Слайд 1
Учебно-методическое пособие
по здоровьеформирующим
и здоровьесберегающим технологиям
Человек и его здоровье
ГУРОВ
Владимир Александрович,
доцент кафедры педагогики и психологии Калининградского областного института развития образования, кандидат педагогических наук.
ГУРОВА Валентина Павловна,
учитель химии, заведующая кафедрой естественных наук МАОУ лицея №23, Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук.
Россия, г. Калининград
это состояние полного
благополучия, которое включает в
себя следующие компоненты:
физиологический-нормальная работа всех органов и систем;
нравственный-стремление и умение управлять своим здоровьем и строить своё поведение без ущерба для благополучия других;
психологический- умение управлять своими чувствами
По данным ВОЗ на состояние здоровья человека и фактическую продолжительность жизни влияют следующие факторы:
Образ жизни - на 50 %
Наследственность - на 20%
Климат (экология) - на 20%
Услуги системы
здравоохранения - на 10%
Слайд 3
Критерии, отражающие процесс
формирования мотивации к
здоровому образу жизни (ЗОЖ)
Наличие
программ, занятий,
по формированию здоровья
Уровень овладения
навыками сохранения и
укрепления собственного
здоровья и здоровья
окружающих
Уровень
информированности
о факторах риска
заболеваний
Уровень
сформированности
установок на здоровый
образ жизни
Программа «Человек и его здоровье» -
победитель I Всероссийского конкурса на лучшую
методическую разработку в номинации
«Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в общеобразовательном учреждении»
Москва - Ярославль, 2011 год
«Мы все поступаем, как
расточительный наследник
богатых родителей, не зная
постоянной цены здоровья.
Мы издерживаем его без
расчета, не заботясь о будущем.
Только тогда мы узнаем
цену этого богатства, когда
появляется желание его сохранить,
когда мы из здоровых
превращаемся в больных».
= Макс Петтенкофер =
Слайд 5
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
На базе основ экологических знаний, общего представления
об организме
человека
и конкретизации отдельных вопросов рационального питания,
сформировать и развить осмысленную мотивацию учащихся к сохранению и укреплению своего здоровья; пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде
Слайд 6ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа;
формирование
личности, способной адаптироваться к современным условиям социальной среды и самостоятельно ориентироваться в многообразии ценностей и норм;
воспитание духовно-нравственных качеств
и умения создать собственную модель
здорового образа жизни;
развитие познавательной активности
и исследовательской деятельности
учащихся, привлечение их к участию
в творческих конкурсах, посвященных
здоровому образу жизни.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ:
Программа рассчитана на
72 часа, в т. ч. 43 часа (59%)
практическая часть и состоит
из трех блоков (модулей):
1. «Биохимические основы здоровья» -
(24 часа, 8 тем);
2. «Рациональное питание» -
(24 часа, 10 тем);
3. «Вредные привычки и борьба с ними» -
(12 часов, 5 тем);
* На индивидуальную работу с учащимися по
подготовке их к конференции отводится - 8 часов.
* Проведение урока-конференции
«За здоровый образ жизни» - 4 часа.
Слайд 8
НОВИЗНА И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ:
Программа имеет ряд отличительных особенностей от
существующих программ
базисного школьного курса
естественнонаучных дисциплин.
Она рассматривает комплексное изучение
основ физиологии человека, биохимические
процессы, происходящие в организме в
процессе энергетического обмена,
свойства основных веществ, входящих
в состав рациона питания, вредное
влияние на организм психотропных
веществ и злоупотребления
вредными привычками.
Теоретический материал закрепляется
практической работой в лабораторных условиях.
Особое внимание уделяется проектным
заданиям, отработке практических навыков и
вовлечения школьников в исследовательскую
деятельность, направленную на формирование
активной роли учащихся в сохранении и укреплении
своего здоровья.
