Слайд 1
Стригунова Галина Федоровна 2010 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО МЕТОДИКЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Слайд 2
Тема:
«Мастер
производственного
обучения:
наставник и воспитатель»
Курсовая работа
по методике
производственного обучения
Слайд 3МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
НАСТАВНИК И ВОСПИТАТЕЛЬ
ПЛАН:
Введение
1. Мастер производственного обучения: наставник и воспитатель
2.
Работа мастера в учебной группе
3. Сущность педагогического процесса в учебных заведениях начального профессионального образования
3.1. Дидактические принципы профессионального обучения
3.1.1.Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения
3.1.2.Принцип прочности знаний учащихся
3.1.3.Принцип связи теории с практикой
3.1.4.Принцип научности обучения
3.1.5.Принцип оперативности знаний учащихся
3.2. Системы производственного обучения
3.3.Критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда
3.4. Характеристика инновационных технологий профессиональной подготовки
4. Методы производственного обучения
4.1. Методы передачи и усвоения учебной информации
4.2. Методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков
4.3. Основные типы уроков производственного обучения и их особенности
4.4. Организационные формы производственного обучения
5. Планирование процесса производственного обучения
5.1. Цели и содержание планирования
5.2. Перспективное планирование работы
6. Разработка планов проведения занятий
6.1. Общие вопросы разработки планов проведения занятий
6.2. Проведение занятий по изучению производственных операций
6.3. Проведение занятий по выполнению комплексных работ
6.4. Специальные формы уроков производственного обучения и
методические особенности их проведения
6.5. Разработка планов проведения занятий
Заключение
Библиографический список литературы
Слайд 4
ВВЕДЕНИЕ
«...Есть и художники нашего, земного дела,
для них работа - наслаждение».
Это слова Максима Горького.
И относятся они ко всем, кто «глубоко чувствует поэзию труда».
«Художники земного дела» - они были во все времена, и у каждого из них был Учитель. Был Мастер, который помог ученику найти себя в деле. Был воспитатель и наставник, который чутко уловил устремления юности и подвигнул к новым знаниям, к тому неизведанному, которое так часто сопутствует большим свершениям на жизненном пути каждого.
Художником нужно родиться, этот талант - дар природы.
Слайд 5На современном этапе от будущего специалиста ждут проявления
качеств личности, творчески думающей,
активно действующей и
легко адаптирующейся к изменяющимся условиям производства.
Иными словами, качеств профессионала - человека, нашедшего
свое предназначение, овладевшего высокими уровнями
производственной деятельности, сознательно изменяющего и
развивающего себя в ходе решения самых разнообразных задач,
вносящего свой индивидуальный
творческий вклад в профессию.
Следовательно, основными
направлениями подготовки
квалифицированных специалистов
становится не просто обучение
молодежи, а реализация приоритетов,
обозначенных самой
жизнью.
Слайд 6В докладе Международной комиссии по образованию для XXIв.,
представленном ЮНЕСКО, определяются четыре
основополагающих
принципа образования. Глубокое
содержание выражено в простых кратких фразах, обращенных
к молодежи.
Научиться приобретать знания: понять, насколько важно для своей личности непреходящее желание, а также умение познавать новое, в том числе путем самообразования.
Научиться работать: усвоить деятельностный подход к любому порученному делу - уметь оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность для достижения наилучшего результата.
Научиться жить: уметь адаптироваться к условиям быстро меняющеюся мира, стать способным творчески реализовывать себя в профессиональной деятельности и в личной жизни.
Научиться жить вместе: формировать в себе устойчивую систему эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, сознавать себя членом общества.
Слайд 7
1. МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ:
НАСТАВНИК И ВОСПИТАТЕЛЬ
В учебных заведениях НПО мастера
производственного обучения являются педагогами по определенной специальности и воспитателями учащихся. Выступая центральной фигурой в многогранном и сложном процессе обучения и воспитания молодых квалифицированных рабочих, мастер производственного обучения (далее мастер) оказывает глубокое воздействие на воспитанников, причем ключевую роль при этом играют его личные качества, компетентность и профессионализм. Многолетняя практика и опыт работы системы ПТО подтверждают, что от мастера во многом зависит, каким будет результат их профессионального, и личностно-нравственного формирования будущего специалиста.
Слайд 8
2. РАБОТА МАСТЕРА В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ
Работа с группой - основное в
деятельности мастера. Имея и своем распоряжении различные «инструменты» воздействия на гибкую, но податливую структуру подростка, мастер может оказать огромное влияние на развитие личности своего ученика. И в первую очередь личным примером.
За годы обучения перед учащимся проходит вереница педагогов по разным предметам, но не все они запоминаются и, к сожалению, не каждый оставляет свой след в душе ученика. «Серый» педагог не может воспитать личность.
Слайд 9«УЧРЕЖДЕНИЯ, КОИМ ПОРЯДКОМ УЧИТЕЛЯ РУССКИХ ШКОЛ ИМЕЮТ ПОСТУПАТЬ»
Вот что писал почти
двести пятьдесят лет назад видный организатор профессионального образования России Василий Никитич Татищев в своем наставлении из «Учреждения, коим порядком учителя русских школ имеют поступать» (заметим, это извлечен всего один пункт, но и он показывает, как непросты были наши предки):
«...Учитель есть человек, который детей читать и писать
или иным наукам и познанию полезных правил и жизни человеческой обучает.
И в этом он как отец им общий вместо многих родителей.
Он должен по совести не только в их учении, но и во всех делах, обхождениях и поступках твердое и прилежное надзирание иметь, как отец к своим детям.
И им без лени и проволочки все ясно и внятно лучшим образом и убедительно показывать. Атак как известно, что дети смотрят на образ жизни старших и прилежно ему следуют, того ради должен учитель быть благоразумен, кроток, не пьяница, не буян, не блудник, не вороват, не лжив, от всякого зла и неприличных поступков отдален, чтобы своей доброй и честной жизнью являться образцом для своих учеников...».
Слайд 10
3. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обучение конкретной
профессии - при всей ее специфике и своеобразии - как учебный процесс подчиняется всем установленным дидактикой правилам управления, познавательной и практической деятельностью воспитанников. Мастер должен осознавать: его деятельность связана с одной из форм человеческого познания. Ее содержание, методы и формы организации и составляют сущность педагогического процесса в УНПО.
За долгие годы эволюции человеческой цивилизации и профессионального обучения, как составной части общечеловеческого развития были выработаны общие нормы организации учебного процесса. Они называются принципами обучения и определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения.
