Слайд 2
Культовые сооружения - объекты для проведения религиозных обрядов
Слайд 3
Период со второй половины XV в. по вторую
половину XVIII в. принято считать "золотым веком" крымскотатарского искусства. В это время воздвигается целый ряд монументальных сооружений гражданского и культового назначения.
ДЮРБЕ (купольные усыпальницы) – МАВЗОЛЕИ
Эти памятники дошли до наших дней благодаря тому, что они возводились из тесаного камня на крепком известковом растворе «хорасан» (так назывался раствор извести с большой примесью толченого кирпича или черепицы. Их мололи как муку на особых мельницах).
Дюрбе, по примеру других мусульманских стран, является надгробным сооружением правителей, высокопоставленных лиц, богатых и влиятельных граждан и лиц духовного звания, отличившихся своей праведной жизнью или ученостью.
Слайд 4В трехстах метрах от Ханского дворца сохранилось наиболее интересное сооружение средневекового
Бахчисарая— древнейший Эски дюрбе (Старый мавзолей), построенный еще в конце XV в.
Это квадратное здание, завершающееся куполом на восьмигранном основании. К каменному кубу примыкает портал, выступающий вперед. Портал состоит из пилонов и высокой стрельчатой арки. Верхняя часть фасада украшена розетками. С южной стороны примыкает открытый дворик, где когда-то имелся фонтан. Он огражден высокой декоративной стеной. Есть предположение, что в открытом дворике было семейное кладбище.
Внутрь дворика можно попасть только из мавзолея: закрытая с трех сторон стена прорезана лишь стрельчатыми арками на уровне человеческого роста. Возможно, дворик был предназначен для тех, кто приходил поклониться могилам близких, поразмыслить о суете мира: он настраивал их на возвышенный лад, отрезая от мирских забот и предлагая взамен прекрасную картину окружающей природы в обрамлении стрельчатых арок.
Слайд 5Дюрбе Хаджи Герая, построенное Менгли Гераем в 1501 г., где спустя
четырнадцать лет он был похоронен. Здание представляет собой восьмигранник с порталом. Столбы портала богато украшены резным орнаментом по камню и поддерживают полукупол. Во внутренних боковых стенах устроены ниши.
Слайд 6 Мавзолей Джаныке-ханым – культовое сооружение XV в., расположенный у обрыва
Чуфут-Кале. Это восьмигранное здание с порталом. В стенах портала имеются ниши. К входу ведет каменная лестница. Внутри дюрбе установлено надгробие с надписью на арабском языке: "Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери золотоордынского хана Тохтамыша, скончавшейся месяца Рамазана 841 г. (1437)".
Слайд 7 В дворцовом комплексе Ханского дворца, в углу парка (ныне
воинское кладбище) возвышается дюрбе Диляры Бикеч, согласно легенде — любимой жены Крым Герая, построено оно в 1764 г. Это восьмигранник, увенчанный куполом. Каждая сторона восьмигранника разбита на части двойным рядом арок и окон. Это подчеркнуто двойным рядом рельефных тяг — снизу и сверху. По преданию, у входа в дюрбе стоял Сельсебиль (Фонтан слез), перенесенный к приезду Екатерины в Фонтанный дворик Ханского дворца.
Слайд 9 На другом конце Бахчисарая, в его новой части, где
когда-то в древности был город Эски-Юрт — предшественник столицы Крымского ханства, недалеко от железнодорожного вокзала, сохранилось несколько памятников культовой архитектуры крымских татар.
Ранее здесь находился культовый центр с более поздними захоронениями — Азиз ("святой"), получивший свое название от Азиза Мелек-Аштера. Территория Азиза была покрыта красивейшими усыпальницами, из которых сохранилось всего несколько мавзолеев-дюрбе, образовавших своего рода архитектурный заповедник.
