Презентация, доклад Компентентостный подход при обучении математике

Содержание

Компетентностный подход при обучении математике

Слайд 1Филатовский филиал МБОУ «Рыбинобудская СОШ»







Филатовский филиал МБОУ «Рыбинобудская СОШ»

Слайд 2Компетентностный подход при обучении математике

Компетентностный    подход при обучении    математике

Слайд 3Меняется мир непрерывно, неспешно,

Меняется все – от концепций до слов.

И тот

лишь сумеет остаться успешным,

Кто сам вместе с миром меняться готов!


П. Калита
Меняется мир непрерывно, неспешно,Меняется все – от концепций до слов.И тот лишь сумеет остаться успешным,Кто сам вместе

Слайд 4Учитель математики и физики Колыбельникова Галина Семёновна

Учитель математики и физики Колыбельникова Галина Семёновна

Слайд 5«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя

удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики»
Л. Н. Толстой
,
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания

Слайд 6На современном этапе развития общества необходим человек способный к
творческому овладению знаний,

умеющий применять знания в нестандартных ситуациях,
умеющий работать в команде, отличающийся мобильностью и развитым чувством
ответственности. Кроме того, с 2008/2009 года для выпускников 9х классов обязательным стал экзамен по математике в форме ГИА. Содержание контрольно-измерительных материалов носит практический характер, т.е. у выпускников проверяют умение применять знания в повседневной жизни.
На современном этапе развития общества необходим человек способный ктворческому овладению знаний, умеющий применять знания в нестандартных ситуациях,умеющий

Слайд 7В связи с этим, я столкнулась с
проблемой – как, обучаясь по

тем же учебникам, по тем же программам, подготовить детей к жизни в новом обществе, к экзаменам. Мною было принято решение, используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика для того, чтобы он мог действовать в конкретной жизненной ситуации.
В связи с этим, я столкнулась спроблемой – как, обучаясь по тем же учебникам, по тем же

Слайд 8 Компетенция – совокупность качеств, которые требуются для функционирования в
конкретной области.
Компетентность

– владение, обладание человеком соответствующей компетенцией,
включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенция – совокупность качеств, которые требуются для функционирования вконкретной области.Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией,включающей

Слайд 9Смысл организации образовательного процесса  заключается в создании условий для формирования у

обучающихся  опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Существует три традиционных вида уровня знаний учащихся

Смысл организации образовательного процесса  заключается в создании условий для формирования у обучающихся  опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных,

Слайд 11Репродуктивный уровень – применение знаний
в однотипных заданиях,
конструктивный – применение

знаний в подобных заданиях,
творческий – применение знаний в нестандартных заданиях.
На основе собственных
наблюдений я определила, что репродуктивным уровнем знаний владеют почти 100%учащихся, конструктивным – 70%, творческим – около 20%.

Репродуктивный уровень – применение знаний в однотипных заданиях, конструктивный – применение знаний в подобных заданиях,творческий – применение

Слайд 12Задачи, решаемые в ходе реализации компетентностного подхода;
1. Учить ставить цели и

планировать деятельность по их достижению.
2. Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, интернет, СМИ), передавать ее.
3. Совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументированно отстаивать своѐ мнение.
4. Вносить посильный вклад в достижение общего результата.
5. Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой.
6. Прививать навыки самостоятельной творческой работы.
7. Учить грамотно использовать в речи математические термины.
8. Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
9. Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Задачи, решаемые в ходе реализации компетентностного подхода;1. Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.2. Учить

Слайд 14Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься

за дело, адаптироваться.
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Слайд 15В информационной компетенции использую следующие приемы и методы:

решение задач, содержащих информацию,

представленную в различной форме (таблицы, диаграммы, графики и т.д.);

2) решение задач с практическим содержанием

3) умение работать с различными источниками информации (учебник, словари, интернет, СМИ и т.д.).
В информационной компетенции использую следующие приемы и методы:решение задач, содержащих информацию, представленную в различной форме (таблицы, диаграммы,

Слайд 20Для формирования коммуникативной компетенции использую следующие
приемы:
1) групповая форма работы на уроках,


2)развитие устной и письменной речи.
Очень важно, чтобы учащиеся могли не только решать задачи и примеры, но и могли грамотно сформулировать свое решение, свой ответ. С этой целью применяю следующие формы: комментирование при решении задач, устное решение заданий, с подробным объяснением; устное рецензирование ответов домашнего задания учениками, сдача устных зачетов.