Слайд 11
3.1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Следует оговориться: важнейшие принципы, присущие учебному процессу
вообще, составляют закономерности дидактической деятельности. Вместе с тем процесс профессионального обучения имеет свою специфику, и здесь необходима конкретизирующая трактовка. Мы принимаем определение принципов обучения, наиболее полно соответствующее современному процессу воспитания специалистов.
Под принципами обучения мы будем понимать руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.
Выделяют следующие принципы:
наглядности;
систематичности и последовательности знаний;
доступности и посильности;
сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
прочности знаний учащихся;
связи теории с практикой;
связи обучения с жизненными реалиями;
научности обучения;
оперативности знаний учащихся.
Слайд 12
Принцип наглядности
Творцом принципа наглядности
обучения считается Ян Амос Коменский.
В своей
«Великой дидактике»
он сформулировал «золотое правило»:
«…все, что только можно, предоставить для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запах - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...».
Мастеру производственного обучения приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. От правильности выбранной методики показа во многом зависит успех восприятия, особенно если учесть, что, по утверждениям ученых, свыше 75% информации мы получаем посредством зрения.
Слайд 13Принцип доступности и посильности
Еще один важный принцип - принцип доступности и
посильности. Я. А. Коменский, который считал доступность материала таким же важным условием успешного учебного процесса, как и наглядность, сформулировал следующие правила.
В обучении следует переходить от того, что ученику близко, к тому, что до сих пор было ему чуждо.
В обучении следует переходить от легкого к более трудному.
В обучении следует переходить от уже известного к новому, неизвестному.
В процессе обучения нужно учитывать различия в скорости индивидуальной работы и «продвинутости» отдельных учащихся в учебе.
В изучении специальности не должно быть «планов по валу»: должна быть цель - достижение возможных оптимальных результатов при обучении реального ученика, наиболее полное раскрытие его способностей.
Слайд 143.1.1. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОГО И АКТИВНОГО УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Принцип сознательного
и активного участия учащихся в процессе обучения - один из самых новых принципов в дидактике.
Современные дидактические системы ввели этот принцип, считая очень важной необходимость сознательной активности учащихся в учебном процессе для выработки активной жизненной позиции в самостоятельной трудовой деятельности.
В то же время делается акцент по соответствующей направленности этой активности, на ее использовании для достижения поставленных целей и задач обучения, учитывающих как потребности общества, так и индивидуальные потребности каждого ученика.
Разработка принципа сознательного и активного участия учащихся в процессе профессионального обучения выработала ряд дидактических правил. Обратимся к тем из них, которые имеют определяющее значение.
Мастер должен знать индивидуальные пристрастия учащихся и развивать их таким образом, чтобы во все большей мере учитывались объективные потребности общества.
Мастер должен ставить учеников в ситуации, требующие от них умения анализировать.
Мастер должен создать условия, содействующие приобщению учеников к коллективным формам работы.
Человеку всегда приходится участвовать в распределении обязанностей, координации индивидуальных усилий, руководить самому и молчать и мяться распоряжениям других. Все это, ставшее привычным на занятиях, сформирует определенные нравственные позиции и нормы у будущих членов производственных коллективов.
Слайд 15
3.1.2. ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Принцип прочности знаний учащихся применительно к профессиональной
подготовке по специальности важен не в прямом восприятии слова «прочен» как «долговечен», поскольку память человека избирательна. Видный психолог и педагог С.Л.Рубинштейн утверждал, что запоминание и воспроизведение во многом зависит от отношения личности к материалу.
Думается, что первостепенной становится целенаправленная деятельность мастера производственного обучения по выработке умений поиска и нахождения нужной информации. Когда будущий рабочий с первых же занятий отсылается к справочной таблице и это становится привычкой, нормой, то приобретенное качество станет профессиональной чертой.
Это представляется тем более справедливым, что все труднее прогнозировать, какая именно информация будет востребована жизнью.
Слайд 163.1.3. ПРИНЦИП СВЯЗИ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ
Принцип связи теории с практикой, обучения
с жизнью сегодня обрел новую интерпретацию. Органическое единство вытекает из самого содержания и требований государственного образовательного стандарта на изучаемую профессию, из построения учебного плана. Сама концепция этих нормативных документов ставит в основу достигаемого результата названный принцип.
Никто не может гарантировать, что конкретная полученная профессия останется на всю жизнь - в изменившихся социально-экономических условиях она может быть не востребована или по этой же специальности придется переучиваться. Гораздо важнее сформировать у специалиста качества мобильности, умения гибко приспосабливаться к требованиям трудовой деятельности на различных рабочих местах. На передний план выдвигается проблема правильного использования теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, использование приобретенных умений для решения новых задач.
Слайд 17Принцип научности обучения в наши дни особенно актуален. Объясняется это следующими
обстоятельствами. Подготовка по любой профессии представляет собой многостороннее сочетание самых различных технологических направлений. Вес они связаны с конкретными производственными процессами, строго определенными техническими представлениями и формулировками, отраженными в национальных и международных стандартах.
Мастер производственного обучения поставлен в ситуацию, когда, с одной стороны, он не может не учитывать возрастные особенности аудитории, а с другой - не должен отходить от принятых научных и технических определений. Это непросто, особенно если учесть, что сложные для восприятия учащихся аспекты нужно научиться излагать без упрощения, не выхолащивая научную ценность материала, - будущие рабочие, подготавливаемые к производственной жизни, должны владеть общепринятой технической терминологией и общетехническими научными категориями. Грамотно использовать принцип научности в своей работе сможет только высококомпетентный профессионал. Именно такой специалист просто, понятно и доступно представит сложную технологическую ситуацию, найдя предельно доходчивые примеры и объяснения.
3.1.4. Принцип научности обучения
Слайд 18
3.1.5. Принцип оперативности знаний учащихся
Принцип оперативности знаний учащихся. Оперативные знания играют
в образовании современного человека настолько важную роль, что необходима целенаправленная деятельность, по обучению будущих рабочих умениям пользоваться имеющимися знаниями. Это достигается полнее всего в творческой деятельности. Примером могут служить те сотни тысяч изобретателей и рационализаторов, среди которых более трети - молодежь, чьим талантом всегда была славна наша страна. Учащиеся должны планомерно и сознательно использовать приобретенные знания, а это требует от них как можно более полной самостоятельности мышления и деятельности.
