Слайд 1
Т. 4.1. ХОДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Разработала преподаватель Конева Л. М.
Верхняя Пышма 2018
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ им. И.И. ПОЛЗУНОВА
Презентация к уроку по
дисциплине «Строительные машины и средства малой механизации» для 3 курса
по теме «Т. 2.4. Гидро- и пневмопривод»
Специальность: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Слайд 2 Привод машины
Совокупность силового оборудования (источника энергии), трансмиссии (передаточного устройства)
и системы управления (для приведения в действие механизмов машины, в том числе и рабочего органа, а также для их отключения) называют ПРИВОДОМ машины.
Приводы:
1. механический;
2. гидравлический;
3. электрический;
4. пневматический;
5. комбинированный.
Экскаватор с гидравлическим приводом.
Слайд 3Структурная схема гидропривода
Гидроприводом называется совокупность устройств, предназначенных для приведения в
движение механизмов и машин посредством рабочей жидкости, находящейся под давлением, с одновременным выполнением функций регулирования и реверсирования скорости движения выходного звена гидродвигателя.
Гидроприводы могут быть двух типов: гидродинамические и объемные.
В гидродинамических приводах используется в основном кинетическая энергия потока жидкости. В объемных гидроприводах используется потенциальная энергия давления рабочей жидкости. Объемный гидропривод состоит из гидропередачи, устройств управления, вспомогательных устройств и гидролиний (рис.1.1).
Слайд 5Объемная гидропередача, являющаяся силовой частью гидропривода, состоит из объемного насоса (преобразователя
механической энергии приводящего двигателя в энергию потока рабочей жидкости) и объемного гидродвигателя (преобразователя энергии потока рабочей жидкости в механическую энергию выходного звена). В состав некоторых объемных гидропередач входит гидроаккумулятор (гидроемкости, предназначенные для аккумулирования энергии рабочей жидкости, находящейся под давлением, с целью последующего ее использования для приведения в работу гидродвигателя). Кроме того, в состав гидропередач могут входить также гидропреобразователи – объемные гидромашины для преобразования энергии потока рабочей жидкости с одними значениями давления P и расхода Q в энергию другого потока с другими значениями P и Q.
Слайд 6Устройства управления
Устройства управления предназначены для управления потоком или другими устройствами гидропривода.
При этом под управлением потоком понимается изменение или поддержание на определенном уровне давления и расхода в гидросистеме, а также изменение направления движения потока рабочей жидкости.
Слайд 7Устройства управления
К устройствам управления относятся:
1. гидрораспределители, служащие для изменения направления
движения потока рабочей жидкости, обеспечения требуемой последовательности включения в работу гидродвигателей, реверсирования движения их выходных звеньев и т.д.;
Слайд 8 2. регуляторы давления (предохранительный, редукционный, переливной и другие клапаны), предназначенные для
регулирования давления рабочей жидкости в гидросистеме;
Слайд 9 3. регуляторы расхода (делители и сумматоры потоков, дроссели и регуляторы потока,
направляющие клапаны), с помощью которых управляют потоком рабочей жидкости;
4. гидравлические усилители, необходимые для управления работой насосов, гидродвигателей или других устройств управления посредством рабочей жидкости с одновременным усилением мощности сигнала управления.
Слайд 10Вспомогательные устройства
Вспомогательные устройства обеспечивают надежную работу всех элементов гидропривода.
К ним
относятся:
кондиционеры рабочей жидкости (фильтры, теплообменные аппараты и др.);
уплотнители, обеспечивающие герметизацию гидросистемы;
гидравлические реле давления;
гидроемкости (гидробаки и гидроаккумуляторы рабочей жидкости) и др.
Слайд 11Состав вспомогательных устройств устанавливают исходя из назначения гидропривода и условий, в
которых он эксплуатируется.
Гидролинии (трубы, рукава высокого давления, каналы и соединения) предназначены для прохождения рабочей жидкости по ним в процессе работы объемного гидропривода. В зависимости от своего назначения гидролинии, входящие в общую гидросистему, подразделяются на всасывающие, напорные, сливные, дренажные и гидролинии управления.
Слайд 12Классификация и принцип
работы гидроприводов
В зависимости от конструкции и типа
входящих в состав гидропередачи элементов объемные гидроприводы можно классифицировать по нескольким признакам.