Для формирования коммуникативной компетенции использую следующиеприемы:1) групповая форма работы на уроках, 2)развитие устной и письменной речи.Очень важно,

Слайд 21Для формирования исследовательской компетенции предлагаю задания, в
которых необходимо исследовать все возможные

варианты решения задачи и сделать определенный вывод. Кроме этого, учимся выполнять проектные и исследовательские работы, начиная с 7 класса. Например «Математика в профессии водителя»
Для формирования исследовательской компетенции предлагаю задания, вкоторых необходимо исследовать все возможные варианты решения задачи и сделать определенный

Слайд 22Готовность к разрешению проблем формирую с помощью задач, в которых
необходимо проанализировать

предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать результат.
Примеры таких задач:
1. учебный эксперимент;
2. практические работы;
3. домашнее задание поисковой направленности;
4. задачи исследовательского характера.
Пример практической работы. 6-й класс. Тема “Площади фигур”.
Проблема: необходимо вычислить площадь школы и пришкольного участка. Сделать необходимые расчеты.
Выход на проблему: необходимо знать как найти площадь фигуры, состоящей нескольких прямоугольников. Работа группой. При затруднении – учебник.
Готовность к разрешению проблем формирую с помощью задач, в которыхнеобходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат,

Слайд 23Готовность к самообразованию – это способность выявлять пробелы в своих знаниях,

самостоятельно осваивать новые знания для решения поставленной задачи. Это стало особенно актуально в связи с переходом на новые образовательные стандарты, не секрет, что дети наши не умеют самостоятельно учиться.
Готовность к самообразованию – это способность выявлять пробелы в своих знаниях, самостоятельно осваивать новые знания для решения

Слайд 24Часто одна и та же задача способствует созданию условий для формирования

нескольких ключевых компетенций, такие задачи называются компетентностно-ориентированными.
Вообще, реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету.
Включаю в урок элементы дидактических игр и игровых моментов, например:
1) использование на уроках математических софизмов (найди ошибку);
2) вставьте пропущенное число;
3) продолжи предложение и т.д.
Часто одна и та же задача способствует созданию условий для формирования нескольких ключевых компетенций, такие задачи называются

Слайд 25Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного

внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как: - извлечение основного содержания прочитанного или услышанного; - точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме; - исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии; - сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания; - планирование действий и времени; - оценка результатов своей деятельности и т.д.
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно,

Слайд 26Для формирования базовых, предметных компетенций на уроках я выбрала деятельностный подход

обучения. При данном подходе у детей формируются навыки самообразования, процесс обучения строится на основе осознанного целеполагания. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий.

Для этого я применяю на своих уроках различные педагогические технологии:
дифференцированного обучения, игровые технологии, технологии контроля и оценки знаний. для мотивации учащихся на уроках использую «компетентные задачи».

Для формирования базовых, предметных компетенций на уроках я выбрала деятельностный подход обучения. При данном подходе у детей

Слайд 27Некоторые из задач требуют не только знания математики и арифметики, но

и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке. В этом виде компетенции можно говорить и о профориентации



Задачи:
1.Проем в окне имеет высоту 2 м. 26 см. и ширину 1 м. 48 см. Сколько потребуется ткани шириной 85 см. для занавески, закрывающей весь проем окна, если на подшивку одного конца занавески требуется 2 см, на продольный шов - по 1 см. от полосы и на закрытие стен по краям проема-  10 см.?

2.Каких размеров потребуется лист картона для изготовления коробки без крышки длиной 19 см, шириной 12 см и высотой 3 см?

Некоторые из задач требуют не только знания математики и арифметики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в

Слайд 28
3.На каком равном расстоянии друг от друга и от концов

лестницы можно расположить 7 ступенек шириной 4 см на лестнице длиной 2 м 68 см?

4.Сколько погонных метров линолеума шириной 2 м потребуется для покрытия пола длиной 5 м и длиной 8 м?

3.На каком равном расстоянии друг от друга и от концов лестницы можно расположить 7 ступенек шириной

Слайд 29 Специфическим и очень важным структурным компонентом урока является формулирование темы и

цели занятия. При проектировании урока особое внимание в своей  педагогической практике уделяю развитию умения учащимися осуществлять  целеполагание (как одной из составляющих учебно-познавательной компетенции). Предлагаю ученикам сформулировать цель урока. Формулировка цели  часто может вытекать из темы урока. Цель может быть поставлена в результате осознания недостаточности знаний и умений разрешить возникшую проблемную  ситуацию.
 Специфическим и очень важным структурным компонентом урока является формулирование темы и цели занятия. При проектировании урока особое

Слайд 30Пример 1. Тема «Формула корней квадратного уравнения», алгебра, 8 кл. После

актуализации знаний и решения неполных квадратных уравнений и уравнений, в правой части которых полный квадрат, учащиеся встают перед задачей: как решить уравнение 6х2 - х -5 =0. Формулируется цель урока, которую подсказала  возникшая проблема.
Пример 1. Тема «Формула корней квадратного уравнения», алгебра, 8 кл. После актуализации знаний и решения неполных квадратных

Слайд 31Пример 2. Алгебра, 8 класс, тема «Теорема Виета». Перед  рассмотрением теоремы