В результате приобретаются новые знания и умения, когда учатся «не вообще, а для жизни». Такие оперативные знания существенно отличаются от «пассивного, книжного обучения». Появляются умения четко сформулировать задачу, проанализировать возможные варианты, самостоятельно обосновать, а затем и реализовать оптимальное решение. Это - необходимые условия оперативности знаний.
Слайд 19ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая рассказ о дидактических принципах, следует подчеркнуть, что это - проверенный
временем инструмент педагога, позволяющий грамотно организовать учебный процесс для достижения поставленных целей.
Слайд 203.2. СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Под термином «система» мы будем понимать дидактическую категорию,
предполагающую единство содержания, методов и организации обучения, определяющую структуру и последовательность изучения учебного материала с целью овладения учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. При этом, естественно, подразумевается развитие и воспитание учащихся. Для лучшего понимания того, как складывались различные дидактические пути в трудовой подготовке молодежи, обозначим хронологию развития систем профессионального обучения.
Слайд 21
3.3. Критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда
Итак, операционно-комплексная система заняла
главенствующее место в производственном обучении, и не без основания. Но в ней была заложена, если образно выразиться, «мина замедленного действия», которая и сработала, как только жизнь изменила функции человека на производстве. Дело в том, что вес означенные выше системы, в том числе и операционно-комплексная, были направлены на формирование исполнительских функций рабочего.
Но «мина», о которой мы упомянули, взорвалась не внезапно. Функции рабочих в связи с автоматизацией и механизацией производственных процессов претерпели существенные изменения. Деление трудовых операций на основные и вспомогательные утратило свою силу. Более того, так называемые вспомогательные функции, для которых характерны главным образом умственные действия по планированию и контролю, становятся основными для ряда профессии. Все большее значение в деятельности рабочего умственные и сенсорные навыки имеют по сравнению с двигательными (моторными).
Слайд 223.4. Характеристика инновационных технологий профессиональной подготовки
Развитие наукоемких технологий, достижения научно-технического прогресса
оказывают на нашу жизнь глубокое и всестороннее воздействие.
Оно отражается не только в видимых изменениях окружающей нас техносферы. Проблемы профессионального образования, его соответствия требованиям современного этапа социально-экономического развития приобрели особую актуальность не только в России, но и в других промышленно-развитых странах мира.
Появившиеся образовательные технологии, нашедшие применение в обучении высококвалифицированных специалистов, учитывают современные тенденции. В самой общей форме их можно классифицировать так:
технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, игровые технологии и т.п.);
технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии программированного обучения, компьютерные технологии обучения, технологии уровневой дифференциации и др.);
технологии развивающего обучения (личностно ориентированное развивающее обучение, системы с направленностью на развитие творческих качеств личности и др.).
Слайд 23ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всем сказанным в этой части хотели показать молодому педагогу, что уровень
его профессионализма будет зависеть от степени овладения методикой применения различных систем обучения. Каждый конкретный вид специальности имеет свои особенности, правильный выбор той или иной системы во многом обеспечивает успех при подготовке высококвалифицированных специалистов.
Слайд 24
4. МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Огромную роль в учебном процессе играет умение мастера
четко, логично и доступно изложить материал, достичь сотрудничества на занятии, найти оптимальные пути общения с учащимися и организации их деятельности. Поиск таких путей состоит в определении методов обучения.
Метод (от греч. methodos - «путь», «способ повеления». Под методом обучения мы будем понимать систематически применяемый способ работы мастера с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.
Система методов производственного обучения и каждый метод в отдельности видоизменяются по мере развития науки, техники, технологии. Объективными предпосылками этого процесса в настоящее время является изменение содержания и характера труда рабочих многих профессий в связи с ускорением темпов комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. В разные периоды развития образования те или иные методы обучения приобретали ведущее значение. Вместе с тем практика доказала: ни один из методов, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему в производственном обучении успехов можно достигнуть только при использовании многих методов - ни один из них не является универсальным.
Слайд 25
Выбор конкретных методов и их сочетание должны быть соотнесены со следующими
реалиями:
цели данного занятия;
возможности мастера и уровень развития группы;
условия обучения;
особенности содержания изучаемой темы.
Методы производственного обучения могут быть условно конкретизированы по трем группам:
словесные,
наглядные,
практические
Слайд 26
4. 1. Методы передачи и усвоения учебной информации
Словесные методы обучения (устные)
широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них, в том числе и методики их применения. Прежде всего, следует отметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью.
Словесные методы предполагают несколько непременных условий, которые профессионал должен выполнять:
1. Дикция, четкость речи. Ясно произносимые термины сопровождаются паузами, необходимыми для осмысливания.
2. Отказ от бытовых наименований в пользу узаконенных, гостовских.
3. Представляется, что использование русских понятий и выражений должно иметь приоритет перед иностранными словами.
4. Очень важно уяснить, что пользоваться словом, надо дозировано. Если учащиеся должны что-то внимательно рассматривать (плакат или кадр диафильма), то обязательное заполнение при этом паузы словами неоправданно.
5. Успех словесного изложения во многом зависит от эмоциональности. Безразличие рассказчика явственно ощущается аудиторией и передается ей.
Слайд 27
Рассмотрим особенности различных словесных методов.
В ходе рассказа учащиеся знакомятся с определенными
предметами, явлениями или процессами в форме их словесного описания. Этот метод логически последовательного сообщения, построенный по продуманному плану, используется при относительно длительном изложении мастером нового для учащихся учебного материала. Восприятие рассказа зависит главным образом от того, насколько слова, используемые педагогом, понятны для учащихся. Эффективность повествования при рассказе возрастает, если он сопровождается демонстрацией плакатов, инструментов, образцов производственных материалов и т.д.
В производственном обучении гораздо чаше используют разновидность рассказа - объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются обычно учебной демонстрацией конструкции машин, механизмов или хода технологического процесса. Довольно часто в производственном обучении рассказ и объяснение объединяются, причем объяснять или разъяснять мастеру приходится больше, чем рассказывать.
Слайд 28
Самостоятельная работа учащихся с технической и учебной литературой также представляет собой
метод обучения, основанный на слове, и является одним из важнейших средств, как познания, так и закрепления знаний. Справочная литература - один из основных источников информации в производственном обучении. Самостоятельная работа с книгой - при правильной ее организации - позволяет приобрести навыки целенаправленного поиска необходимых сведений, умения пользоваться специальной литературой. Учащиеся должны уметь работать с библиотечными каталогами, освоить структуру справочно-энциклопедических изданий. Постепенно будущий рабочий втягивается в самостоятельный поиск необходимой информации, новейших знаний по профессии.
Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточных знаний, умений и навыков в новой для себя области. Главная особенность учебной письменной инструкции: специально подготовленная графа самоконтроля. Выполнив указание о действии, учащийся с помощью этой графы может самостоятельно удостовериться в правильности выполнения. Такая методика воспитывает внимательность к указаниям, понимание важности соблюдения технологической дисциплины, подводит к умению самостоятельно определить последовательность выполнения работы, выбора необходимых для этого принадлежностей. Вместе с тем следует знать, что письменное инструктирование может приучать к действиям по шаблону, поэтому в последующем целесообразно использование инструкционной документации с неполными данными, отсутствие которых должен восполнить сам обучаемый.
Слайд 29
Теперь рассмотрим наглядные методы обучения. В практике производственного обучения одно из
самых важных мест занимает демонстрация (показ). Так в методике принято называть совокупность действий мастера, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков. При демонстрации наглядных пособий, показе трудовых приемов у учащихся формируется точный и конкретный образец трудовых действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия. Практика многократно подтвердила, что показ мастером трудового процесса очень продуктивен как метод производственного обучения. Он способствует созданию у обучающихся четкого образа выполнения отдельных элементов технологических действий (трудового движения, действия, приема, операции). Применение данного метода является воплощением принципа наглядности в производственном обучения.
В процессе показа мастер сообщает учащимся о том:
что он намерен показать;
объясняет каждое свое движение и действие;
подчеркивает его назначение;
при необходимости сопровождает показ демонстрацией соответствующих плакатов и других наглядных пособий.
Слайд 30Демонстрация относится к числу методов, имеющих особую ценность для учебного процесса,
но ее эффективность во многом зависит от правильной методики показа.
Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться. Нужно заранее информировать учащихся, что они будут наблюдать и с какой целью; что из показанного они должны будут повторить. Наблюдение должно быть организовано так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет. Демонстрация должна позволить учащимся воспринимать предмет, по возможности разными органами чувств, а не только с помощью зрения. Например, шероховатость поверхности можно ощутить. В ходе показа нужно стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление.
Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь принято ориентироваться на такую методику в последовательности показа:
показ трудового процесса в рабочем темпе;
показ его в замедленном темпе;
показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, при необходимости - изолированный показ отдельных сложных движений;
заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме;
проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.
Самостоятельные наблюдения учащихся как метод производственного обучения применяются при длительном изучении процессов производства в естественных условиях. Этот метод может быть использован для изучения хода технологическою процесса, режимов работы, действия машин, аппаратуры и т.п.
Слайд 31
Практические методы обучения. Они различаются методикой применения в зависимости от периода
обучения и, в значительной степени, от подготовки обучаемых. Так, на первоначальных этапах могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации действий и т.д. При выполнении упражнений мастер должен предупреждать торопливость учеников, побуждать внимательно, следить за своими действиями и оценивать их результат.
Основными путями и средствами воспитания самостоятельности при выполнении заданий являются:
применение различных технических устройств (тренажеров);
использование инструкционных карт;
самостоятельный разбор учащимися чертежей;
подбор режимов работы (при необходимости - их расчет);
самостоятельный выбор и использование контрольно-измерительных инструментов или приборов;
личный контроль качества (проверка) готовой продукции.
Вместе с чем необходимо оговорить, что применение письменных инструкций оправданно только в начальные периоды обучения. В дальнейшем они тормозят развитие самостоятельности.
Слайд 32Представляется, что запись об используемых методах может быть более краткой, но
показывающей главное: ведущий метод при объяснении учащимся нового материала и основной избранный метод работы обучаемых на уроке.
Вот несколько вариантов заполнения графы «методы проведения занятия» в плане урока.
«Беседа с повторением пройденного материала; самостоятельная работа учащихся под контролем мастера».
«Беседа с закреплением материала в ходе урока; выполнение лабораторно-практической работы по индивидуальным заданиям».
«Объяснение содержания и хода работы; упражнения учащихся под наблюдением мастера».
Вместе с тем хочется предостеречь мастеров от шаблона. Приведенные выше рекомендации ни в коей мере не являются догмой. Мастер вправе сам избирать и произвольно варьировать используемые методы, тем более что таких комбинаций может быть достаточно много. Сочетание и вариация методов диктуются логикой проведения занятий. Одно может быть совершенно не похожим на другое.
Слайд 33
4.2. Методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков
Отдельную специфическую группу
составляют методы проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Внимательный взгляд мастера, его опыт и интуиция почти безошибочно позволяют определить, уяснил ли ученик материал, сможет ли он реализовать свои знания на практике. Такие текущие наблюдения дают возможность правильно оценить и, при необходимости, скорректировать, пополнить уровень необходимых знаний, умений и навыков. Преимуществом такого контроля является его систематичность. Из урока в урок мастер может анализировать рост или замедление интеллектуального уровня профессионального мастерства каждого, дифференцированно воздействовать на развитие будущего специалиста.
В настоящее время программированное обучение заняло свое место в целостной системе учебно-воспитательных воздействий на учащихся. Основной причиной доводов в его пользу является возможность индивидуализации темпа и содержания обучения, что очень важно. Программированный контроль может быть безмашинным и машинным. В последнем случае используют как дидактические машины, так и компьютеры, все более обогащающие процесс обучения и контроля.
Опрос целесообразно проводить по карточкам-заданиям разных типов.
Слайд 34
4.3. Основные типы уроков производственного обучения и их особенности
Урок является основной
формой организации учебной работы и учебных заведениях НПО. Однако уроки производственного обучения имеют свою специфику, ряд отличительных особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов.
Во-первых, занятия по производственному обучению имеют большую продолжительность. Это объясняется тем, что центральное место на них отводится практической работе учащихся. При иной организации занятий обучаемые успевают решить поставленные задачи.
Во-вторых, занятия по производственному обучению требуют инициальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это - непременное условие, вне зависимости от темы занятия, так как применяемые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого их использования.
В-третьих, само построение занятий по производственному обучению, предполагая значительную долю самостоятельности со стороны учащихся, требует от мастера усиления контроля над теми аспектами ситуации в группе: от предупреждения типичных ошибок в действиях учащихся до предотвращения возможной травмы.
