Презентация, доклад Культовые сооружения (8 класс)

Содержание

Культовые сооружения - объекты для проведения религиозных обрядов

Слайд 1Культовые сооружения

Культовые сооружения

Слайд 2

Культовые сооружения - объекты для проведения религиозных обрядов

Культовые сооружения - объекты для проведения религиозных обрядов

Слайд 3
Период со второй половины XV в. по вторую

половину XVIII в. принято считать "золотым веком" крымскотатарского искусства. В это время воздвигается целый ряд монументальных сооружений гражданского и культового назначения.

ДЮРБЕ (купольные усыпальницы) – МАВЗОЛЕИ

Эти памятники дошли до наших дней благодаря тому, что они возводились из тесаного камня на крепком известковом растворе «хорасан» (так назывался раствор извести с большой примесью толченого кирпича или черепицы. Их мололи как муку на особых мельницах).
Дюрбе, по примеру других мусульманских стран, является надгробным сооружением правителей, высокопоставленных лиц, богатых и влиятельных граждан и лиц духовного звания, отличившихся своей праведной жизнью или ученостью.


Период со второй половины XV в. по вторую половину XVIII в. принято считать

Слайд 4В трехстах метрах от Ханского дворца сохранилось наиболее интересное сооружение средневекового

Бахчисарая— древнейший Эски дюрбе (Старый мавзолей), построенный еще в конце XV в.
Это квадратное здание, завершающееся куполом на восьмигранном основании. К каменному кубу примыкает портал, выступающий вперед. Портал состоит из пилонов и высокой стрельчатой арки. Верхняя часть фасада украшена розетками. С южной стороны примыкает открытый дворик, где когда-то имелся фонтан. Он огражден высокой декоративной стеной. Есть предположение, что в открытом дворике было семейное кладбище.

Внутрь дворика можно попасть только из мавзолея: закрытая с трех сторон стена прорезана лишь стрельчатыми арками на уровне человеческого роста. Возможно, дворик был предназначен для тех, кто приходил поклониться могилам близких, поразмыслить о суете мира: он настраивал их на возвышенный лад, отрезая от мирских забот и предлагая взамен прекрасную картину окружающей природы в обрамлении стрельчатых арок.

В трехстах метрах от Ханского дворца сохранилось наиболее интересное сооружение средневекового Бахчисарая— древнейший Эски дюрбе (Старый мавзолей),

Слайд 5Дюрбе Хаджи Герая, построенное Менгли Гераем в 1501 г., где спустя

четырнадцать лет он был похоронен. Здание представляет собой восьмигранник с порталом. Столбы портала богато украшены резным орнаментом по камню и поддерживают полукупол. Во внутренних боковых стенах устроены ниши.


Дюрбе Хаджи Герая, построенное Менгли Гераем в 1501 г., где спустя четырнадцать лет он был похоронен. Здание

Слайд 6 Мавзолей Джаныке-ханым – культовое сооружение XV в., расположенный у обрыва

Чуфут-Кале. Это восьмигранное здание с порталом. В стенах портала имеются ниши. К входу ведет каменная лестница. Внутри дюрбе установлено надгробие с надписью на арабском языке: "Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери золотоордынского хана Тохтамыша, скончавшейся месяца Рамазана 841 г. (1437)".
Мавзолей Джаныке-ханым – культовое сооружение XV в., расположенный у обрыва Чуфут-Кале. Это восьмигранное здание с порталом.

Слайд 7 В дворцовом комплексе Ханского дворца, в углу парка (ныне

воинское кладбище) возвышается дюрбе Диляры Бикеч, согласно легенде — любимой жены Крым Герая, построено оно в 1764 г. Это восьмигранник, увенчанный куполом. Каждая сторона восьмигранника разбита на части двойным рядом арок и окон. Это подчеркнуто двойным рядом рельефных тяг — снизу и сверху. По преданию, у входа в дюрбе стоял Сельсебиль (Фонтан слез), перенесенный к приезду Екатерины в Фонтанный дворик Ханского дворца.