1. По характеру движения выходного звена гидродвигателя:
гидропривод вращательного движения (рис.1.2, а), когда в качестве гидродвигателя применяется гидромотор, у которого ведомое звено (вал или корпус) совершает неограниченное вращательное движение;
Слайд 13Рис.1.2. Варианты принципиальных схем гидроприводов:
а– с объемным регулированием;
б–
с дроссельным регулированием;
Слайд 14Классификация и принцип
работы гидроприводов
гидропривод поступательного движения (рис.1.2, б, в),
у которого в качестве гидродвигателя применяется гидроцилиндр – двигатель с возвратно-поступательным движением ведомого звена (штока поршня, плунжера или корпуса);
гидропривод поворотного движения (рис.1.2, г), когда в качестве гидродвигателя применен поворотный гидроцилиндр, у которого ведомое звено (вал или корпус) совершает возвратно- поворотное движение на угол, меньший 360.
Слайд 15Рис.1.2. Варианты принципиальных схем гидроприводов:
в – нерегулируемый;
г – с
дроссельным регулированием рабочего и холостого ходов.
Слайд 16 2. По возможности регулирования: регулируемый гидропривод, в котором в процессе его
эксплуатации скорость выходного звена гидродвигателя можно изменять по требуемому закону. В свою очередь регулирование может быть дроссельным (рис.1.2, б, г), объемным (рис.1.2, а), объемно-дроссельным или изменением скорости двигателя, приводящего в работу насос.
Регулирование может быть ручным или автоматическим.
В зависимости от задач регулирования гидропривод может быть стабилизированным, программным или следящим;
нерегулируемый гидропривод, у которого нельзя изменять скорость движения выходного звена гидропередачи в процессе эксплуатации.
Классификация и принцип работы гидроприводов
Слайд 17Классификация и принцип
работы гидроприводов
3. По схеме циркуляции рабочей
жидкости: гидропривод с замкнутой схемой циркуляции (рис.1.2, а), в котором рабочая жидкость от гидродвигателя возвращается во всасывающую гидролинию насоса. Гидропривод с замкнутой циркуляцией рабочей жидкости компактен, имеет небольшую массу и допускает большую частоту вращения ротора насоса без опасности возникновения кавитации, поскольку в такой системе во всасывающей линии давление всегда превышает атмосферное.
Слайд 18Классификация и принцип работы гидроприводов.
По схеме циркуляции рабочей жидкости
К недостаткам
следует отнести плохие условия для охлаждения рабочей жидкости, а также необходимость спускать из гидросистемы рабочую жидкость при замене или ремонте гидроаппаратуры; гидропривод с разомкнутой системой циркуляции (рис.1.2, б, в, г), в котором рабочая жидкость постоянно сообщается с гидробаком или атмосферой. Достоинства такой схемы – хорошие условия для охлаждения и очистки рабочей жидкости. Однако такие гидроприводы громоздки и имеют большую массу, а частота вращения ротора насоса ограничивается допускаемыми (из условий бескавитационной работы насоса) скоростями движения рабочей жидкости во всасывающем трубопроводе.
Слайд 19Классификация и принцип работы гидроприводов.
По источнику подачи рабочей жидкости
4. По
источнику подачи рабочей жидкости: насосные гидроприводы, в которых рабочая жидкость подается в гидродвигатели насосами, входящих в состав этих гидроприводов; аккумуляторные гидроприводы, в которых рабочая жидкость подается в гидродвигатели из гидроаккумуляторов, предварительно заряженных от внешних источников, не входящих в состав данных гидроприводов; магистральные гидроприводы, в которых рабочая жидкость подается к гидродвигателям от специальной магистрали, не входящей в состав этих приводов.
Слайд 20Классификация и принцип работы гидроприводов.
По типу приводящего двигателя
5. По типу
приводящего двигателя гидроприводы могут быть с электроприводом, приводом от ДВС, турбин и т.д. Принцип работы объемного гидропривода основан на законе Паскаля, по которому всякое изменение давления в какой-либо точке покоящейся жидкости, не нарушающее ее равновесия, передается в остальные ее точки без изменения (рис.1.2). Насосом 1 рабочая жидкость подается в напорную гидролинию 3 и далее через распределитель 5 к гидродвигателю 2. При одном положении гидрораспределителя совершается рабочий ход гидродвигателя, а при другом положении – холостой. Из гидродвигателя жидкость через распределитель поступает в сливную гидролинию и далее или в гидробак 9, или во всасывающую гидролинию насоса (в гидроприводах с замкнутой схемой циркуляции рабочей жидкости, см. рис.1.2, а).
Слайд 21Классификация и принцип работы гидроприводов.