Слайд 35
При обучении специальности имеет место как теоретическое, так и производственное обучение,
рассмотрим особенности этих видов уроков.
В зависимости от дидактических целей учебные занятия по теоретическому обучению делятся на следующие основные типы:
урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);
урок формирования умений и навыков (главный этап и основная часть учебного времени - самостоятельная работа учащихся);
урок применения знаний на практике (чаще всего занятия по технологическому проектированию, расчетам, моделированию и конструированию);
урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в центре урока - повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от педагога особенно тщательной подготовки);
комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих в трудовом обучении);
совмещенный (так называемый бинарный) урок - его педагогическая сущность заключается в изучении взаимосвязи материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения; такой урок проводится совместно мастером и преподавателем специальной технологии.
Слайд 36
Естественно, у каждого типа урока имеются различия по построению, вместе с
тем любое теоретическое занятие, как правило, включает в себя:
организационно-подготовительную часть;
теоретическую часть;
практическую часть;
организационно-заключительную часть.
Чтобы молодые педагоги не воспринимали урок как нечто застывшее, не подлежащее изменению, сделаем оговорку. Структуру урока должны определять не факторы формального характера, а цели, содержание изучаемого материала, дидактические задачи, а также используемые методы и средства обучения.
Классификацию уроков производственного обучения можно представить по следующим типам:
вводный урок - занятие ознакомительно-информационного характера, связанное, как правило, с первоначальным представлением о содержании будущей профессии, с правилами поведения в мастерской или на предприятии, со спецификой предстоящих работ и т. п.; проводится обычно в начале учебного периода;
урок по изучению трудовых приемов и операций - занятие по формированию у учащихся первоначальных профессиональных умений;
урок по выполнению комплексных работ - занятия, на которых при выполнении простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии;
урок по проверке знаний, навыков и умений учащихся - контрольно-проверочный урок.
Слайд 37
Возможное разнообразие занятий по производственному обучению характеризует приведенный ниже целый арсенал
видов уроков:
урок-конкурс профессионального мастерства,
урок-зачет,
урок-практикум (самостоятельная работа учащихся),
семинар производственного обучения,
производственная конференция,
производственная экскурсия,
урок инструктирования,
урок-праздник первой детали,
урок с участием новаторов производства,
урок изобретательства и рационализации,
урок-аукцион ученических изделий,
урок-отчет,
урок - «деловая игра» и т.д.
Слайд 38
4.4. Организационные формы производственного обучения
Организационные формы определяются целями и задачами обучения,
количеством учащихся, охваченных дидактическим воздействием, характерными особенностями содержания разделов учебной программы по изучаемой специальности, материально-техническим обеспечением базы обучения. Следовательно, выбор организационных форм зависит от различных факторов, но только мастер принимает решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на данном занятии.
Под организационной формой производственного обучения понимают способы организации учебного процесса и учебно-производственного труда учащихся, формы руководства их деятельностью, а также структуру построения учебных занятий.
В настоящее время в производственном обучении установились три основные формы организации учащихся:
фронтальная (фронтально-групповая);
звеньевая (бригадная);
индивидуальная.
Слайд 39
Фронтальная форма организации производственного обучения заключается в том, что все учащиеся
выполняют одинаковые задания.
При такой форме мастеру значительно легче работать, так как единое содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей работы, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, - все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда задание одинаково - проще проводить групповой инструктаж, легче контролировать этапы работы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников. Методическое руководство учебным процессом облегчается, а планируемые целевые обходы строго конкретны, ибо «привязаны» к одному изделию (объекту труда).
Групповая (звеньевая) форма организации работы предполагает разделение на группы из нескольких человек. Каждая группа выполняет свое задание (они могут резко разниться). Если мастер соблюдает при формировании групп некоторые методические правила, проверенные практикой, то следует особо подчеркнуть благоприятное влияние этой формы на результаты работы.
Слайд 40
Правила группового обучения достаточно просты, но их соблюдение, несомненно, важно для
успеха.
Созданные небольшие группы, насчитывающие, как правило, от 2 до 5 человек, могут работать как над определенными теоретическими (например, при выполнении лабораторно-практических работ), так и над практическими заданиями - как на уроке, так и во время внеурочных занятий.
Состав групп постоянен. Учащиеся формируются в них, руководствуясь личными соображениями, например, дружескими отношениями, общими интересами и т.п.
Работой группы на занятии руководит учащийся, которого назначают старшим, эти функции выполняются поочередно - чтобы каждый мог научиться и руководить, и подчиняться, что абсолютно соответствует реалиям будущей трудовой жизни.
Все группы работают под обязательным контролем мастера. Он помогает разрешить возможные тупиковые ситуации. Руководящая роль мастера проявляется не только в конкретных «подсказках», но и в создании атмосферы сотрудничества, духа взаимной помощи.
Индивидуальная форма организации обучения экономически довольно дорога. Вместе с тем, применяясь на производстве в виде прикрепления обучающегося к высококвалифицированному рабочему, она весьма продуктивна. Достаточно сказать, что, например, в Великобритании подготовка специалистов полностью основывается па системе ученичества непосредственно на предприятиях. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, максимально развить способности индивидуума, выявить личностные качества каждого обучающегося, его потенциал.
Слайд 41
5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Широко известно остроумное изречение Марка Твена: «Кто
ясно не видит цели, очень удивляется, придя не туда». Действительно, в любом деле - и, как показывает опыт, особенно в обучении - крайне важно предвидеть. Учебный процесс, осуществляемый экспромтом, «по наитию», вряд ли завершится успехом. Поэтому в работе мастера огромное значение имеет четкое планирование будущей деятельности, причем - заблаговременное, до начала учебной работы.
Слайд 42
5.1. Цели и содержание планирования
Из сказанного понятно, что планирование процесса производственного
обучения имеет большое педагогическое и организационное значение. Являясь одним из важных показателей научной организации труда педагога, оно повышает качество обучения и воспитания учащихся. Это подтверждено многолетней практикой работы учебных заведений НПО.
Тщательно продуманная мастером на перспективу деятельность в группе способствует:
созданию условий, которые необходимы для рациональной организации учебного процесса и обеспечивают полное выполнение требований государственного образовательного стандарта на профессию;
своевременному и полному выполнению учебного плана и программы, заблаговременной подготовке и качественному проведению занятий;
обеспечению наиболее полной загрузки учебного оборудования при использовании его не на «бросовых» работах, а на выпуске продукции, предназначенной для реализации и получения прибыли училищем;
продуманному сочетанию знаний, полученных при изучении дисциплин теоретического цикла с практическим их приложением; использованию межпредметных связей не «вообще», а в их прикладном применении;
систематическому контролю над достижением каждым учащимся установленных критериальных показателей качества и своевременной корректировке учебного процесса па индивидуальном уровне;
своевременному подведению итогов обучения как индивидуального, так и группового.
Слайд 43
5.2. Перспективное планирование работы
Есть такое выражение: «Хороший экспромт готовится неделю». Оно
в полной мере относится к деятельности мастера. Фундамент успеха в любом деле - подготовка. Опыт неоднократно подтверждал, что чем тщательнее подготовка, тем результативнее достигаемый результат учебной работы. Кроме того, планирование мастером своей работы и продумывание деятельности учащихся - это основа научной организации процесса обучения.
Мастер знает свою нагрузку на следующий год еще до конца текущего учебного года: или он продолжает работу со своей группой на очередном году обучения или готовится принимать новую группу. В любом случае у него есть время и возможность спланировать (а по существу «запрограммировать») свою будущую деятельность, согласовав ее с программой и календарными сроками выполнения.
Опытные мастера накануне конкретного занятия проводят только его окончательную обработку.
Слайд 44
6. РАЗРАБОТКА ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Каждодневная работа мастера производственного обучения может показаться
рутинной, если она складывается из однообразных, похожих друг на друга, как две капли воды, уроков. Такое, с позволения сказать, «учение» тягостно и для учеников. Вместе с тем сам процесс познания нового, по своей сути, увлекателен и интересен, может захватывать полностью, без остатка. И зависит это во многом от того, как проводятся уроки, какая форма их проведения из множества возможных выбрана, как они подготовлены. Мастер, творчески подходящий к своему делу, понимает, что многие занятия проводятся по «накатанной» схеме, и это - реальность. Но если организационно уроки могут быть похожи, то поставленные учебные цели могут достигаться разными путями. Вот почему текущее планирование своей работы, продуманная разработка плана проведения каждого конкретного занятия имеет огромное значение для достижения успеха в работе.
Слайд 45
6.1. Общие вопросы разработки планов проведения занятий
В зависимости от содержания программного
материала каждый урок имеет свои особенности и не может строиться по установленному шаблону. Но существуют общие требования к занятию производственного обучения любой профессии, которые следует соблюдать.
К таковым относят:
органическое единство воспитания и обучения;
достижение конкретных учебных целей;
построение производственного обучения в соответствии с программой при активном и сознательном усвоении учащимися знаний, умений и навыков по изучаемой специальности;
применение разнообразных методов обучения с соблюдением принципов индивидуального подхода к учащимся для достижения уровней подготовки, предусмотренных квалификационной характеристикой.
Под целью в учебном процессе подразумевают конкретную учебно-воспитательную задачу, требующую решения совместно с учащимися. Чтобы четко определить цель, нужно уметь представить себе конечный результат, уяснить, какими знаниями, умениями и навыками должны обогатиться учащиеся в ходе урока, какие качества личности могут быть сформированы у них вследствие направленного педагогического воздействия.
Среди комплекса учебно-воспитательных задач определяют образовательные, воспитательные и развивающие.
Слайд 46ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Образовательные задачи понимаются как общее интеллектуальное развитие будущего рабочего, формирование
и расширение его представлений о достижениях науки и техники, особенностях применяемых технологий и возможностях приложения общекультурных и общетехнических знаний на производстве.
Формулировки образовательных задач могут быть самыми разнообразными:
дать начальное представление (дать первичное представление) о...;
обеспечить усвоение...;
сформировать (продолжить формирование)...;
закрепить...;
обобщить (или систематизировать) следующие научные знания, производственные понятия...;
расширить следующие специальные производственные представления...;
углубить (закрепить) следующие технические знания о... и т.д.
Мастер может расширительно толковать образовательные задачи, логично увязывая их с тем, как преподается теоретический или практический материал.
Слайд 47ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Воспитательные задачи призваны сформировать у учащихся нравственные, личностные качества, которые
могут и должны составлять стержень человеческой сущности будущего члена общества. На занятиях производственного обучения создаются особо благоприятные условия для трудового воспитания, развития умственных способностей и общей культуры. Занятия в мастерских позволяют развивать у учащихся восприимчивость ко всему новому в нашей жизни, желание соучаствовать в освоении техники будущего и одновременно дают возможность развивать экологическое мышление.
Приведем примерные варианты формулировок воспитательных задач:
а) совершенствовать б) продолжить формирование
идейно-мировоззренческое, активной жизненной позиции,
правовое, осознанной потребности в труде,
экономическое, творческого начала,
нравственное, понимания значения мобильности
эстетическое, профессиональных знаний;
экологическое воспитание;
в) прививать
чувство полноправного и ответственного хозяина,
критическое отношение к существующим технологиям,
желание рационализировать процесс и т.п.;
г) воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности
Слайд 48РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ
Развивающие задачи предполагают формирование профессиональных умений и навыков. Подразумевается, что
атмосфера занятия, целенаправленная совместная деятельность наставника и учеников образуют благоприятные условия для формирования трудового мастерства, выработки сознательного отношения к труду. В этом направлении мастер может планировать следующее:
а) развивать у будущих производственников умение
выделять главное в проблеме ...,
анализировать,
делать обобщение, выводы,
ставить вопросы,
формулировать задачи,
формулировать ответы,
принимать самостоятельные решения,
контролировать свои действия,
решать проблемные ситуации, задачи и т.п.,
применять имеющиеся знания на практике и т.п.:
б) развивать у учащихся профессиональные интересы к ...;
в) содействовать развитию необходимых личностных качеств (воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, собранности и т.д.);
г) содействовать развитию следующих специальных способностей (...).
Слайд 49УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
При планировании учебно-воспитательных целей к занятию следует более четко их
обозначать.
Если цель - образовательная, то она должна расширять представления учащихся о производственных процессах, современных технологиях, технике сегодняшнего дня, имеющим отношение к изучаемым разделам программы.
Если цель - воспитательная, она может разумно воздействовать на мировоззрение, целенаправленно формируя экологические, экономические и другие представления и принципы будущего члена общества.
Если цель - развивающая, она должна ориентироваться на практическую направленность профессиональной подготовки, это качество в решающей степени определяет ее педагогическую ценность.