В дворцовом комплексе Ханского дворца, в углу парка (ныне воинское кладбище) возвышается дюрбе Диляры Бикеч,

Слайд 9 На другом конце Бахчисарая, в его новой части, где

когда-то в древности был город Эски-Юрт — предшественник столицы Крымского ханства, недалеко от железнодорожного вокзала, сохранилось несколько памятников культовой архитектуры крымских татар.
Ранее здесь находился культовый центр с более поздними захоронениями — Азиз ("святой"), получивший свое название от Азиза Мелек-Аштера. Территория Азиза была покрыта красивейшими усыпальницами, из которых сохранилось всего несколько мавзолеев-дюрбе, образовавших своего рода архитектурный заповедник.

Эски-Юрт в 1793 г. (с рис. П. С. Палласа)

На другом конце Бахчисарая, в его новой части, где когда-то в древности был город Эски-Юрт

Слайд 10 По сообщению Палласа, уже в его время "дух разрушения

причинил немало ущерба этим довольно примечательным сооружениям. Окна и двери многих из них были украшены белым мрамором с зелеными прожилками, от которых видны лишь остатки, остальное расхищено на камины. Между ними видны и гробницы, многие из мрамора с растительным орнаментом".

По сообщению Палласа, уже в его время

Слайд 11Наиболее древним мавзолеем считается дюрбе Бей-Юде-Султан, который стоит слева у дороги

на Севастополь. Небольшой мавзолей кубической формы с сильно скошенными углами и перекрытый наполовину разрушенным куполом. Небольшие оконца заложены кладкой. С южной стороны в виде небольшой арки — дверной проем, перекрытый перемычкой. Над входом сохранилась надпись, в которой сообщается, что гробницу приказал построить Мухаммед-Шах-Бей для своей матери Бей-Юде-Султан. По мнению специалистов, мавзолей был поставлен в XIV—XV вв.

Наиболее древним мавзолеем считается дюрбе Бей-Юде-Султан, который стоит слева у дороги на Севастополь. Небольшой мавзолей кубической формы

Слайд 12 Среди усыпальниц выделяется своей торжественностью и пышностью Большой восьмигранник

— дюрбе Мухаммеда II Герая.
Он представляет собой монументальный восьмигранный мавзолей с полусферическим куполом. Его высота 17 метров, диаметр 9 метров, а толщина стен около 2 метров. Все восемь граней имеют два яруса окон, стрельчатые верхние окна и прямоугольные внизу, вход с северовосточной стороны. Построен в конце XVI— начале XVII в.




Среди усыпальниц выделяется своей торжественностью и пышностью Большой восьмигранник — дюрбе Мухаммеда II Герая.

Слайд 13 Недалеко от Большого восьмигранника расположен Малый восьмигранник — дюрбе

Мухаммед-бея. Это сравнительно небольшое, скромно отделанное восьмигранное сооружение с таким же куполом. Мавзолей построен в XVIв.

Недалеко от Большого восьмигранника расположен Малый восьмигранник — дюрбе Мухаммед-бея. Это сравнительно небольшое, скромно отделанное

Слайд 14Через дорогу от Малого восьмигранника расположился Кубовидный дюрбе. Вблизи этого мавзолея

в 1921 г. во время археологических разведок во главе с Усеином Боданинским, была найдена мраморная надгробная плита с именем Ахмед-бея, умершего в 1577 г. Дюрбе условно названо его именем.



Через дорогу от Малого восьмигранника расположился Кубовидный дюрбе. Вблизи этого мавзолея в 1921 г. во время археологических

Слайд 15 Вблизи мавзолея Ахмед-бея сохранилась маленькая восьмигранная каменная башенка с

шатровым восьмигранным завершением. Это мимбер — кафедра мечети странствующих дервишей, строение, которое относится к XVI—XVII вв.