По типу приводящего двигателя
В резервуаре жидкость
охлаждается и снова поступает в гидросистему. Надежная работа гидропривода возможна только при соответствующей очистке рабочей жидкости фильтрами 8. Регулирование скорости движения выходного звена гидродвигателя может быть дроссельным или объемным. При дроссельном регулировании в гидросистеме устанавливаются нерегулируемые насосы, а изменение скорости движения выходного звена достигается изменением расхода рабочей жидкости через дроссель 6. При объемном регулировании скорость движения выходного звена гидродвигателя изменяется подачей регулируемого насоса либо за счет применения регулируемого гидромотора
Слайд 22Защита гидросистемы от чрезмерного повышения давления обеспечивается предохранительным 4а или переливным
4б клапанами, которые настраиваются на максимально допустимое давление. Если нагрузка на гидродвигатель возрастает сверх установленной, то весь поток рабочей жидкости будет идти через предохранительный или переливной клапаны, минуя гидродвигатель. Контроль за давлением на отдельных участках гидросистемы осуществляется по манометрам 11. Работа гидроагрегатов сопровождается утечками рабочей жидкости. В гидросистемах с замкнутой циркуляцией утечки компенсируются специальным подпитывающим насосом 1а (рис.1.2, а).
Слайд 23Рис.1.2. Варианты принципиальных схем гидроприводов:
а– с объемным регулированием;
б–
с дроссельным регулированием;
Слайд 24Рис.1.2. Варианты принципиальных схем гидроприводов:
в – нерегулируемый;
г – с
дроссельным регулированием рабочего и холостого ходов.
Слайд 25ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ГИДРОПРИВОДА
Широкое распространение гидропривода объясняется тем, что этот
привод обладает рядом преимуществ перед другими видами приводов машин. Вот основные из них.
1. Бесступенчатое регулирование скорости движения выходного звена гидропередачи и обеспечение малых устойчивых скоростей. Минимальная угловая скорость вращения вала гидромотора может составлять 2…3 об/мин.
2. Небольшие габариты и масса. Время разгона, благодаря меньшему моменту инерции вращающихся частей не превышает долей секунды в отличие от электродвигателей, у которых время разгона может составлять несколько секунд.
3. Частое реверсирование движения выходного звена гидропередачи. Например, частота реверсирования вала гидромотора может быть доведена до 500, а штока поршня гидроцилиндра даже до 1000 реверсов в минуту. В этом отношении гидропривод уступает лишь пневматическим инструментам, у которых число реверсов может достигать 1500 в минуту.
Слайд 264. Большое быстродействие и наибольшая механическая и скоростная жесткость. Механическая жесткость
– величина относительного позиционного изменения положения выходного звена под воздействием изменяющейся внешней нагрузки. Скоростная жесткость – относительное изменение скорости выходного звена при изменении приложенной к нему нагрузки.
5. Автоматическая защита гидросистем от вредного воздействия перегрузок благодаря наличию предохранительных клапанов.
6. Хорошие условия смазки трущихся деталей и элементов гидроаппаратов, что обеспечивает их надежность и долговечность. Так, например, при правильной эксплуатации насосов и гидромоторов срок их службы доведен в настоящее время до 5…10 тыс. ч работы под нагрузкой. Гидроаппаратура может не ремонтироваться в течение долгого времени (до 10…15 лет).
7. Простота преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и возвратно-поворотные без применения каких-либо механических передач, подверженных износу.
Слайд 27ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ПРИВОДЫ.
Говоря о преимуществах гидропривода, следует отметить простоту
автоматизации работы гидрофицированных механизмов, возможность автоматического изменения их режимов работы по заданной программе. Гидроприводу присущи и недостатки, которые ограничивают его применение. Основные из них следующие.
1. Изменение вязкости применяемых жидкостей от температуры, что приводит к изменению рабочих характеристик гидропривода и создает дополнительные трудности при эксплуатации гидроприводов (особенно при отрицательных температурах).
Слайд 28ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ПРИВОДЫ.
2. Утечки жидкости из гидросистем, которые снижают КПД
привода, вызывают неравномерность движения выходного звена гидропередачи, затрудняют достижение устойчивой скорости движения рабочего органа при малых скоростях.
3. Необходимость изготовления многих элементов гидропривода по высокому классу точности для достижения малых зазоров между подвижными и неподвижными деталями, что усложняет конструкцию и повышает стоимость их изготовления.
4. Взрыво- и огнеопасность применяемых минеральных рабочих жидкостей.
5. Невозможность передачи энергии на большие расстояния из-за больших потерь на преодоление гидравлических сопротивлений и резкое снижение при этом КПД гидросистемы.
Слайд 29КПД гидросистемы.
Со многими из этих недостатков можно бороться. Например, стабильность
вязкости при изменении температуры достигается применением синтетических рабочих жидкостей. Окончательный выбор типа привода устанавливается при проектировании машин по результатам технико-экономических расчетов с учетом условий работы этих машин. Гидропривод, тем не менее, имеет преимущества по сравнению с другими типами приводов там, где требуется создание значительной мощности, быстродействие, позиционная точность исполнительных механизмов, компактность, малая масса, высокая надежность работы и разветвленность привода.