Заключение
Все сказанное позволяет сделать такое заключение. Все аспекты организации производственного обучения - во всем многообразии их связей - влияют на процесс формирования личности. Начиная с того, насколько методически грамотно организовано обучение специальности, и кончая тем, насколько целенаправленно сочетается воспитание с обучением. Это еще раз доказывает значимость, важность методической подготовленности, профессионализма самого мастера (педагога профессионального обучения) для его влияния на учеников.
Слайд 50
6.2. Проведение занятий по изучению производственных операций
Мастер должен отдавать себе отчет,
прежде всего в том, что при изучении тем, связанных с усвоением учащимися каких-то приемов или отдельных операций, необходимо решить следующие дидактические задачи. Подготовить учащихся к сознательному выполнению заданной работы наиболее рациональным образом, предупредить возможные ошибки и брак, обеспечив при этом соблюдение безопасных условий труда. Добиться отчетливого понимания каждым учащимся особенностей предстоящих действий, что достаточно сложно. И мешать этому может психологический барьер, существующий в сознании самого мастера: «это же так просто!» В самом деле, в тысячный раз автоматически выполняя привычное действие, трудно вспомнить, как неловко оно выполнялось впервые. Но ученик действительно первый раз сталкивается с новым для него материалом.
главная особенность проведения уроков по темам, связанным с изучением приемов или операций, заключается в «растяжении» вводного инструктажа на все занятие. Вводный инструктаж, проводимый, как правило, в начале урока, даже если у мастера сложилось представление, что «вес поняли», должен повторяться в индивидуальном варианте во время самостоятельного выполнения учащимися упражнений. Это дает возможность подобрать темп усвоения материала для каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, известных мастеру. Кроме того, в зависимости от действий учащегося у мастера есть возможность при необходимости вернуться к любой части учебно-инструктивного материала.
Слайд 51ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
В планах проведения занятий, в которых по программе предусмотрено освоение
трудовых приемов или операций, особое внимание уделяется разработке вводного инструктажа. Понятно, что каждый раз он учитывает своеобразие материала, но его содержание может быть примерно следующим:
ознакомление учащихся с содержанием предстоящей учебной работы и ее значением для овладения изучаемой специальностью;
объяснение, какие знания из изученного ранее теоретического материала будут востребованы при работе (при необходимости - их повторение);
демонстрация применяемых при выполнении инструментов, материалов, приспособлений и т.п. с объяснением специфических моментов (способов подготовки к работе, правил установки, закрепления и др.);
показ и разъяснение особенностей выполнения того или иного приема или операции (со строгим соблюдением рекомендованной методики демонстрации);
концентрация внимания учащихся на возможных причинах, которые могут привести к ошибкам, неправильному результату, поломке, браку и т.п.;
ознакомление учащихся с техникой безопасности, предупреждение об опасных зонах, о необходимости рациональной организации рабочего места.
Если занятия проводятся с учащимися, которые уже усвоили основные приемы работы, то вводный инструктаж может дополнительно включать:
показ наиболее рациональных приемов и способов выполнения задания;
демонстрацию применения новаторских инструментов и технологии передовых методов труда.
Слайд 52ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ
Особое значение, как уже подчеркивалось, на таких занятиях отводят этапу
самостоятельной работы учащихся, мастер руководит этой работой в порядке текущего инструктажа. Практически это - целевые обходы работающих учащихся, при которых мастер внимательно наблюдает за соблюдением каждым данных ранее установок. Целевыми обходы называются потому, что каждый из них может преследовать контроль правильности выполнения конкретных действий.
Последующие обходы могут быть произведены с самыми разными целями, но есть несколько правил их проведения, выработанных практикой.
Во-первых, внимательно приглядываясь к действиям каждого, без необходимости не вмешиваться в работу учащихся.
Во-вторых, при обнаружении ошибки учащегося не следует сразу же ее объяснять и самому исправлять. Гораздо эффективнее, если путем совместного анализа (с легкой подсказкой мастера) учащийся сам выявит причину и сам исправит неправильные действия.
В-третьих, ни в коем случае не следует при обнаружении неправильных действий проявлять раздражительность, упрекать в непонятливости и т.п. Это не дает ничего, кроме напряженности во взаимоотношениях. В то же время терпеливое и доброжелательное отношение, показывающее, что, несмотря на допущенную ошибку, учащийся способен справиться с заданием, сохраняет у того веру в свои силы, интерес и увлеченность в работе.
Слайд 53ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
Заключительный инструктаж обычно проводят в виде активной беседы. На нем
очень важно подобрать верную тональность подведения итогов, где должно проявиться отсутствие личных пристрастий мастера - нет «любимчиков» и «аутсайдеров». Наиболее верным будет сдержанная похвала лучшим студентам, выражение удовлетворения успехами всех старавшихся, пусть и допустивших небольшие упущения. Тем же, кто не справился с заданием в полной мере, следует доходчиво пояснить, в чем заключалась ошибка, выразив уверенность, что в следующий раз успех будет достигнут.
Законченные работы следует оценивать и объяснять студентам, за что и почему выставляется данная оценка. При оценке деятельности студента мастер исходит, прежде всего, из качества выполненной работы. На этих этапах учебы отрицательные оценки лишены смысла, они просто нецелесообразны. Это подтверждает психология труда.
Молодой мастер должен выработать в своей работе правило: никаких «разносов» на коллективе. Гораздо продуктивнее беседа наедине, где четко показывается обеспокоенность мастера недостаточным освоением материала, сожаление, что способный на большее студент плохо овладевает профессией, мало задумывается о своем будущем. Такие беседы сближают мастера с обучаемыми, а искреннее участие наставника подвигает их к более добросовестному отношению к делу.
Слайд 546.3. Проведение занятий по выполнению комплексных работ
Дидактические задачи занятий такого рода
преследуют достижение нескольких целей, но все они направлены на формирование профессиональной компетентности. На уроках производственного обучения, посвященных комплексным работам, хотя они и носят учебный характер, у учащихся должны быть привиты и закреплены следующие производственные качества:
приучиться самостоятельно, разрабатывать технологическую последовательность (технологический процесс) обработки поверхности, избирая наиболее рациональный вариант; а при наличии документации с уже готовой последовательностью обработки - строго соблюдать технологическую дисциплину;
выработать навыки самостоятельного выбора инструментов, принадлежностей, приспособлений и др., приучаясь производить их наладку, установку и прочее;
научиться производить необходимые расчеты, связанные с технологическими операциями;
усвоить характерные сочетания различных операций и приемов;
отработать навыки достижения требуемой точности и скорости при выполнении работ - с тем, чтобы к установленному программой сроку приближаться к выполнению заданных норм выработки.