Дервиш (перс. — бедняк, нищий) мусульманский аналог монаха.
Вблизи мавзолея Ахмед-бея сохранилась маленькая восьмигранная каменная башенка с шатровым восьмигранным завершением. Это мимбер —

Слайд 17 Наискосок от крепостных ворот г. Евпатории ворота причудливой

формы, над которыми изображён герб Крымского ханства. Это и есть вход в обитель странствующих дервишей.
Разные постройки на её территории - мечеть Шукурулла-эфенди, минарет, текие (храм) дервишей, здание медресе (его ещё называют "чайный домик") - возведены на протяжении ХV-ХVII веков. Это единственный в Европе монастырь дервишей, сохранивший свой первозданный облик.
Дервиши врачевали, толковали сны, предсказывали будущее, переписывали книги, продавали магические амулеты. В восточных странах и Крыму они пользовались особым уважением, считаясь чуть ли не святыми.
Наискосок от крепостных ворот г. Евпатории ворота причудливой формы, над которыми изображён герб Крымского

Слайд 18Сейчас в помещении бывшего медресе находится музей крымскотатарской этнографии, в котором

экспонируются образцы национальных ремесел, домашняя утварь, предметы быта.
Сейчас в помещении бывшего медресе находится музей крымскотатарской этнографии, в котором экспонируются образцы национальных ремесел, домашняя утварь,

Слайд 19

Большое место в архитектуре занимали мечети (араб. — «место поклонения») —

мусульманское богослужебное архитектурное сооружение.
Большое место в архитектуре занимали мечети (араб. — «место поклонения») — мусульманское богослужебное архитектурное сооружение.

Слайд 20 Одной из первых была большая мечеть – шестистолбная базилика

под двускатной крышей, заложенная в 1314 г. в Солхате в честь хана Узбека. Ее деревянное перекрытие поддерживается изнутри двумя белокаменными аркадами, делящими мечеть на три нефа. Пол внутри мечети был вымощен каменными плитами, устилался циновками и ковриками.В южной стене устроен резной стройный михраб (молитвенная ниша в сторону Мекки). По периметру михраба арабской вязью написаны слова из Корана.
По сообщению турецкого путешественника Эвлии Челеби, в 1512-1513 годах при Менгли-Гирее I мечеть была соборной.
Одной из первых была большая мечеть – шестистолбная базилика под двускатной крышей, заложенная в 1314

Слайд 21 Мечеть Кебир-Джами — выдающийся архитектурный памятник Симферополя, старейшее

здание города.
Надпись у входа свидетельствует, что мечеть построена в 1508 г. Впоследствии много раз переделывалась, и облик ее сильно изменился.
В начале XVI в. возник крупный город Крымского ханства, Ак-Мечеть. Предполагают, что белизна мечети дала название средневековому городу Ак-Мечеть (Белая Мечеть).
Мечеть Кебир-Джами — выдающийся архитектурный памятник Симферополя, старейшее здание города.  Надпись у входа

Слайд 22 Джума-Джами – главная мечеть Крымского ханства. Название переводится как

«пятничная мечеть» – в честь пророка Мухаммеда. Ее называют также «Хан-Джами» – «Ханская мечеть», потому что в ней происходил религиозный церемониал посвящения хана в его сан. В этой мечети встречали новых правителей Крыма – восемнадцать представителей ханской династии Гиреев клялись служить на благо своего народа.
Создал эту прекрасную мечеть турецкий архитектор Ходжа Синан. Наиболее вероятной датой постройки является 1552 г.
Многокупольное здание с устремленными в небо двумя минаретами почти 450 лет привлекает путешественников совершенной архитектурой и историей.
Внутри мечети царит атмосфера минувших веков. Весь пол молельного зала застелен коврами, на них сидят прихожане во время молитвы и туристы, пришедшие на экскурсию. Перед тем как зайти в мечеть, нужно облачиться в специальные одеяния.
Джума-Джами – главная мечеть Крымского ханства. Название переводится как «пятничная мечеть» – в честь пророка

Слайд 23 Одной из самых прекрасных после Хан-Джами является мечеть Эшиль-Джами

(Зеленая мечеть), построенная в середине XVIII в. в правление Крым-Гирей-хана в Бахчисарае. Она являлась образчиком османского искусства этого периода. И несмотря на то что к этому времени османское зодчество переживало упадок, эта мечеть, предположительно построенная и расписанная талантливым иранским мастером Омером, представляет большой интерес.

Одной из самых прекрасных после Хан-Джами является мечеть Эшиль-Джами (Зеленая мечеть), построенная в середине XVIII

Слайд 24
Как всякий неординарный человек, Крым-Герай оставил

противоречивые мнения о своей персоне. Потомки называли его "мессией" , современники — "шальной".
Крым-Герай возглавил последние в истории набеги на Польшу и Россию. При подготовке третьего похода внезапно умер от плеврита (есть версия, что его отравили).
В народном сознании он остался не в качестве политика. Ученые, поэты, музыканты, архитекторы, чувствовали себя привольно под защитой хана. Его любимым драматургом был, запрещаемый даже в Европе, Мольер, но при дворе татарского хана шли пьесы Мольера на французском языке. Всякое появление хана на людях сопровождалось музыкой и звуками труб его личного оркестра. В окрестностях Бахчисарая на собственные средства он создал "Ашлама багьча" ("Сад роз"). Наконец, Крым-Гирей провел существенную реконструкцию дворца, привел в порядок разрозненный комплекс дворцового ансамбля. Над художественным оформлением ханской ставки трудился выдающийся мастер Омер.
Нет ничего удивительного в создании многочисленных легенд о Крым-Герае. Одна из них связана с фонтаном, возведенным в 1763 году по приказу Герая, и воспетом Пушкиным и Мицкевичем. Пушкин услышал крымскую легенду еще до посещения Бахчисарая от Потоцкой, в которую был влюблен. Вот откуда в поэме "Бахчисарайский фонтан" появился образ юной Марии Потоцкой, якобы являвшейся возлюбленной Крым-Герая. На самом же деле, любимую жену хана звали Диляра-Бикеч.
О Диляре сведений почти не сохранилось, но можно предположить, что , имевший свой гарем, не зря остановил свой выбор на этой женщине. Подобно своему мужу она поощряла творческих людей. Согласно ее желанию мастер Омер руководил работами по созданию изящной Ешиль-Джами ("Зеленой мечети"). Свое название она получила от необычной черепицы изумрудного оттенка — "цвета Магомета". Ешиль-Джами была любимым творением Диляры-Бикеч и она завещала похоронить ее в таком месте, откуда открывается вид на "Зеленую мечеть". Ее завещание выполнили, и похоронили не на ханском кладбище, а возвели усыпальницу-дюрбе на Садовых террасах дворца, недалеко от сверкающих "изумрудов" Ешиль-Джами. У стен дюрбе все тот же мастер Омер возвел "Сельсебиль" ("Райский источник") —подлинное название пушкинского "Фонтана слез".
Но неумолимое время и людское равнодушие разрушили прекрасную Ешиль-Джами.
Как всякий неординарный человек, Крым-Герай оставил противоречивые мнения о своей персоне. Потомки

Слайд 25 Мечеть Эски- Сарай – памятник крымскотатарской архитектуры, относящийся

к XIV веку. Располагается мечеть в долине реки Салгир, где в XV—XVIII вв. находилась резиденция калги- султана.
Мечеть представляет собой четырехугольное строение с примыкающей малой мечетью (существует предположение, что она предназначалась для женщин), а также руинами минарета. Попытка исследования истории мечети и ее архитектуры предпринималась еще в 1923 году профессором П. В. Никольским. Из его записей становится понятно, что тогда здание было еще украшено куполом.


Адрес мечети: Симферопольский район, с.Пионерское- 2 (Эски- Сарай)

Мечеть Эски- Сарай – памятник крымскотатарской архитектуры, относящийся к XIV веку. Располагается мечеть в

Слайд 28 Большая Ханская мечеть - одна из

крупнейших мечетей Крыма и первое из зданий ханского дворца. Построена в 1532 году Сахибом I Гераем и носила его имя в XVII веке.
Здание массивное, со стрельчатой аркадой по низу и майоликовыми вставками на стенах. Крыша мечети четырёхскатная и покрыта красной черепицей. Первоначально крыша была покрыта куполами.

Большая Ханская мечеть  - одна из крупнейших мечетей Крыма и первое из

Слайд 29 Внутри мечети находится большой зал с высокими

колоннами. На южной стене расположены окна с цветными стёклами. Изнутри по периметру верхнего яруса стены идёт широкий балкон, который поддерживается колонами. На балконе находится застеклённая Ханская ложа, которая расписана, декорирована плиткой и украшена витражами. На балкон ведут две винтовые лестницы, кроме того есть отдельный вход со двора на Ханскую ложу.

Главный вход в мечеть находится со стороны реки Чурук-Су. Фасад с этой стороны ранее был отделан мрамором. У восточной стены мечети расположено абдестхане (место для совершения ритуального омовения — абдеста) с шадырваном (фонтаном). На стенах изображены несколько каллиграфических надписей на арабском языке. Надписи являются цитатами из Корана. Среди надписей есть упоминание имени Крыма Герая, ремонтировавшего и украшавшего мечеть: «Да будет благословен ремонт Его Высочества Крыма Герая Хана».

У мечети два десятигранных минарета с островерхими крышами, которые венчаются бронзовыми алемами (полумесяцами). Высота минаретов — 28 метров. Наверх ведут каменные винтовые лестницы внутри минаретов.

В 1736 году мечеть пострадала при пожаре. Была восстановлена во время правления хана Селямета Герая мастером Омером. В 1750-х годах Арслан Герай основал во дворе мечети медресе, которое не сохранилось до наших дней.
Внутри мечети находится большой зал с высокими колоннами. На южной стене расположены окна

Слайд 30
Неотъемлемой частью мечетей и прекрасным

памятником восточной архитектуры являются минареты.
Ранние мечети строились без минаретов, но внутри уже имелся «мембр» – трибуна с лестницей и площадкой для проповедника.
В османскую эпоху мембры получили пышное устройство с перилами и балдахином в виде шатра и были богато орнаментированы. Материалом для них служили камень, мрамор и дерево. Великолепный памятник такого типа сохранился в Бахчисарае.
Все минареты отличаются совершенством кладки из тесаных камней, причем швы делаются особенно тонкими. Такая кладка требует мастеров высшей квалификации.

Неотъемлемой частью мечетей и прекрасным памятником восточной архитектуры являются минареты.

Слайд 31 Минаре́т (араб. «маяк») — в архитектуре ислама башня (круглая,

квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни.
Минаре́т (араб. «маяк») — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с

Слайд 32Древнейшая мечеть Крыма – Мечеть Бейбарса.
Это самая древняя мечеть Крыма -

так называемая мечеть султана Бейбарса - сооружена в Солхате в 1287-1288 годах на деньги уроженца этих мест Захира Сейф-ад-дин ас-Салих Бейбарса.. Захир Сейф-ад-дин ас-Салихи Бейбарс (правил в 1260 - 1277 гг.) был вторым по счету и одним из четырех самых выдающихся султанов знаменитой мамлюкской династии Бахри, властвовавшей в Египте около 300 лет.
Султан Бейбарс вошел в историю тем, что нанес крупное поражение татаро-монголам, и остановил их продвижение на Ближнем Востоке. Выходец из Причерноморских степей, видимо, кипчак (половец), Бейбарс в детстве был куплен на одном из невольничьих рынков полуострова, как белый раб (мамлюк). В 1277 г. Бейбарс, желая увековечить свое имя, и прославить место своего рождения, выделил 2000 динар на строительство мечети в Солхате. Мечеть построена в 1287 - 1288 гг.

Древнейшая мечеть Крыма – Мечеть Бейбарса.Это самая древняя мечеть Крыма - так называемая мечеть султана Бейбарса -

Слайд 33
До настоящего времени здание сохранилось не

полностью. Утрачен минарет (он запечатлен на акварели М.Иванова конца XVIII в.). Размеры мечети в плане - 20 х 15 м. Как писал П. И. Кеппен, первоначально стены ее были покрыты мрамором, а верх - порфиром". Историк А. И. Маркович отметил высокую прочность здания мечети Бейбарса:"Развалины эти, обращающие внимание высотой сводов и массивностью стен с контрфорсами, еще долго могут держаться".
До настоящего времени здание сохранилось не полностью. Утрачен минарет (он запечатлен на

Слайд 35Святилище Азиз

Дюрбе Трёх ханов
(Дюрбе Мехмеда II Герая)

На широкой покатой площадке

возвышается самое большое, красивое и исторически значимое дюрбе Азиза - фамильный мавзолей крымских ханов.

Все прочие дюрбе здесь почти поглощены новейшей застройкой, но этот величественный мавзолей как будто остановил рост новых кварталов в почтительном отдалении от себя.

Забранные в металлические решетки окна с мраморными наличниками, стены почти двухметровой толщины, огромный купол, поставленный на стрельчатые арки внутри здания, безупречная соразмерность, сдержанная пышность декора, торжественность и монументальность - всё показывает, что над проектированием дюрбе поработал большой мастер.

В Бахчисарае и его пригородах было несколько мест, где располагались кладбища ханской династии Гераев: усыпальница первых крымских ханов в Салачике, ханское кладбище с двумя дюрбе в Бахчисарайском дворце (см. его описание на сайте Дворца) и дюрбе в Эски-Юрте. Путешественники разных стран, посетившие Азиз в 17 веке, в один голос сообщают, что Эски-Юрт служил обычным местом погребения членов ханской фамилии. И действительно: в Салачике, насколько известно, нет захоронений после середины 16 века, а кладбище в саду Ханского Дворца стало наполняться надгробиями лишь в 18 столетии.

В Азизе, хоронили как самих ханов, так и ханскую родню: и мужчин, и женщин. Скорее всего, ханское кладбище тут было устроено по примеру дворцового: погребения правителей делали непосредственно в мавзолее, а вокруг его стен устраивали могилы ханских родичей.

Конечно, до нас не дошли имена всех Гераев, что покоятся тут. Но, к счастью, известны поимённо лежащие здесь ханы. Их трое: Мехмед II Герай (1532-1584), Саадет II Герай (около 1550 - 1587) и Мехмед III Герай (1584-1629) - отец, сын и внук. Все эти люди были выдающимися правителями, более чем достойными подобного вечного памятника над их гробницами.

Не будем подробно рассказывать здесь о жизни каждого из них (прочтите отдельные статьи, специально написанные о правлении каждого из них: Мехмеда II Герая, Саадета II Герая и Мехмеда III Герая). Отметим лишь одну достойную удивления общую черту в их судьбах: все трое в разное время сражались за своё попранное ханское достоинство, все трое нашли трагическую гибель за пределами Крыма и все трое вернулись на родину лишь мёртвыми, чтобы быть преданными земле здесь, в Азизе.

Известны имена еще двух Гераев, похороненных в этом дюрбе: Мурад Герай (чья судьба тоже полностью соответствует вышеописанному замечанию) и Сафа Герай - первый был братом, а второй - сыном Мехмеда II Герая. Можно предполагать, что здесь же хоронили и прочих их родственников, но имена этих людей пока что не раскрыты.

В земле Эски-Юрта покоятся тела трёх крымских монархов, правивших этой землёю и сражавшихся за нее. В любой стране гробницы королей, царей и султанов - великое историческое достояние.

