Презентация, доклад к уроку по теме Познавательные процессы: память и внимание

Содержание

Цели занятияУчебные 1. Сформировать и систематизировать знания по особенностям познавательных процессов2. Ознакомить с видами и процессами памяти, свойствами и видами внимания. 3. Оценить уровень усвоения нового материала с помощью фронтального опроса и коллективного обсуждения.

Слайд 1Познавательные процессы: память и внимание
Преподаватель психологии
Жукова Лариса Валерьевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской

области
«Московский областной медицинский колледж №1»

Москва, 2018 г.

Познавательные процессы: память и вниманиеПреподаватель психологииЖукова Лариса ВалерьевнаГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеМосковской области «Московский областной медицинский колледж

Слайд 2Цели занятия
Учебные
 
1. Сформировать и систематизировать знания по особенностям познавательных процессов
2. Ознакомить

с видами и процессами памяти, свойствами и видами внимания.
 3. Оценить уровень усвоения нового материала с помощью фронтального опроса и коллективного обсуждения.

Цели занятияУчебные 1. Сформировать и систематизировать знания по особенностям познавательных процессов2. Ознакомить с видами и процессами памяти, свойствами

Слайд 3Воспитательные
 
1. Научить студентов логически мыслить и перерабатывать информацию, формулировать вопросы.
2. Воспитание

положительного интереса к психологии.
3. Мотивирование к самопознанию, развитию познавательных процессов.

Цели занятия

Воспитательные 1. Научить студентов логически мыслить и перерабатывать информацию, формулировать вопросы.2. Воспитание положительного интереса к психологии.3. Мотивирование к

Слайд 4Методы обучения и технологии
- информационно-развивающий (знакомство с основными понятиями изучаемой темы);

- частично-поисковый (выявление свойств памяти, особенностей запоминания и забывания на примере выполнения психологических тестов «Память на слова», и «Память на образы», выявление особенностей произвольного, непроизвольного и послепроизвольного внимания);
- элементы информационно – компьютерных технологий, проблемного обучения, коллективного обсуждения.
Методы обучения и технологии- информационно-развивающий (знакомство с основными понятиями изучаемой темы); - частично-поисковый (выявление свойств памяти, особенностей

Слайд 5Память
Память – это запечатление, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов

прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений и навыков.

ПамятьПамять – это запечатление, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не

Слайд 6Типы памяти
Непосредственный отпечаток сенсорной информации – длительность 0,1 – 0,5 с.

Удерживается довольно точная картина мира, воспринимаемая органами чувств.

Кратковременная память – хранение информации в течение короткого промежутка времени – до 20 с. Объем кратковременной памяти – V=5±2 ед.
Типы памятиНепосредственный отпечаток сенсорной информации – длительность 0,1 – 0,5 с. Удерживается довольно точная картина мира, воспринимаемая

Слайд 7Типы памяти
Оперативная память – хранение информации в течении определенного, заранее заданного

срока, в зависимости от решаемой задачи (до нескольких дней).

Долговременная память – емкость практически безгранична. Информация может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты.
Типы памятиОперативная память – хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока, в зависимости от решаемой задачи

Слайд 9Тест «Память на образы»
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша

задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».

Оценка результатов: нормальное значение – 6 и более правильно воспроизведенных образов.
Тест «Память на образы»Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за

Слайд 10Тест «Память на образы»

Тест «Память на образы»

Слайд 11Процессы памяти
Запоминание – процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти.




Запоминание может быть:

Произвольным – специальное действие, цель которого запомнить какой-либо материал.

Непроизвольным – запоминание осуществляется без специальных волевых усилий.



Процессы памятиЗапоминание  –  процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти. Запоминание может быть:Произвольным – специальное действие,

Слайд 12Запоминание может быть:
Механическим – слова, предметы или явления запоминаются в том

порядке, в котором воспринимались.

Осмысленным – формулируется главная мысль, составляется план, используются схемы, таблицы для лучшего запоминания.

Запоминание может быть:Механическим – слова, предметы или явления запоминаются в том порядке, в котором воспринимались.Осмысленным – формулируется

Слайд 13Процессы памяти
Сохранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его

переработку и усвоение.

Узнавание – опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти.

Вы узнаете героев этого
мультфильма?

Процессы памятиСохранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.Узнавание – опознание воспринимаемого

Слайд 14Процессы памяти
Воспроизведение – восстановление и реконструкция прошлого опыта.

Забывание – потеря возможности

воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного.
Процессы памятиВоспроизведение – восстановление и реконструкция прошлого опыта.Забывание – потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее

Слайд 15Закономерности забывания
1. Наибольшая потеря информации происходит сразу после восприятия.

2. Скорость забывания

зависит от объема и трудности материала.

3. Забытое может восстановиться через некоторое время – явление реминисценции.
Закономерности забывания1. Наибольшая потеря информации происходит сразу после восприятия.2. Скорость забывания зависит от объема и трудности материала.3.

Слайд 16Внимание
Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на

каком-либо предмете, объекте (реальном или идеальном), событии, образе и т.д.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Внимание обслуживает деятельность других познавательных процессов.

ВниманиеВнимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо предмете, объекте (реальном или идеальном),

Слайд 17Виды внимания
Непроизвольное
Возникает непреднамеренно в силу увлекательности, необычности, новизны раздражителя.

Виды  вниманияНепроизвольноеВозникает непреднамеренно в силу увлекательности, необычности, новизны раздражителя.

Слайд 18Виды внимания
Произвольное

Управляется сознательной целью, носит отчетливо выраженный волевой характер. Наблюдается

при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности.
Виды  вниманияПроизвольноеУправляется сознательной целью, носит отчетливо выраженный волевой характер. Наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности.

Слайд 19Виды внимания
Послепроизвольное
Возникает на основе произвольного внимания и заключается в сосредоточении

на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности.
Виды  вниманияПослепроизвольноеВозникает на основе произвольного внимания и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности,

Слайд 20Свойства внимания
Объем – это количество объектов, которое человек способен охватить одновременно

(V=5±2 ед.)

Устойчивость – это длительность сосредоточенности сознания на объекте.

Концентрация – это степень и интенсивность сосредоточенности на объекте.
Свойства вниманияОбъем – это количество объектов, которое человек способен охватить одновременно (V=5±2 ед.)Устойчивость – это длительность сосредоточенности

Слайд 21Свойства внимания
Распределение – способность удерживать в центре внимания определенное количество разнородных

объектов.

Переключаемость – способность преднамеренного быстрого перехода от одного объекта внимания к другому.
Свойства вниманияРаспределение – способность удерживать в центре внимания определенное количество разнородных объектов.Переключаемость – способность преднамеренного быстрого перехода

Слайд 22Упражнение для развития распределения внимания: найдите последовательно все цифры от 1 до

90 за 5 минут.
Упражнение для развития распределения внимания: найдите последовательно все цифры от 1 до 90 за 5 минут.

Слайд 23Свойства внимания
Избирательность – способность успешной настройки на восприятие информации при наличии

помех.

Также выделяют такие свойства, как:

Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Причины отвлекаемости могут быть внешними или внутренними.

Свойства вниманияИзбирательность – способность успешной настройки на восприятие информации при наличии помех.Также выделяют такие свойства, как:Отвлекаемость –

Слайд 24Также выделяют такие свойства, как:
Рассеянность – неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном

в течение длительного времени.

Различают:
Подлинная рассеянность - может быть у маленьких детей; у взрослых – по физиологическим причинам.

Мнимая рассеянность – невнимание человека к окружающим объектам, вызванное крайней сосредоточенностью на своих размышлениях, каком-то предмете, явлении.

Также выделяют такие свойства, как:Рассеянность – неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.Различают:Подлинная рассеянность -

Слайд 25Используемая литература:
Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. –

2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013 – 480 с.: ил.
Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ. сред. мед. учеб. заведений /Н.Н. Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. – 512 с.
Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб. пособие /О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 448 с.
Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.


Источники картинок:
Картинки взяты из открытых интернет-источников по текстовому запросу
https://yandex.ru/images/search?p=1&text
https://www.google.ru/search?newwindow=1&tbm
https://ru.depositphotos.com/66459551/stock-photo-man-sleeping-with-teddy-bear.html
http://kids.velvet.by/files/userfiles/4467/5_5-thumb.png


Используемая литература:Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа,

Слайд 26Успехов в учёбе!

Успехов в учёбе!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть