеятельности.
4.Двигаться, поддерживая нужное положение.
5.Спать и отдыхать физически.
6.Самостоятельно одеваться и раздеваться.
7.Поддерживать нормальную температуру.
8.Быть чистым, соблюдая личную гигиену.
9.Обеспечивать свою безопасность.
10.Общаться.
1.Иметь ценности (быть в гармонии).
12.Заниматься любимым делом (работать, творить). 13.Отдыхать духовно, организовывать свой досуг.
14.Знать, нормально развиваться.
Слайд 11Связь потребностей в повседневной жизни по В. Хендерсон с основными потребностями
А.Маслоу
Слайд 12В чем же роль сестры в теориях о потребностях?
Её роль
в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи.
Слайд 13
Программа ВОЗ
"Здоровье для всех в 21 столетии" направлена на укрепление
и охрану здоровья людей на протяжении всей их жизни, а не только в определенные ее периоды.
Здоровье определяется как право всех людей и необходимое условие для благополучия, высокого качества жизни и устойчивого экономического развития.
Слайд 14Сестринский персонал рассматривается как реальная сила, способная удовлетворить растущие потребности в
доступной
медицинской помощи.
Сестра может оказывать новые виды помощи, связанные не только с болезнями,
но и с проблемами сохранения и поддержания здоровья,
с изменением образа жизни и привычек семьи, люди нуждаются в советах
по вопросам профилактики заболеваний, здорового образа жизни.
Слайд 15Роль медицинской сестры определяется целями сестринского дела:
помощь пациенту, его семье
в определении и достижении физического, умственного и социального здоровья в связи с их социальным и экологическим окружением;
укрепление и сохранение хорошего здоровья, а также профилактика его отклонений;
вовлечение пациента в заботу о своем здоровье;
удовлетворение потребностей в физической, эмоциональной или социальной заботе в случае
нездоровья, немощности или смерти.
Слайд 16Модели СД.
Модель - образец, по которому организована работа м/с
и круг её функций.
Этих моделей много: одни - обобщенные, абстрактные, другие – более конкретного содержания.
Авторы этих моделей - солидные, образованные люди, с огромным опытом собственной практической деятельности.
Модели сестринской работы изменялись в зависимости от исторической ситуации: войны, пандемии и эпидемии, катастрофы, мирная жизнь.
Слайд 17 Моделей (теорий) организации СД много, т.к. существует множество способов, направлений
работы медицинской сестры:
Сестра отделения интенсивной терапии –
у неё своя модель работы;
Сестра отделения сестринского ухода
– своя модель;
Сестра поликлиники, работающая со здоровым населением имеет свою модель работы;
Сестра хосписа – работает по своей модели.
Слайд 18Чем же отличаются модели друг от друга и какую выбрать для
работы?
Прежде всего тем, как определяются понятия:
Сестринское дело.
Пациент.
М/с и её роль и функции.
Окружающая среда пациента.
Здоровья или результат сестринской работы.
Слайд 19Профессия «Лечебное дело»
Пациент
со своей болезнью.
Врач с диагнозом и лечением.
Медсестра с
уходом.
Результат
(здоровье или выздоровле-ние органа или (и) системы)
Слайд 20Пациент
со своими проблемами из-за болезни.
Медсестра с уходом.
Окружающая пациента среда.
Результат
(восстановление жизнедеятель-ности,
самостоятель-ности и независимости.)
Профессия «Сестринское дело»
Слайд 21Структура моделей сестринского дела.
Слайд 25Единой модели на сегодняшний день
не существует.
Практикующие сестры во
многих странах одновременно используют несколько моделей.
Выбор модели зависит от невозможности пациента удовлетворить те или иные потребности.
Разнообразие моделей помогает выбрать те, которые пригодны для конкретного пациента.
Модель сестринского ухода помогает акцентировать внимание медицинской сестры при обследовании пациента, постановки диагноза и планировании сестринского вмешательства.
Слайд 26Домашнее задание:
Литература: основная - Мухина С.А., Тарновская И.И. Учебник «Теоретические
основы СД». М.2014г. стр. 46-61. 84-113.
Дополнительная – УМП «Сборник организационно-методических материалов для студентов по ПМ 04. (ПМ 07.) №2»:
творческие индивидуальные задания по теме, предусмотренные материалами по организации СРС на выбор студента.