Таково и Дюрбе Трёх ханов в Азизе, чьи стены как будто сами создали вокруг себя неприкосновенное пространство.
Святилище АзизДюрбе Трёх ханов (Дюрбе Мехмеда II Герая)На широкой покатой площадке возвышается самое большое, красивое и исторически

Слайд 36На другом конце города, в Староселье (бывшее предместье Салачик) там, где

когда-то стоял первый ханский дворец Ашлама-Сарай, сохранились два интересных памятника раннего Бахчисарая. Это здание Зинджерлы-медресе и мавзолей, построенный над могилой основателя династии крымских ханов Хаджи-Гирея в 1501 г. его сыном Менгли-Гиреем; здесь же в 1515 г. похоронен и он сам. Гробница похожа на выстроенную ранее в 1437 г. в Чуфут-кале гробницу Джанике-ханым: в плане она представляет восьмигранник, украшенный на стыках граней резными колонками, с порталом, богато декорированным в духе сельджукской архитектуры: пилоны портала поддерживают сталактитовый полукупол, ниши в боковых стенах также имеют сталактитовое полукупольное завершение.

Неподалеку от дворца в 1500 г. строится монументальное здание Зинджерлы-медресе, которое должно было придать новой столице престиж учености в противовес покинутому ханами Солхату.

Время по-своему подвело итог былого соперничества: сегодня, когда обширное медресе Солхата лежит в развалинах, медресе в Салачике обретает особое значение как единственное в Крыму уцелевшее сооружение такого рода. Название средневекового духовного училища происходит от слова «зинджер» — цепь: подвешенная над входом, она напоминала о необходимости склонить голову каждому, входящему в обитель науки. Наружная стена здания — глухая, всего лишь с несколькими окнами. Внутри — прямоугольный двор с некогда журчащим посреди фонтаном, окруженный галереей, расчлененной стрельчатыми арками на 10 частей, каждая из которых перекрыта небольшим куполом. Галерею, в свою очередь, с внешней стороны окружают маленькие комнаты-кельи для учеников. Планировка Зинджерлы-медресе, несмотря на его малые размеры, интересна, выдержана в строго классических традициях возведения подобных сооружений, и, при отсутствии украшений, покоряет строгой красотой арочных конструкций, сводчатых перекрытий. Находясь внутри, по-новому ощущаешь значение окруженного галереей замкнутого дворика, отрезающего от мира и одновременно заставляющего воспринимать его иначе — на уровне вершин окружающих гор и голубой крыши
На другом конце города, в Староселье (бывшее предместье Салачик) там, где когда-то стоял первый ханский дворец Ашлама-Сарай,

Слайд 37
Памятником высокого строительного искусства является бывший ханский дворец.

Дворец, занимающий сегодня площадь в четыре гектара (а в прошлом еще большую), включал сады, окружавшие основные постройки.
С главной улицы Бахчисарая во дворец ведет каменный мост, переброшенный через речку. За мостом – широкие ворота, заново отремонтированные в XIX в., над ними – пестро расписанная с цветными стеклами башня, в верхней части которой находится герб дворца – две свившиеся в схватке змеи. Левее ворот вдоль главного фасада на улицу выходили лавки. За воротами открывался обширный немощеный двор, где собиралось ханское войско, происходили встречи послов и т. д. Двор окружают дворцовые постройки: слева – мечеть, кладбище с пышными надгробиями и двумя мавзолеями, далее конюшни; справа – парадные залы разного назначения, жилые покои, дворики с фонтанами и, наконец, остатки гарема, незаметно переходящие в сады. Первоначально его резная каменная плита находилась у стены мавзолея Диляры-Бикеч – «прекрасной княжны», согласно преданию, любимой жены Крым-Гирей-хана. Этот фонтан был сооружен по его повелению придворным мастером Омером в 1764 г.
Мусульманская архитектура, давшая образцы монументальной строгости и красоты, продуманности и правильности форм в культовых постройках – мечетях, медресе, мавзолеях, – при сооружении частных жилищ, казалось, предоставила полную свободу проявлениям причудливой восточной фантазии, народным вкусам и местным традициям.

Памятником высокого строительного искусства является бывший ханский дворец.       Дворец, занимающий сегодня

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть