Слайд 1«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем…» (из опыта
работы «Реализация ФГОС» ООО)
Гончарова Т.В.
Учитель МОУ «Малошелковниковская СОШ»
Слайд 3Учащимся предлагается разгадать кроссворд.
Из первых букв составить слово…
Идёт из трубы…(дым)
Ею можно шить...(игла)
Домашний бассейн для рыб...(аквариум)
Стоит Антошка на одной ножке...(гриб)
Цветок народный для гаданья пригодный...(ромашка)
Сочный, вкусный, полосатый...(арбуз)
Тёплое, парное…(молоко)
В берлоге спит зимой...(медведь)
Там служат солдаты...(армия)
Запишите слово, которое у вас получилось: «диаграмма»
Слайд 4Применение технологии проблемного обучения на уроках математики
Проблема сама прокладывает путь к
новым знаниям
и способам действия.
М.Марков
Слайд 5 Актуальность
Актуальная значимость данной темы педагогического опыта заключается в том,
что при переходе к стандартам нового поколения меняется роль учителя и ученика, меняется стиль их взаимодействия. Ученик – активный, творческий, мыслящий, ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Учитель же выполняет роль успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все перечисленные выше мыслительные операции.
Слайд 6Задачи:
1) определить психолого-педагогические основы проблемного обучении;
2) определить роль и место проблемного
обучения на уроках математики;
3) продолжить изучать новаторские идеи для внедрения «проблемного обучения»;
4) разработать методику использования элементов проблемного обучения на уроках математики.
Слайд 7 Проблемное обучение (технология проблемного обучения) - такая организация учебного процесса,
которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Слайд 8Главные условия успешности проблемного обучения:
обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к
содержанию проблемы;
обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого;
- необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.
Слайд 9В педагогике различают три основные формы проблемного обучения:
Проблемное изложение учебного материала
в монологическом режиме лекции, либо диалогическом режиме семинара;
Частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на практических работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед;
Самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в исследовательской работе) с последующим контролем учителя.
Слайд 11Подводящий к теме диалог
Изучение новой темы начинаю с постановки вопроса:
На
доске записать:
39+ 67; 27 – d; 44 + с; 127 – 33; а + в; 59 – 28;
- Ребята, скажите , на какие две группы можно разделить эти выражения?
- Запишите выражения в 2 столбика
39+67; 27-d;
127 – 33; 44 + с;
59-28; а + в;
- почему вы их так разделили?
- придумайте название каждому столбику: (числовые и буквенные).
- сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Дети формулируют тему урока, а я записываю ее на доске:
«Числовые и буквенные выражения»
Слайд 13Приём «Яркое пятно».
Пример :Урок математики в 5 классе по теме
«Угол».
Слайд 14противоречия между необходимостью выполнить определенное задание и невозможностью его осуществить
учитель дает
практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е.задание, не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.
Пример. Урок математики в 5 классе по теме «Умножение дробей»
Учитель: ученики:
-Найдите площадь легко справляются с заданием, способ
прямоугольника выполнения которого уже известен
со сторонами 5 и 7 м
-Найдите площадь испытывают затруднение, т.к. способ
-прямоугольника со сторонами выполнения задания еще не известен
2/4 и 3/4 дм.(практическое задание, (возникновение проблемной ситуации)
не сходное с предыдущим)
Слайд 15+
Недруг моего друга – мой недруг
Недруг моего недруга – мой друг
+
Друг
моего друга – мой друг
Мнемоническое правило
Специальное домашнее
задание
Слайд 16Дидактические игры
Игральный кубик
колобок
Слайд 18
Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся; самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.
Слайд 19Литература:
Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. –
М., 2011.
Методика преподавания математики в средней школе. – М., «Просвещение», 1980.
Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990. – 224с.: ил. – ISBN 5-09-001290-3
Никифоровский В.А. В мире уравнений. – М.: Наука, 1987. – 176 с. (Серия «История науки и техники»).
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики:Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.:Просвещение, 2013. – 287 с.: ил. – ISBN 5 -09-000412-9
Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Жохов В.И. Математика: Учебн. для 5 кл. сред. шк. – Санкт-Петербург: Макет, 2014. – 256 с.: ил. – ISBN 5-298-05973-8