Фактически занятия по выполнению комплексных работ являются тем индикатором, который проявляет все, чему до этого научились воспитанники мастера и как они могут претворять при реальной работе это свое умение.
Слайд 55
6. 4. Специальные формы уроков производственного обучения и методические особенности их
проведения
В практике производственного обучения на разных его этапах широко применяются и другие формы занятий. К таковым могут быть отнесены:
Упражнения на тренажерах;
лабораторно-практические работы;
деловые игры;
экскурсии и другие.
Мы выделили их в отдельную группу не из-за специфичности этого рода учебной деятельности, а вследствие необходимости учета методических особенностей при подготовке мастера к их проведению и составлению их планов.
Работа на тренажерах проводится в виде упражнений и может предназначаться для достижения следующих целей:
формирование первоначальных навыков (преимущественно двигательных) для достижения точности и уверенности действий;
отработка алгоритмов профессиональной деятельности;
предварительная подготовка к работе на сложном оборудовании.
Тренажер - техническое средство обучения, позволяющее имитировать производственные условия в учебно-производственном процессе.
Слайд 566.5. РАЗРАБОТКА ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Уже неоднократно говорилось, что успех занятия
закладывается при его подготовке и планировании. Отражение всей этой подготовительной работы, ее продуманность выражаются в обязательном для мастера производственного обучения документе - плане проведения занятия. Его форма не установлена строго, ибо план работы - это творчество мастера.
Примерный план урока по выполнению комплексных работ
Тема урока. Обработка поверхности под малярные работы.
Содержание урока: очистка поверхности, грунтовка, шпаклевание, шлифовка.
Цель урока. В процессе обработки поверхности усовершенствовать навыки: грунтовки, шпаклевания и шлифовки поверхности; чтения несложных чертежей и использования их в процессе работы; обработки поверхности в пределах установленных требований технологии, с соблюдением норм времени; работы с контрольно-измерительными инструментами; правильной организации труда и соблюдения правил техники безопасности.
Материально-техническая база: образец поверхности; чертежи; операционная карта; инструменты на каждого учащегося.
Слайд 57Ход урока:
Организационная часть (5 мин). Принять рапорт старосты, проверить наличие учащихся,
отметить отсутствующих в журнале. Сообщить цель предстоящих занятий.
Вводный инструктаж (25 мин). Сообщить цель, содержание и условия предстоящей учебной работы. Проверить знания учащихся по специальной технологии, Показать учащимся обработанную поверхность и рассказать о ее обработке. Определить технологию обработки, нормы времени. Предупредить возможные случаи брака и принять меры по его предупреждению. Показать приемы и способы обработки поверхности. Сообщить учащимся необходимые сведения по технике безопасности.
Опрос (беседа) по содержанию вводного инструктажа (15 мин). В ходе опроса учащимся могут быть заданы следующие вопросы:
1) проверить пригодность инструмента к работе; 2) определить по ИТК технические условия, предъявляемые к обработке поверхности; 3) объяснить технологию обработки поверхности4) рассказать как будет вестись обработка поверхности; 5) установить, сколько времени дается на обработку поверхности.
Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж (300 мин). Обработка поверхности по ИТК в пределах установленных норм (текущий инструктаж).
Заключительный инструктаж (10 мин). Анализ работы группы, указания на ошибки, допущенные отдельными учащимися. Оценка успеваемости.
(Оценивая работу учащихся, мастер должен учитывать: правильность организации учащимися рабочих мест и соблюдение в процессе работы правил техники безопасности; качество выполненной работы, соблюдение установленных норм; сознательное и добросовестное отношение к труду.)
Таким образом, рабочий план мастера может быть различным как по форме, так и по содержанию. В любом случае следует помнить, что качественная подготовка плана проведении занятия - непременное условие высокого уровня учебной работы мастера производственного обучения.
Слайд 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Времена и люди меняются вместе со страной, вместе со всем
миром. Отражаясь на обществе в целом, эти изменения, прежде всего, касаются молодежи, вступающей в непростое самостоятельное «плавание» по морю под именем жизнь в обновленной и изменившейся стране.
Почти незаметно миновав стык тысячелетий, общество так же не сразу заметило, что сегодня происходит глобальное изменение сущности цивилизации. Особенно это наглядно на примере многих специальностей, где человек все более от роли исполнителя и мастерового переходит к роли творца и организатора. Новые технологии коренным образом изменяют функции и роль человека в современном мире, его производственной сфере.
Слайд 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Барболин М. П., Методологические основы развивающего обучения. - М.,
1999.
Батышев С.Я. Подготовка рабочих-профессионалов. - М.,2000.
Беляева А. П. и др. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях/под ред. Л.П.Беляевой.- СПб,2000.
Варковецкая Г. А. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах, - М., 2002.
Ганенко А.П., Милованов Ю.В., Лапсарь М.И. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ. 2-е издание, стереотипное. - М., «Академия» 2000.
Казанская В. П. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. - М., 2006.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., 2000.
Кругликов Г, И. и др. Основы технического творчества: книга для учителя. - М.,2000.
Кругликов Г, И. Настольная книга мастера профессионального обучения. 3-е издание, стереотипное. - М., «Академия» 2007.
Кругликов Г, И. Методика профессионального обучения с практикумом. 2-е издание, стереотипное. - М., «Академия» 2007.
Слайд 60
Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. - М.,2005.
Селевко Г.
К. Современные образовательные технологии. - М., 1999.
Сергеева Т. А., Уварова Н. М. Проектирование учебного занятия (методические рекомендации). - М., 2003.
Сибирская М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии. - М., 2002.
Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного
обучения: методич. пособие. - М., 1999.
Скакун В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах. - М., 2001.
Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах). 2-е издание, стереотипное. - М., «Академия» 2006.
Скакун В.А. Преподавание курса «Организация и методика производственного обучения». - М., 2000.
Филиппов В.С. Работа молодого мастера производственного обучения. Методические рекомендации. 2-е издание, дополнительное. - М., 2002.
Щукин М. Е. Психологические основы индивидуального подхода к
учащимся в процессе производственного обучения: метод, пособие для ПТУ.- М.,2001.