Слайд 1КГУ “СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №48
КОУЧ-СЕССИЯ НА ТЕМУ “ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ”
ТУНГАТАРОВА АЛИЯ
МЕДИАХМЕТОВНА
Слайд 2
Критическое мышление – ведущее современное
педагогическое понятие,
актуальное для развития
преподавания и обучения. Данный модуль
предполагает адаптацию сознательного и
обдуманного подхода к развитию критического
мышления как учеников, так и учителей.
Слайд 3
Общее понятие критического мышления
Критическое мышление – дисциплинарный подход к
осмыслению,
оценке, анализу и синтезу информации,
полученной в результате наблюдения, опыта, размышления
или рассуждения, что может в дальнейшем послужить
основанием к действиям. Критическое мышление
зачастую предполагает готовность к воображению или
принятию во внимание альтернативных решений,
внедрению новых или модифицированных способов
мышления и действий; приверженность к организованным
общественным действиям и развитию критического
мышления у других.
Слайд 4
Критическое мышление предполагает развитие таких навыков,
как приобретение доказательств посредством наблюдения
и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений.
Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как:
наблюдение;
анализ;
вывод;
• интерпретация.
Слайд 5
Развитие критического мышления
через диалог
Работы, посвященные исследованию коммуникационных процессов в
классе, показывают, что определенные модели взаимодействия – исследовательский разговор, аргументация и диалог – способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний. Дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию.
Слайд 6
Три формы аргументирования при обсуждении в классе,
такие как:
диспутивная форма,
когда ученики конкурируют и
не желают принимать точку зрения другого человека;
кумулятивная форма, при которой ученики основываются
конструктивно и доброжелательно на достижениях друг друга;
исследовательская форма, продолжающаяся посредством
критического размышления и обоснованного
аргументирования в ситуации, когда предложения могут
быть подвергнуты сомнению и встречному оспариванию.
Слайд 7Критическое мышление учителей
Рефлексивное преподавание
Для большинства учителей, в соответствии с
их
образованием и профессиональной подготовкой,
естественны размышления о своей работе, но
принципиальным является обеспечение этого процесса
системностью и атмосферой сотрудничества с
заинтересованными лицами. Понятие «рефлексивный
практик» восходит из работ философа, психолога и
образовательного реформатора Джона Дьюи и философа,
индустриального и технологического исследователя
Дональда Шона. Книга Дьюи «Как мы думаем» (1910)
оказала уникальное влияние на систему образования,
определяя рефлексивную мысль с точки зрения
интеллектуализации проблем, подлежащих решению:
развивая идеи или гипотезы, инициируя и осуществляя
исследования практических ситуаций, субъекты апробируют
гипотезы на практике.
Слайд 8
Критическое размышление над тем,
чему научились ученики
Рефлексивное преподавание предполагает критические
размышления над тем, что изучили учащиеся, что в свою
очередь требует исследования, записи и оценивания
поведений и навыков критического мышления, которые
они демонстрируют. Данные навыки будут очевидно
проявляться при выполнении заданий, требующих от них
рассмотрения и обсуждения определенных доказательств.
Таким образом, они узнают, к примеру, о путешествии и
транспорте, поскольку это отражает потребности людей
и затрагивает их жизнь; о перманентности и изменениях
Определенных исторических периодов, об отношениях
между технологией и окружающей средой и их
воздействием на социально-экономическую жизнь и мн. др.
Слайд 9Характерные особенности критического мышления учеников:
Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение,
постановка
вопросов вместо поиска категорических ответов;
требование и учет любых доказательств; опора на причину, а
не на эмоции.
Непредубежденность. Оценка всех выводов; рассмотрение
и признание множества возможных точек зрения или
перспектив; стремление оставаться открытым для
альтернативных интерпретаций.
Суждение. Признание степени и значения доказательств;
признание уместности и достоинства альтернативных
предположений и перспектив.
Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и
исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и
принятие во внимание всех точек зрения).
Самосознание. Осознание субъективности собственных
предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.
Слайд 10
В целом критически мыслящие учащиеся активны
в процессе постановки вопросов и
анализа доказательств,
сознательно применяя стратегии для определения значений;
они скептичны в отношении к визуальным, устным и
письменным доказательствам; открыты для новых идей
и перспектив.