предлагаю ученикам выписать несколько квадратных уравнений с верными и неверными корнями. Проверить эти уравнения я могу у всех учащихся, с одной стороны, удивив их, с другой стороны подтолкнув к вопросу: каким образом я это сделала?
Пример 2. Алгебра, 8 класс, тема «Теорема Виета». Перед  рассмотрением теоремы предлагаю ученикам выписать несколько квадратных уравнений

Слайд 32С помощью рассмотренного подхода к формулированию темы и цели урока у

учащихся создается самоустановка на достижение цели, которая ,в свою очередь, обеспечивает готовность к усвоению знаний. Она действует в течение всего урока и стимулирует плодотворную учебную деятельность на остальных его этапах. Предопределение учениками содержания своей деятельности активизирует внимание, мышление, память и соответственно, развивает их.
При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
С помощью рассмотренного подхода к формулированию темы и цели урока у учащихся создается самоустановка на достижение цели, которая

Слайд 33Пример 3: Алгебра, 9 класс, тема «Арифметическая прогрессия».
Как добиться, чтобы

ученики получили возможность участвовать в составлении определения и хотя бы часть его составили сами?  Предлагаю следующую задачу:
«Даны три последовательности:
А) 3, 9, 15, 21, (…), …
Б) (…), 4, 7, 10, …
В) 5, (…), 19, 26, 33, (…), …
Они составлены по одному закону. Угадайте, какое число пропущено в каждой последовательности? Напишите, по какому закону они составлены и подберите подобную последовательность». Выполнив задание, ученик будет подготовлен к составлению определения.
Пример 3: Алгебра, 9 класс, тема «Арифметическая прогрессия». Как добиться, чтобы ученики получили возможность участвовать в составлении

Слайд 34Использование анимационных презентаций способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный

процесс более эффективным и привлекательным. В настоящее время обучающиеся проявляют большой интерес к учебным презентациям. Для детей очень важно увидеть услышанное и участвовать в процессе изучения нового, именно посредством нового. Во время презентации, какой – либо новой темы, дети сосредоточены и с огромным вниманием стараются вникнуть в суть проблемы. Применение презентаций на уроках математики повышает интерес обучающихся к предмету. Как и всё новое презентации вызывают огромный интерес, разнообразят и насыщают уроки, развивают внимательность и сообразительность.
Использование анимационных презентаций способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. В

Слайд 35Не заменяя учебник, презентации дают новые возможности для усвоения нового материала,

закрепления и проверки знаний. За счёт презентаций происходит увеличение объёма информации, представляемой в визуальной форме, использование таких методов обучения как наблюдение и эксперимент. А так же я использую  задания типа: «С помощью Интернета найдите любую информацию о математиках». Затем, провести лекторий по теме «Великие математики», где дети смогут предоставить тот материал, который им удалось найти. Таким образом, главной компетентностной задачей будет не только изучение математиков, а становление (или совершенствование) умений работы с информационными ресурсами.
Приложение:Презентация
Не заменяя учебник, презентации дают новые возможности для усвоения нового материала, закрепления и проверки знаний. За счёт

Слайд 36Интернет, ведь можно начинать и с газетных вырезок и статистических данных.

Я проводила такую работу при изучении темы «Диаграммы». Затем материал необходимо было обобщить с помощью графиков или диаграмм. Самостоятельное же составление задач расширяет кругозор детей, они для себя делают открытия в области истории и географии России  и своего района.
Главное соблюсти последовательность усложнения заданий от урока к уроку. Так же здесь важен и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Необходимо учитывать его возможности, как физические, так и интеллектуальные.
Интернет, ведь можно начинать и с газетных вырезок и статистических данных. Я проводила такую работу при изучении

Слайд 37Математическая грамотность учащихся определяется как «сочетание математических знаний, умений, опыта и

способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использование математики.
Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера (в том числе и предметного обучения).
Математическая грамотность учащихся определяется как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных

Слайд 38.   Компетентностный подход в преподавании математики ведет к повышению уровня образованности

учащихся и означает достижение нового качества образования, на что направлена программа его модернизации. Новое качество образования заключается в новых возможностях выпускников школы, в их способности решать проблемы, которые предыдущие поколения выпускников не решали.
ПРИЛОЖЕНИЕ:: компетентностные задачи
.   Компетентностный подход в преподавании математики ведет к повышению уровня образованности учащихся и означает достижение нового качества

Слайд 39В заключении хочу сказать, что главное предназначение образования в
современной школе не

вооружать суммой умений, знаний и навыков в той или иной предметной области, а сформировать через эту предметную область умения учебной, исследовательской деятельности, коммуникативные умения, способность к самопознанию, самообучению, самовоспитанию, самореализации.
В заключении хочу сказать, что главное предназначение образования всовременной школе не вооружать суммой умений, знаний и навыков

Слайд 40Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть