Слайд 1Конфликт и пути его решения
Калинникова Юлия Александровна
преподаватель специальных дисциплин
Слайд 2Понятие «конфликт»
Что такое «конфликт»?
спор, столкновение.
Конфликт — ситуация, в которой каждая из
сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений которые возникают при их несовместных взглядах, позициях и интересах.
Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему? Конфликт — это хорошо или плохо?
Истинная причина + повод = КОНФЛИКТ
Слайд 3Основные формы взаимодействия людей
Общая цель и потребности в принадлежности к группе.
Общая цель порождает у людей теплые чувства друг к другу и взаимное тяготение, а потребности — взаимную симпатию.
Соревнование вызывает повышенную активность людей, что при определенных условиях ведет к росту производительности труда.
Побуждает людей к терпению по отношению к другим людям и социальным группам, к примирению с иными взглядами и точками зрения.
Это противоборство, это борьба, но проявляемая в самых различных формах.
Слайд 4Природа конфликта
Слова «конфликт» происходит от латинского conflictus, первоначально понимаемого как столкновение.
Конфликт - это противоборство, это борьба, но проявляемая в самых различных формах.
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами.
Слайд 5- это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут
быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Слайд 6Зона разногласий
Мотивы
Представления
Действия
Мотивы
Представления
Действия
Сторона А
Сторона Б
Слайд 7Структура конфликта :
- объект (предмет спора);
- субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
-
условия протекания конфликта;
- масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
- стратегии и тактики поведения сторон;
- исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).
Слайд 12Причины конфликтов
Противоречия между людьми
Враждебность
Столкновение интересов
Упрямство, неумение уступать
Оскорблённое достоинство
Нетерпимость к чужому
мнению
Нетерпимость к другой конфессии
Уязвлённое самолюбие
Отсутствие условий для самореализации
Внутренний конфликт
Неумение общаться с людьми
Завышенная самооценка
Упрямство
Невоспитанность
Слайд 13Причины конфликтов
Столкновение интересов
Противоречия между людьми
Враждебность
Упрямство, неумение уступать
Оскорблённое достоинство
Нетерпимость к чужому
мнению
Нетерпимость к другой конфессии
Уязвлённое самолюбие
Отсутствие
условий для самореализации
Внутренний конфликт
Неумение общаться с людьми
Завышенная самооценка
Упрямство
Невоспитанность
Слайд 14Виды конфликтов по его последствиям
Дисфункциональный
(разрушительный)
Функциональный
Слайд 18Способы протекания
Приспособление – сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов
Компромисс –
взаимные уступки
Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон
Игнорирование – попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её
Соперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции
Слайд 19Пути выхода из конфликта
Компромисс – решение проблемы через взаимный уступки сторон.
Переговоры
– мирная беседа обеих сторон по решению проблемы.
Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы.
Арбитраж – обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.
Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
Слайд 20Технология разрешения конфликтов.
Р. Вердербер и К. Вердербер предлагают 15 общих рекомендаций по управлению
конфликтом:
1. Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.
2. Доброжелательное, уважительное отношение.
3. Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.
4. Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.
5. Подчеркивание общности интересов, целей, задач. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.
6. Признание правоты собеседника там, где это действительно так.
7. Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.
8. Обращение к фактам.
9. Лаконичность, немногословность, вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров).
10. Высказывание вслух и объяснение понимания проблемы, вопросы партнеру (партнерам) по ее прояснению.
11. Предложение рассмотреть альтернативные решения.
12. Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности разделить ответственность за это.
13. Повышение значимости партнера.
14. Поддержание контакта вербальными и невербальными средствами на протяжении всей ситуации общения.
15. В случае агрессивной конфликтной ситуации постараться отключиться от нее. Поставить эмоциональный барьер («Защита!»).
Слайд 21Символы характера
А – жесткий тип разрешения конфликтов и споров. Вы до
последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Вы хотите выиграть. Это тип человека, который всегда
считает себя правым.
Слайд 22Символы характера
Б – демократичный стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во
время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые бы удовлетворили бы обе стороны.
Слайд 23Символы характера
В – компромиссный стиль.
С самого начала
Вы согласны
на компромисс.
Слайд 24Символы характера
Г – мягкий стиль. Своего соперника Вы «уничтожите» добротой. С
готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
Слайд 25Символы характера
Д – уходящий стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы
стараетесь не обострять ситуацию, не доводить до открытого
столкновения.
Слайд 26Символы характера
Символ устойчивости характера. Сильное мнение. Аккуратен. Трудолюбив.
Слайд 27Символы характера
Символ спокойствия. Комфорт. Покой. Легко входит в контакт.
Слайд 28Символы характера
Символ власти. Сильное желание руководить. Затяжные конфликты. Очень упрям, любит
похвалу. Всегда лидер.
Слайд 29Символы характера
Символ растущего организма. Самый мягкий характер. Не уверенный, сам собой
не доволен. Тревожный облик жизни. Очень мнительный.
Слайд 30Символы характера
Зигзаг – творческая личность, революционер. Нет твердых жизненных норм, яркая
натура. Любит отрицательных героев. Нерешительный. Самый противоречивый символ.
Слайд 31Подумайте:
Вас оскорбили, нагрубили, нахамили. Вам хочется ответить тем же, хотя вы
считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при решении конфликта?
Слайд 32Домашнее задание:
Составить памятку «Как я должен вести себя, чтобы избежать конфликтов
с друзьями, родителями, знакомыми»
Слайд 33Рекомендуемая литература
Чайка Р.П. Школьный психолог и конфликты в школе // Материалы
научно-практической конференции ...
Баныкина С.В. Конфликты в современной школе: изучение и управление
Кокконен Е.И. Формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов в школе
http://ru.wikipedia.org