Слайд 1Равное достоинство культур народов и этнических общностей, проживающих на территории края
Работа
по ОРР
Учитель : Кострова Е.П.
Слайд 2Россия – удивительная страна! Где еще на столь огромной территории проживает
такое количество всевозможных народностей, каждая из которых имеет свою культуру, традиции, религию и взгляды на жизнь? Особенно интересная демографическая ситуация складывается в Сибирском Федеральном округе РФ. Именно на этих территориях проживают народы Красноярского края, среди которых есть не только русские, украинцы, белорусы, но и чуваши, долганы, эвенки и многие другие.
Слайд 3Во времена СССР власти предпринимали различные действия, направленные на масштабное насильственное
переселение и смешение народов. Все это привело к тому, что некоторые уникальные народности потеряли свою самобытность.
Слайд 4 Красноярский край, увы, такая участь не обошла стороной. Однако, по
данным переписи населения, наиболее многочисленные народы Красноярского края все же существуют по сей день. Влияние властей, а также программы правительства, направленные на сохранение и восстановление традиций местного населения, способствуют положительной динамике и дальнейшему развитию общин с уникальным наследием и традициями поколений.
Слайд 5Наиболее яркими представителями являются нганасане, долганы, ханты, энцы и эвенки. Есть
еще до десятка разных национальностей, проживающих на Севере, и именно они - коренные народы Красноярского края.
Слайд 6К сожалению, очень многое из их традиций, культурного наследия забыто. Быт
маленьких этносов растворился в современном мире, ассимилировался. В этом нет ничего удивительного, ведь жизнь в тундре очень сложная, и современные технологии во многом облегчают ее, но приход прогресса становится причиной вытеснения самобытной культуры, несравнимой ни с одной другой.
Слайд 7Все народы, населяющие Красноярский край, невероятно интересные, и у каждого из
них есть свои характерные традиции. К наиболее многочисленным можно отнести долган. Возможно, их высокая численность позволила сохранить много старинных обычаев по сей день. Конечно, многие из них носят чисто символический характер, но они не забыты и используются в семьях.
Слайд 8Так, главой семьи принято считать самую старшую женщину в доме, хранительницу
очага, кормилицу. Слово женщины – закон, его не имеет права ослушаться никто. Выбирали в качестве главы наиболее мудрую представительницу, видавшую всякое в жизни.
Слайд 9Коренные народы Красноярского края добывали себе пропитание охотой, рыбной ловлей или
собирательством. Нелегкий труд, который людям приходилось выполнять, чтобы прокормить себя и семью, выработал привычку делиться добытым с родней и соседями.
Слайд 10Причем это было правилом, не терпящим исключений. Сегодня поделишься ты, завтра
кто-то угостит тебя. Единственное, что всегда оставалось в пределах владения одной семьи, это мех, который можно было обменять на дефицитные продукты у приезжих купцов.
Слайд 11Народы Красноярского края и их традиции по-разному формировались, многое находилось в
зависимости от образа жизни и определенных укладов. Очень характерными являются обычаи хантов и мансийцев. Их трепетное отношение к природе в наше время кажется диковинным и подобным поклонению. К примеру, нормой было деление окружающей территории на доли. В числе таковых были участки, на которые было запрещено ступать ногой без жертвоприношения.
Слайд 12Такие действия сопровождались рядом ритуалов, включающих в себя подношение, молитву, иногда
было достаточно «обуться». Традиционной, привычной обуви в те времена еще не было, и на ноги крепили кусочки древесной коры, таким образом защищая не ступню от земли, а наоборот - природу от человеческого вмешательства.
Слайд 13Кроме того, эти народы Красноярского края по-своему трактуют животных и птиц.
Ворона, которую преимущественно считают предвестницей бед и неприятностей, тут считается повелительницей весны. Ее ассоциируют с приходом тепла, благополучием и плодовитостью. Традиционно во время прилета ворон отмечали праздник. В нем участвовала только женская половина селения. Во время торжества девушки варили кашу по специальному рецепту. Все действия сопровождались пением песен и танцами.
Слайд 14Народы Красноярского края и их традиции находятся в критическом состоянии, некоторые
из них - на грани вымирания. Энцев насчитывается всего две сотни! Немного многочисленнее эвены. Они с большим с трепетом относятся к традициям, что дает надежду на их будущее.
Слайд 15Этот народ привык жить в мире с природой, поклоняется ей и
чтит ее. Мудрость и ответственный подход к окружающей среде выражаются в традициях, нарушение которых чревато бедами и горем в семье. Чаще всего традиционные верования описаны в большом количестве запретов. К примеру, энцам нельзя кричать, чтобы не разбудить суровых духов, нельзя бросать камни в воду и даже убивать животных ради забавы. Охотиться нужно лишь для того, чтобы обеспечить себя пищей.
Слайд 16Проявляются привычки поколений и во время торжеств, связанных с важными событиями
в жизни человека. Это может быть свадьба, рождение малыша, похороны. Так, когда заключается брак, приданое жены выносится из жилья, чтобы ни у кого не возникло сомнений насчет ее вклада в общий «бюджет».
Слайд 17Немногочисленные народы, населяющие Красноярский край, особенные, но, пожалуй, один из наиболее
удивительных – это нганасане. Нынешний свободный уклад жизни для пожилых людей кажется кощунственным, вульгарным. Тем необычнее традиционный взгляд на некоторые вопросы у этого народа.
Слайд 18Нганасане очень почитают семейные ценности, после вступления в брак пара обязана
хранить супружескую верность. Но до брака позволительны многие «шалости». Девушка свободно может жить с понравившимся ей парнем. Они обмениваются подарками и теперь считаются парой. Дело может дойти до брака, до простого расставания, а может закончиться и внебрачным ребенком. Расценивается это нормально, ведь отношение к детям у северных народов особое. Малыша, которого дочь родила, не будучи замужем, принимают ее родители и воспитывают как родного.
Слайд 19Очень интересны традиции, связанные с уходом в мир иной. Вечная мерзлота
не позволяет хоронить умершего в могиле. Тело подвешивают на дереве или кладут на специальный помост. При этом покойный «забирает» с собой все нажитое имущество, и не только личного пользования, но и то, что сделал для детей, второй половины.
Слайд 20Во все времена власть интересовалась тем, какие народы населяют Красноярский край,
и это проявлялось по-разному. Если прошлое столетие наглядно показало, как легко можно уничтожить национальную самобытность, то в веке нынешнем утраченное пытаются если не приумножить, то восстановить и сохранить. Чтобы малочисленные народы Красноярского края остались существовать и не забывали свои корни, с 2000 года существует государственная поддержка общин и отдельных лиц, идентифицирующихся как представители малочисленной народности.
Слайд 21Считать себя и называться долганом, эвенком или хантом стало выгодно и
популярно. Но в таком процессе просматривается существенный недостаток. Очень хочется, чтобы все то, что осталось традиционного и типичного, не стало исключительно способом заработка.