Слайд 30Гидравлический привод строительных машин.
К основным преимуществам гидропривода относятся независимое расположение
привода и возможность любого разветвления мощности, простота кинематической схемы и создание больших передаточных чисел, легкость реверсирования исполнительного механизма, высокая скорость выполнения технологических операций, возможность предохранения от перегрузок, стандартизация и унификация элементов и схем.
Слайд 31В состав гидропривода входят следующие элементы.
Гидронаносы (рис. 50) подразделяют на аксиально-поршневые,
используемые в качестве силовых агрегатов объемного гидропривода и преобразуюшие механическую энергию вращения двигателя в энергию потока рабочей жидкости гидропривода; шестеренные, применяемые для питания как основных, так и вспомогательных механизмов машин, и лопастные, которые активизируют работу систем гидроуправления машин. Давление насосов соответственно до 30, 13,5 и 10 МПа, объемная подача — до 750, 500 и 150 л/мин. Эти насосы можно применять в качестве двигателей.
Слайд 32Рис. 50. Гидронасосы: а — аксиально-поршневой, б — шестеренный,
в —
лопастный; 1 — поршень, 2— шатун, 3 — фланец, 4 — вал,
5,7 — подшипники, 6 — ось поршневого блока, 8 — цилиндрическое отверстие, 9— поршневой блок, 10— корпус, 11, 13—всасывающая и нагнетательная полости, 12—шестерни, 14 — ротор, 15 — статор,
16 — лопатка, 17—паз в роторе; Б. В — окна
Слайд 33В состав пневмопривода входят следующие элементы.
Компрессоры и компрессорные станции предназначены для
нагнетания в пневмосистемы воздуха под давлением. Различают поршневые и ротационные компрессоры (рис. 55).
Передвижные компрессорные станции, используемые в строительстве, обеспечивают подачу до 10 м3/мин сжатого до давления 0,7 МПа воздуха. Для получения небольшого количества сжатого воздуха, например при окрасочных работах, применяют передвижные компрессорные установки с подачей до 0,5 м3/мин сжатого до давления 0,6 МПа воздуха и диафрагменные компрессоры с подачей 0,05 м3/мин сжатого до давления 0,3 МПа воздуха.
Слайд 34Рис. 55. Схемы компрессоров: а — поршневого, б — ротационного;
1
— поршень второй ступени, 2,5 — предохранительные клапаны;
3— ресивер, 4 — холодильник, 6 — фильтр, 7— поршень первой ступени,
8 — шатун, 9 — коленчатый вал, 10 — двигатель, 11, 12 — манометры,
13 — ротор, 14 — лопатка, 15 — корпус, 16, 17 — широкая и узкая полости
Слайд 35Непосредственно на строительных машинах для привода их тормозов и систем управления
используют компрессоры с подачей до 0,8 м3/мин сжатого до давления 0,8 МПа воздуха.
Пневмодвигатели (рис. 56) приводят в движение исполнительные органы машин.
Редукционные пневмоклапаны используют для снижения давления сжатого воздуха и поддержания редуцированного давления в отводимом от них потоке сжатого воздуха.
Обратные и предохранительные клапаны пропускают сжатый воздух только в одном направлении и предотвращают увеличение давления свыше нормального. Их конструкция аналогична конструкции клапанов, применяемых в гидроприводах.
Пневмораспределители направляют поток сжатого воздуха в нужную сторону.
Вспомогательное пневмооборудование включает в себя ресиверы (емкости для хранения сжатого воздуха), фильтры,пневмопроводы и гибкие пневморукава.
Слайд 36Рис. 56. Пневматические двигатели:
а — пневмоцилиндр,
б — пневмотолкатель,
в —
пневмодвигатель со свободным перемещением поршня,
г — поршневой двигатель,
д — ротационный двигатель, е—шестеренный двигатель,
ж — турбинный двигатель;
/, 5, 20 — крышки,
2 — цилиндр,
3,7 — штоки,
4, 12 — поршни,
6 — крепление,
8, 13, 19 — корпус,
9 — пружина, 10 — боек,
11 — рабочий инструмент,
14 — золотник, 15 — шатун,
16 — ротор, 17 — щель,
18, 21 — лопатки
Слайд 37СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
http://www.studfiles.ru/preview/2855844/page:2/
http://hydro133.narod.ru/lecture/ogp_lec_01.pdf
http://stroy-technics.ru/article/gidravlicheskii-i-pnevmaticheskii-privody