Слайд 1«Кубик Блума» - прием технологии критического мышления
Презентацию подготовила учитель биологии и
химии МОУ СОШ № 7 г. о. Жуковский
Абелян Нуне Аркадьевна
Слайд 2Кубик Блума
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить
не науке, а учить учиться». А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?
Предлагаю один из популярных приемов
технологии критического мышления,
разработанных американским ученым
и психологом Бенджамином Блумом.
Слайд 3Прием называется «Кубик Блума».
Методика использования:
1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях
которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
Слайд 5Кубик Блума
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг
вопросов, на которые придется отвечать.
3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Слайд 6Классификация вопросов
Прием развития критического мышления «Кубик Блума» уникален тем, что позвояет
формулировать вопросы самого разного характера.
Назови.
Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например: назовите вегетативные органы растений. Назовите органоиды клетки.
Слайд 7Классификация вопросов
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то
есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему вымерли динозавры? Почему кровь красная? Почему растения зеленые?
Слайд 8Классификация вопросов
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных
аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
Ты действительно думаешь, что…
Ты уверен, что…
Слайд 9Классификация вопросов
Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет
применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: Предложи, где и как можно
использовать таблицу Д.И. Менделеева?
Слайд 10Классификация вопросов
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения,
вымысла.
Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды.
Придумай рифмы к этому слову.
Придумай, как использовался этот закон
в наши дни.
Слайд 11Классификация вопросов
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся,
учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь музыку Моцарта? Или Почему ты выбрал именно эту тему?
Слайд 12Варианты использования «Кубика Блума» на уроках
Прием критического мышления «Кубик
Блума» универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи.
Возможны два варианта:
Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
Слайд 13В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся
предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.
Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.