Эски-Юрт в 1793 г. (с рис. П. С. Палласа)
Слайд 10 По сообщению Палласа, уже в его время "дух разрушения
причинил немало ущерба этим довольно примечательным сооружениям. Окна и двери многих из них были украшены белым мрамором с зелеными прожилками, от которых видны лишь остатки, остальное расхищено на камины. Между ними видны и гробницы, многие из мрамора с растительным орнаментом".
Слайд 11Наиболее древним мавзолеем считается дюрбе Бей-Юде-Султан, который стоит слева у дороги
на Севастополь. Небольшой мавзолей кубической формы с сильно скошенными углами и перекрытый наполовину разрушенным куполом. Небольшие оконца заложены кладкой. С южной стороны в виде небольшой арки — дверной проем, перекрытый перемычкой. Над входом сохранилась надпись, в которой сообщается, что гробницу приказал построить Мухаммед-Шах-Бей для своей матери Бей-Юде-Султан. По мнению специалистов, мавзолей был поставлен в XIV—XV вв.
Слайд 12 Среди усыпальниц выделяется своей торжественностью и пышностью Большой восьмигранник
— дюрбе Мухаммеда II Герая.
Он представляет собой монументальный восьмигранный мавзолей с полусферическим куполом. Его высота 17 метров, диаметр 9 метров, а толщина стен около 2 метров. Все восемь граней имеют два яруса окон, стрельчатые верхние окна и прямоугольные внизу, вход с северовосточной стороны. Построен в конце XVI— начале XVII в.
Слайд 13 Недалеко от Большого восьмигранника расположен Малый восьмигранник — дюрбе
Мухаммед-бея. Это сравнительно небольшое, скромно отделанное восьмигранное сооружение с таким же куполом. Мавзолей построен в XVIв.
Слайд 14Через дорогу от Малого восьмигранника расположился Кубовидный дюрбе. Вблизи этого мавзолея
в 1921 г. во время археологических разведок во главе с Усеином Боданинским, была найдена мраморная надгробная плита с именем Ахмед-бея, умершего в 1577 г. Дюрбе условно названо его именем.
Слайд 15 Вблизи мавзолея Ахмед-бея сохранилась маленькая восьмигранная каменная башенка с
шатровым восьмигранным завершением. Это мимбер — кафедра мечети странствующих дервишей, строение, которое относится к XVI—XVII вв.
Дервиш (перс. — бедняк, нищий) мусульманский аналог монаха.
Слайд 17 Наискосок от крепостных ворот г. Евпатории ворота причудливой
формы, над которыми изображён герб Крымского ханства. Это и есть вход в обитель странствующих дервишей.
Разные постройки на её территории - мечеть Шукурулла-эфенди, минарет, текие (храм) дервишей, здание медресе (его ещё называют "чайный домик") - возведены на протяжении ХV-ХVII веков. Это единственный в Европе монастырь дервишей, сохранивший свой первозданный облик.
Дервиши врачевали, толковали сны, предсказывали будущее, переписывали книги, продавали магические амулеты. В восточных странах и Крыму они пользовались особым уважением, считаясь чуть ли не святыми.
Слайд 18Сейчас в помещении бывшего медресе находится музей крымскотатарской этнографии, в котором
экспонируются образцы национальных ремесел, домашняя утварь, предметы быта.
Слайд 19
Большое место в архитектуре занимали мечети (араб. — «место поклонения») —
мусульманское богослужебное архитектурное сооружение.
Слайд 20 Одной из первых была большая мечеть – шестистолбная базилика
под двускатной крышей, заложенная в 1314 г. в Солхате в честь хана Узбека. Ее деревянное перекрытие поддерживается изнутри двумя белокаменными аркадами, делящими мечеть на три нефа. Пол внутри мечети был вымощен каменными плитами, устилался циновками и ковриками.В южной стене устроен резной стройный михраб (молитвенная ниша в сторону Мекки). По периметру михраба арабской вязью написаны слова из Корана.
По сообщению турецкого путешественника Эвлии Челеби, в 1512-1513 годах при Менгли-Гирее I мечеть была соборной.
Слайд 21 Мечеть Кебир-Джами — выдающийся архитектурный памятник Симферополя, старейшее
здание города.
Надпись у входа свидетельствует, что мечеть построена в 1508 г. Впоследствии много раз переделывалась, и облик ее сильно изменился.
В начале XVI в. возник крупный город Крымского ханства, Ак-Мечеть. Предполагают, что белизна мечети дала название средневековому городу Ак-Мечеть (Белая Мечеть).
Слайд 22 Джума-Джами – главная мечеть Крымского ханства. Название переводится как
«пятничная мечеть» – в честь пророка Мухаммеда. Ее называют также «Хан-Джами» – «Ханская мечеть», потому что в ней происходил религиозный церемониал посвящения хана в его сан. В этой мечети встречали новых правителей Крыма – восемнадцать представителей ханской династии Гиреев клялись служить на благо своего народа.
Создал эту прекрасную мечеть турецкий архитектор Ходжа Синан. Наиболее вероятной датой постройки является 1552 г.
Многокупольное здание с устремленными в небо двумя минаретами почти 450 лет привлекает путешественников совершенной архитектурой и историей.
Внутри мечети царит атмосфера минувших веков. Весь пол молельного зала застелен коврами, на них сидят прихожане во время молитвы и туристы, пришедшие на экскурсию. Перед тем как зайти в мечеть, нужно облачиться в специальные одеяния.
Слайд 23 Одной из самых прекрасных после Хан-Джами является мечеть Эшиль-Джами
(Зеленая мечеть), построенная в середине XVIII в. в правление Крым-Гирей-хана в Бахчисарае. Она являлась образчиком османского искусства этого периода. И несмотря на то что к этому времени османское зодчество переживало упадок, эта мечеть, предположительно построенная и расписанная талантливым иранским мастером Омером, представляет большой интерес.
Слайд 24
Как всякий неординарный человек, Крым-Герай оставил
противоречивые мнения о своей персоне. Потомки называли его "мессией" , современники — "шальной".
Крым-Герай возглавил последние в истории набеги на Польшу и Россию. При подготовке третьего похода внезапно умер от плеврита (есть версия, что его отравили).
В народном сознании он остался не в качестве политика. Ученые, поэты, музыканты, архитекторы, чувствовали себя привольно под защитой хана. Его любимым драматургом был, запрещаемый даже в Европе, Мольер, но при дворе татарского хана шли пьесы Мольера на французском языке. Всякое появление хана на людях сопровождалось музыкой и звуками труб его личного оркестра. В окрестностях Бахчисарая на собственные средства он создал "Ашлама багьча" ("Сад роз"). Наконец, Крым-Гирей провел существенную реконструкцию дворца, привел в порядок разрозненный комплекс дворцового ансамбля. Над художественным оформлением ханской ставки трудился выдающийся мастер Омер.
Нет ничего удивительного в создании многочисленных легенд о Крым-Герае. Одна из них связана с фонтаном, возведенным в 1763 году по приказу Герая, и воспетом Пушкиным и Мицкевичем. Пушкин услышал крымскую легенду еще до посещения Бахчисарая от Потоцкой, в которую был влюблен. Вот откуда в поэме "Бахчисарайский фонтан" появился образ юной Марии Потоцкой, якобы являвшейся возлюбленной Крым-Герая. На самом же деле, любимую жену хана звали Диляра-Бикеч.
О Диляре сведений почти не сохранилось, но можно предположить, что , имевший свой гарем, не зря остановил свой выбор на этой женщине. Подобно своему мужу она поощряла творческих людей. Согласно ее желанию мастер Омер руководил работами по созданию изящной Ешиль-Джами ("Зеленой мечети"). Свое название она получила от необычной черепицы изумрудного оттенка — "цвета Магомета". Ешиль-Джами была любимым творением Диляры-Бикеч и она завещала похоронить ее в таком месте, откуда открывается вид на "Зеленую мечеть". Ее завещание выполнили, и похоронили не на ханском кладбище, а возвели усыпальницу-дюрбе на Садовых террасах дворца, недалеко от сверкающих "изумрудов" Ешиль-Джами. У стен дюрбе все тот же мастер Омер возвел "Сельсебиль" ("Райский источник") —подлинное название пушкинского "Фонтана слез".
Но неумолимое время и людское равнодушие разрушили прекрасную Ешиль-Джами.
Слайд 25 Мечеть Эски- Сарай – памятник крымскотатарской архитектуры, относящийся
к XIV веку. Располагается мечеть в долине реки Салгир, где в XV—XVIII вв. находилась резиденция калги- султана.
Мечеть представляет собой четырехугольное строение с примыкающей малой мечетью (существует предположение, что она предназначалась для женщин), а также руинами минарета. Попытка исследования истории мечети и ее архитектуры предпринималась еще в 1923 году профессором П. В. Никольским. Из его записей становится понятно, что тогда здание было еще украшено куполом.
Адрес мечети: Симферопольский район, с.Пионерское- 2 (Эски- Сарай)
Слайд 28 Большая Ханская мечеть - одна из
крупнейших мечетей Крыма и первое из зданий ханского дворца. Построена в 1532 году Сахибом I Гераем и носила его имя в XVII веке.
Здание массивное, со стрельчатой аркадой по низу и майоликовыми вставками на стенах. Крыша мечети четырёхскатная и покрыта красной черепицей. Первоначально крыша была покрыта куполами.
Слайд 29 Внутри мечети находится большой зал с высокими
колоннами. На южной стене расположены окна с цветными стёклами. Изнутри по периметру верхнего яруса стены идёт широкий балкон, который поддерживается колонами. На балконе находится застеклённая Ханская ложа, которая расписана, декорирована плиткой и украшена витражами. На балкон ведут две винтовые лестницы, кроме того есть отдельный вход со двора на Ханскую ложу.
Главный вход в мечеть находится со стороны реки Чурук-Су. Фасад с этой стороны ранее был отделан мрамором. У восточной стены мечети расположено абдестхане (место для совершения ритуального омовения — абдеста) с шадырваном (фонтаном). На стенах изображены несколько каллиграфических надписей на арабском языке. Надписи являются цитатами из Корана. Среди надписей есть упоминание имени Крыма Герая, ремонтировавшего и украшавшего мечеть: «Да будет благословен ремонт Его Высочества Крыма Герая Хана».
У мечети два десятигранных минарета с островерхими крышами, которые венчаются бронзовыми алемами (полумесяцами). Высота минаретов — 28 метров. Наверх ведут каменные винтовые лестницы внутри минаретов.
В 1736 году мечеть пострадала при пожаре. Была восстановлена во время правления хана Селямета Герая мастером Омером. В 1750-х годах Арслан Герай основал во дворе мечети медресе, которое не сохранилось до наших дней.
Слайд 30
Неотъемлемой частью мечетей и прекрасным
памятником восточной архитектуры являются минареты.
Ранние мечети строились без минаретов, но внутри уже имелся «мембр» – трибуна с лестницей и площадкой для проповедника.
В османскую эпоху мембры получили пышное устройство с перилами и балдахином в виде шатра и были богато орнаментированы. Материалом для них служили камень, мрамор и дерево. Великолепный памятник такого типа сохранился в Бахчисарае.
Все минареты отличаются совершенством кладки из тесаных камней, причем швы делаются особенно тонкими. Такая кладка требует мастеров высшей квалификации.
Слайд 31 Минаре́т (араб. «маяк») — в архитектуре ислама башня (круглая,
квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни.
Слайд 32Древнейшая мечеть Крыма – Мечеть Бейбарса.
Это самая древняя мечеть Крыма -
так называемая мечеть султана Бейбарса - сооружена в Солхате в 1287-1288 годах на деньги уроженца этих мест Захира Сейф-ад-дин ас-Салих Бейбарса.. Захир Сейф-ад-дин ас-Салихи Бейбарс (правил в 1260 - 1277 гг.) был вторым по счету и одним из четырех самых выдающихся султанов знаменитой мамлюкской династии Бахри, властвовавшей в Египте около 300 лет.
Султан Бейбарс вошел в историю тем, что нанес крупное поражение татаро-монголам, и остановил их продвижение на Ближнем Востоке. Выходец из Причерноморских степей, видимо, кипчак (половец), Бейбарс в детстве был куплен на одном из невольничьих рынков полуострова, как белый раб (мамлюк). В 1277 г. Бейбарс, желая увековечить свое имя, и прославить место своего рождения, выделил 2000 динар на строительство мечети в Солхате. Мечеть построена в 1287 - 1288 гг.
Слайд 33
До настоящего времени здание сохранилось не
полностью. Утрачен минарет (он запечатлен на акварели М.Иванова конца XVIII в.). Размеры мечети в плане - 20 х 15 м. Как писал П. И. Кеппен, первоначально стены ее были покрыты мрамором, а верх - порфиром". Историк А. И. Маркович отметил высокую прочность здания мечети Бейбарса:"Развалины эти, обращающие внимание высотой сводов и массивностью стен с контрфорсами, еще долго могут держаться".
Слайд 35Святилище Азиз
Дюрбе Трёх ханов
(Дюрбе Мехмеда II Герая)
На широкой покатой площадке
возвышается самое большое, красивое и исторически значимое дюрбе Азиза - фамильный мавзолей крымских ханов.
Все прочие дюрбе здесь почти поглощены новейшей застройкой, но этот величественный мавзолей как будто остановил рост новых кварталов в почтительном отдалении от себя.
Забранные в металлические решетки окна с мраморными наличниками, стены почти двухметровой толщины, огромный купол, поставленный на стрельчатые арки внутри здания, безупречная соразмерность, сдержанная пышность декора, торжественность и монументальность - всё показывает, что над проектированием дюрбе поработал большой мастер.
В Бахчисарае и его пригородах было несколько мест, где располагались кладбища ханской династии Гераев: усыпальница первых крымских ханов в Салачике, ханское кладбище с двумя дюрбе в Бахчисарайском дворце (см. его описание на сайте Дворца) и дюрбе в Эски-Юрте. Путешественники разных стран, посетившие Азиз в 17 веке, в один голос сообщают, что Эски-Юрт служил обычным местом погребения членов ханской фамилии. И действительно: в Салачике, насколько известно, нет захоронений после середины 16 века, а кладбище в саду Ханского Дворца стало наполняться надгробиями лишь в 18 столетии.
В Азизе, хоронили как самих ханов, так и ханскую родню: и мужчин, и женщин. Скорее всего, ханское кладбище тут было устроено по примеру дворцового: погребения правителей делали непосредственно в мавзолее, а вокруг его стен устраивали могилы ханских родичей.
Конечно, до нас не дошли имена всех Гераев, что покоятся тут. Но, к счастью, известны поимённо лежащие здесь ханы. Их трое: Мехмед II Герай (1532-1584), Саадет II Герай (около 1550 - 1587) и Мехмед III Герай (1584-1629) - отец, сын и внук. Все эти люди были выдающимися правителями, более чем достойными подобного вечного памятника над их гробницами.
Не будем подробно рассказывать здесь о жизни каждого из них (прочтите отдельные статьи, специально написанные о правлении каждого из них: Мехмеда II Герая, Саадета II Герая и Мехмеда III Герая). Отметим лишь одну достойную удивления общую черту в их судьбах: все трое в разное время сражались за своё попранное ханское достоинство, все трое нашли трагическую гибель за пределами Крыма и все трое вернулись на родину лишь мёртвыми, чтобы быть преданными земле здесь, в Азизе.
Известны имена еще двух Гераев, похороненных в этом дюрбе: Мурад Герай (чья судьба тоже полностью соответствует вышеописанному замечанию) и Сафа Герай - первый был братом, а второй - сыном Мехмеда II Герая. Можно предполагать, что здесь же хоронили и прочих их родственников, но имена этих людей пока что не раскрыты.
В земле Эски-Юрта покоятся тела трёх крымских монархов, правивших этой землёю и сражавшихся за нее. В любой стране гробницы королей, царей и султанов - великое историческое достояние.
Таково и Дюрбе Трёх ханов в Азизе, чьи стены как будто сами создали вокруг себя неприкосновенное пространство.
Слайд 36На другом конце города, в Староселье (бывшее предместье Салачик) там, где
когда-то стоял первый ханский дворец Ашлама-Сарай, сохранились два интересных памятника раннего Бахчисарая. Это здание Зинджерлы-медресе и мавзолей, построенный над могилой основателя династии крымских ханов Хаджи-Гирея в 1501 г. его сыном Менгли-Гиреем; здесь же в 1515 г. похоронен и он сам. Гробница похожа на выстроенную ранее в 1437 г. в Чуфут-кале гробницу Джанике-ханым: в плане она представляет восьмигранник, украшенный на стыках граней резными колонками, с порталом, богато декорированным в духе сельджукской архитектуры: пилоны портала поддерживают сталактитовый полукупол, ниши в боковых стенах также имеют сталактитовое полукупольное завершение.
Неподалеку от дворца в 1500 г. строится монументальное здание Зинджерлы-медресе, которое должно было придать новой столице престиж учености в противовес покинутому ханами Солхату.
Время по-своему подвело итог былого соперничества: сегодня, когда обширное медресе Солхата лежит в развалинах, медресе в Салачике обретает особое значение как единственное в Крыму уцелевшее сооружение такого рода. Название средневекового духовного училища происходит от слова «зинджер» — цепь: подвешенная над входом, она напоминала о необходимости склонить голову каждому, входящему в обитель науки. Наружная стена здания — глухая, всего лишь с несколькими окнами. Внутри — прямоугольный двор с некогда журчащим посреди фонтаном, окруженный галереей, расчлененной стрельчатыми арками на 10 частей, каждая из которых перекрыта небольшим куполом. Галерею, в свою очередь, с внешней стороны окружают маленькие комнаты-кельи для учеников. Планировка Зинджерлы-медресе, несмотря на его малые размеры, интересна, выдержана в строго классических традициях возведения подобных сооружений, и, при отсутствии украшений, покоряет строгой красотой арочных конструкций, сводчатых перекрытий. Находясь внутри, по-новому ощущаешь значение окруженного галереей замкнутого дворика, отрезающего от мира и одновременно заставляющего воспринимать его иначе — на уровне вершин окружающих гор и голубой крыши
Слайд 37
Памятником высокого строительного искусства является бывший ханский дворец.
Дворец, занимающий сегодня площадь в четыре гектара (а в прошлом еще большую), включал сады, окружавшие основные постройки.
С главной улицы Бахчисарая во дворец ведет каменный мост, переброшенный через речку. За мостом – широкие ворота, заново отремонтированные в XIX в., над ними – пестро расписанная с цветными стеклами башня, в верхней части которой находится герб дворца – две свившиеся в схватке змеи. Левее ворот вдоль главного фасада на улицу выходили лавки. За воротами открывался обширный немощеный двор, где собиралось ханское войско, происходили встречи послов и т. д. Двор окружают дворцовые постройки: слева – мечеть, кладбище с пышными надгробиями и двумя мавзолеями, далее конюшни; справа – парадные залы разного назначения, жилые покои, дворики с фонтанами и, наконец, остатки гарема, незаметно переходящие в сады. Первоначально его резная каменная плита находилась у стены мавзолея Диляры-Бикеч – «прекрасной княжны», согласно преданию, любимой жены Крым-Гирей-хана. Этот фонтан был сооружен по его повелению придворным мастером Омером в 1764 г.
Мусульманская архитектура, давшая образцы монументальной строгости и красоты, продуманности и правильности форм в культовых постройках – мечетях, медресе, мавзолеях, – при сооружении частных жилищ, казалось, предоставила полную свободу проявлениям причудливой восточной фантазии, народным вкусам и местным традициям.