Слайд 9 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ:
* Отдельные или, в целом, все
блоки-модули
Программы могут быть использованы как
курс по выбору (элективный курс);
* Может быть использована для
проведения занятий в детских объединениях
системы дополнительного образования детей
любого направления;
* Может быть использована в качестве опорного
материала организации факультативных занятий и
как дополнение к углубленному изучению
существующих программ базисного школьного
курса естественнонаучных дисциплин.
Слайд 10
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:
* 1. Принцип индивидуальности,
в основу
которого положена педагогика индивидуальности,
направленная на комплексное развитие всех сфер
индивидуальности ребенка: (интеллектуальной,
мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-
практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции);
* 2. Принцип доступности. Темы сформированы
в доступной форме для любого уровня учащихся.
* 3. Принцип результативности. Реализуется в
воплощении проектных решений учащихся.
Участие в конкурсах исследовательских и проектных
работ, защита рефератов и проектов, выступления на
конференциях, диспутах, форумах, посвященных
здоровому образу жизни.
Слайд 11
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ УЧАЩИХСЯ
По окончании курса обучения -
учащиеся должны знать:
* основные физиологические особенности организма
человека;
* химические свойства органических и неорганических веществ, применяемых в быту, косметологии, некоторых лекарственных препаратов и растений ;
* вещества, входящие в состав пищи и биохимические процессы, происходящие в организме при энергообмене;
* основы рационального и сбалансированного питания;
* вредное воздействие на организм человека наркотических и других психотропных веществ, алкоголя и табака.
учащиеся должны уметь:
* самостоятельно моделировать режим дня, рациональное,
сбалансированное питание, физические нагрузки и другие
компоненты, определяющие здоровый образ жизни;
* аргументировано защищать собственный проект сохранения
и укрепления здоровья.
Слайд 12Учебно-тематический план. Блок модуль:
«Биохимические основы здоровья»
Слайд 13Учебно-тематический план. Блок модуль:
«Рациональное питание»
Слайд 14Учебно-тематический план. Блок модуль:
«Вредные привычки и борьба с ними»
Индивидуальные консультации,
подготовка к конференции…………………… 8 - 8
Урок-конференция:
«За здоровый образ жизни»…………… 4 - 4
Слайд 15
Тема:
Сущность и понятие человека,
как социального существа
Слайд 16 «Лучше прожить один
день орлом,
чем сто лет уткой».
Ардешир Хагмайгер
ВОПРОС НЕДЕЛИ:
Кто Я, и кем Я стану в будущем?
Слайд 17Сущность и понятие человека,
как социального существа
Человек – мерило всех
ценностей. Он является узлом
всех связей. Если эти связи рвутся, значит, что-то
испортилось в мире, надо искать, в чем причина, и
убрать с пути все, что мешает человеку быть человеком
Индивидуумом рождаются. Личностью становятся.
Быть личностью – значит иметь активную жизненную
позицию, осуществить выбор, возникший в
результате внутренней необходимости, уметь
оценить последствия принятого решения и держать
за него ответ перед обществом,
в котором человек живет.
Слайд 18Понятие целостности человеческой
личности
Человеческая личность целостна.
Это отражено даже в самом понятии
«индивидуум», что в переводе с
латинского означает «неделимый».
Человеку нужны некие идеальные объекты,
цель, идея, которыми он мог бы всецело
себя посвятить, и в этом бескорыстном
служении реализовать свою сущность
и обрести полноту бытия.
Целостность общечеловеческого сознания,
целостность восприятия человека как составной
части единого универсального организма должны
стать не только предметом осмысления каждого
человека, но и мировоззренческой основой каждого,
соединяющей разум и чувства.
Слайд 19 Здоровье человека
Здоровье – это комплексная,
интегральная и качественная
характеристика организма и
личности человека
Здоровье – это состояние максимальной
адаптации (биологической и социальной)
человека к окружающей среде.
Это состояние полного физического,
духовного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней или
физических дефектов.
Значение сохранения здоровья неуклонно возрастет по
мере влияния технотизированной окружающей среды на
человека и его организм. Здоровье выступает в качестве
одного из необходимых и важнейших условий активной,
полноценной жизни человека и общества.
Слайд 20 Проблема болезни
и здоровья
Болезнь – это качественно новое состояние
организма и личности человека, возникающее в
результате воздействия внутренних и внешних
патогенных факторов, нарушающих
структурно - функциональное состояние организма и
проявляющихся в нарушении вида специфической
деятельности человека.
Здоровье и болезнь являются специфическими
формами проявления жизнедеятельности организма,
основным содержанием которого является обмен
веществ. Болезнь – это нарушение согласованности
течения обменных процессов в целом или некоторых его
видов (белкового, водного, углеводного). Эти нарушения
могут быть как количественными, так и качественными.
человека и природы
Многие лекарственные препараты наряду с полезным
действием вызывают вредные побочные эффекты.
Человек формировался среди естественной природы и
связан с нею тысячами нитей. Шум леса, воздух,
насыщенный легкими ионами, фитонцидами и
кислородом, тысячелетиями стимулировали
обменные процессы человека.
Окружающая нас среда – будь то лес или поле, пахучие
травы и цветы, тенистые парки или солнечные поляны,
природные источники и родники, – содержит в себе
столько лечебных свойств и факторов, что при умелом
подходе их можно применять при всех болезнях и часто
даже с большим эффектом, чем широко известные и
модные лекарственные препараты.
Эмоции расцвечивают нашу жизнь,
определяя степень активности человека.
От них во многом зависит наше отношение
к людям, событиям, оценка собственных
действий и поступков.
Эмоции влияют на функции органов
и тканей организма, а, следовательно,
влияют на здоровье.
Эмоции принято делить на:
* стенические, т.е. тонизирующие,
возбуждающие (радость, злость, гнев)
* астенические, т.е. подавляющие
активность человека, тормозящие,
расслабляющие (тоска, тревога, благодушие)
Эмоции могут быть и положительными и отрицательными в зависимости от того, как оценивает их сам человек,
под каким знаком они воспринимаются его сознанием
Слайд 23Эмоции
Положительные (радость, блаженство, любовь, симпатия и т.п.) и отрицательные
(горе, презрение, ненависть, зависть, разочарование, испуг, тревога, стыд, раскаяние, ревность и т.п.) – это такие разновидности эмоций, которые оцениваются по признаку доставленного
удовольствия или неудовольствия.
Многоцветье эмоций условно делят на:
* Настроение – эмоциональное состояние, которое не бывает ярким, но зато характеризуется относительной устойчивостью.
* Страсть – сильное и глубокое, длительное эмоциональное
состояние.
* Аффекты – кратковременные, но яркие вспышки (восторг, гнев, ярость, ужас), состояние эмоционального возбуждения высшей степени.
Творчество – это целеустремленная
деятельность человека к познанию того,
что ещё не открыто, и результатом которой
является создание новых материальных
духовных ценностей
Творчество предполагает наличие у личности
способностей, знаний, умений, благодаря которым
создается продукт, отличающийся новизной,
оригинальностью или уникальностью.
Два направления в осмыслении творчества:
Творить может любой человек, который имеет определенные знания, владеющий приемами творчества, располагающий определенными условиями и обстановкой. Согласно этой точке зрения, все люди рождены одинаковыми и начинают различаться воспитанием и т.п.
Человек творит неосознанно. Он – гений от природы.
Творчество – это создание на основе того,
что есть, того, чего еще не было.
Слайд 25 Работоспособность
Работоспособность – это потенциальная возможность индивида
выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне
эффективности в течение определенного времени
«Труд – это, прежде всего процесс,
совершающийся между человеком и природой,
процесс, в котором человек своей собственной
деятельностью регулирует и контролирует
обмен веществ между собой и природой»
(К. Маркс)
В процессе труда человек, владея старыми знаниями,
добавляет новые и тем самым, развивает не только
себя лично, но и человечество.
В результате трудовой деятельности
происходят общение людей, самореализация
и самоутверждение личности
Труд – это сознательная деятельность
человека, направленная на видоизменение
и приспособляемость видов природы
Слайд 26Интеллект личности
Интеллект в переводе с латинского (intellectus) означает
познание, понимание, рассудок.
Это способность мыслить и
рационально познавать действительность.
Интеллект зависит от генетических особенностей и избранной
человеком направленности в своей жизнедеятельности
Интеллект развивается в процессе самоэксплуатации,
самоупотребления. Поэтому чем больше мы используем разум,
мышление, тем больше его развиваем.
Под интеллектом понимается способность
мышления предвидеть события,
результаты собственных действий,
анализировать и оценивать свое состояние
и окружающую среду, а также принимать решения,
сообразуясь со всеми представлениями
об окружающем мире.
Это и означает действовать
сознательно
Слайд 27 Человек, его здоровье,
эмоции,
творчество,
работоспособность –
все это взаимосвязанные факторы
Только человек здоровый
духовно и физически может творить,
изобретать, целиком и полностью
отдавать себя работе
Чем хуже здоровье человека, тем хуже его
настроение, а, следовательно, имеют место
нежелание работать, понижение
производительности труда. Поэтому между
людьми возникают конфликты,
недопонимание
Таким образом, все – и здоровье и
творчество – зависит от
самого человека
Слайд 28
Тема:
Окружающая среда и здоровье человека
Слайд 29Лучший способ предсказать будущее –
это
активное участие в его создании
ВОПРОС НЕДЕЛИ:
Хочешь летать? Расти крылья!
(от греческого "ойкос" - жилище,
"логос" - наука) - наука о закономерностях
взаимоотношений организмов, видов,
сообществ со средой обитания
Основным понятием в экологии
является «экосистема»
Под экосистемой понимается любая система, состоящая из живых существ и среды их обитания, объединенных в единое функциональное целое. Основные свойства экосистем - способность осуществлять круговорот веществ, противостоять внешним воздействиям, производить биологическую продукцию
Выделяют обычно экосистемы различного ранга:
- микроэкосистемы (небольшой водоем, ствол дерева в стадии разложения, капля воды, пока она существует и в ней присутствуют живые организмы, способные осуществлять круговорот веществ);
- мезоэкосистемы (лес, пруд, река и т.п.);
- макроэкосистемы (океан, континент, природная зона и т. п.);
- глобальная экосистема - биосфера в целом.
Существование экосистем немыслимо
без связей. Последние делят на
прямые и обратные.
Прямой называют такую связь,
при которой один элемент (А)
действует на другой (В)
без ответной реакции. (Примером такой
связи может быть действие древесного
яруса леса на случайно выросшее под его
пологом травянистое растение или
действие солнца на земные процессы)
При обратной связи элемент (В) отвечает
на действие элемента (А). (Обратные связи бывают
положительными и отрицательными. И те и другие играют
существенную роль в экологических процессах и явлениях)
Деятельность человека, если она превышает определенные пределы, ведет к нарушению этих связей, а следовательно, уменьшает способность экосистем поддерживать себя в устойчивом состоянии вплоть до перехода к полной неупорядоченности и гибели.
Системность экологии как науки
в виде четырех законов:
(Б. Коммонер)
Первый закон отражает по сути своей
всеобщую связь процессов и явлений в
природе и звучит :«Все связано со всем»;
Второй закон базируется на положении
сохранения вещества и энергии:
«Все должно куда-то деваться»;
Третий закон ориентирует на действия, согласующиеся с природными процессами, сотрудничество с природой, вместо покорения человеком природы, подчинения ее своим целям: «Природа знает лучше»;
Сущность четвертого закона заключается в ориентации человека на то, что любое его действие в природе не остается бесследным, мнимая выгода часто оборачивается ущербом, а охрана природы и рациональное использование природных ресурсов немыслимы без определенных экономических затрат. Звучит этот закон так: «Ничто не дается даром».
Слайд 33Понятие об экологической безопасности
В последнее время угроза для безопасности и комфортного
существования человека начинает исходить от
неблагоприятного состояния окружающей среды.
В первую очередь, это риск для здоровья.
Сейчас уже не вызывает сомнения, что
загрязнение окружающей среды способно
вызвать ряд экологически обусловленных
заболеваний и, в целом, приводит к сокращению
средней продолжительности жизни людей,
подверженных влиянию экологически
неблагоприятных факторов.
Под экологическим фактором подразумевается элемент окружающей среды, способный оказывать воздействие на человека и живые организмы. Например, это свет, температура, содержание химических элементов и соединений, уровень кислотности и.т.д.
Именно ожидаемая средняя продолжительность жизни людей является основным критерием
экологической безопасности
Слайд 34
Переходные барьеры отделяют состояние экологически безопасного развития
(зону экологического комфорта) от состояния экологического риска.
Эти барьеры имеют сложное строение.
С внутренней стороны - зона тревожного ожидания (когда мы все еще находимся в
состоянии экологического комфорта, но уже появляется риск перехода к
неблагоприятной ситуации - экологический риск).
С внешней стороны - зона допустимого риска (пока еще экологический фактор
не оказывает критического воздействие на здоровье человека / состояние экосистемы).
Предельные значения интенсивности экологического фактора означают экологическую катастрофу, приводящую к гибели человека / разрушению экосистемы.
Слайд 35
Окружающая среда и здоровье человека
По мере развития человеческого общества развиваются
болезнетворные
агенты, а биологические, геологические и
химические условия окружающей среды изменяются особенно
быстро там, где нарушается природное равновесие
Выявить опасности, таящиеся в окружающей среде,
значительно легче, чем устранять их
Социальные преобразования, необходимые для
улучшения здоровья человека, нельзя ни купить, ни занять, ни
пожертвовать в виде достижений современной медицины
Ключ к решению вопроса о влиянии
окружающей среды в недрах экономики,
политики, образа жизни и взаимоотношений
людей с их естественным окружением
Здоровье населения как зеркало
отражает лицо общества
Слайд 36
Значение природы для человека
Производственное и экономическое
значение природы
заключается в том, что любые потребляемые человеком
продукты, в конечном счёте, создаются использованием
природных ресурсов
Научное значение природы вытекает из того, что она - источник
всех знаний
Оздоровительное значение природы. Природа – это не только
кладовая материальных благ, она источник здоровья, радости и
духовного богатства
Воспитательное значение природы. Общение
с природой благотворно влияет на человека в любом
возрасте, разносторонне развивает мировоззрение,
любовь к окружающему миру, гуманность общения
с животными, формирует отношения к людям
Эстетическое значение природы. Природа
всегда была вдохновителем культуры и
искусства
Слайд 37
Проблемы адаптации человека
в окружающей среде
Производственная деятельность человека оказывает влияние
не
только на направление эволюции биосферы, но и определяет и
собственную биологическую эволюцию.
Многие изменения окружающей среды позволили создать
удобные условия, способствующие увеличению продолжительности
жизни. Но человечество не покорно природным силам и не пришло
к их полному пониманию: многие изобретения и вмешательства в
природу происходят без учета возможных последствий.
«… человек вводит новые силы с такой быстротой
и в таких масштабах, что их воздействие
настигнет его раньше, чем он успеет оценить
его последствия» = Рене Дюбо =
Самый верный путь избежать грозящих коварными
последствиями изменений окружающей среды –
ослабить изменения экосистемы и вмешательство
человека в природу с учетом состояния его знаний
об окружающем его мире.
Забота о здоровье человека предполагает оздоровление
окружающей природы - живой и неживой
Слайд 39Зрелость – это не отсутствие проблем,
а умение их успешно решать
и отвечать за их последствия
ВОПРОС НЕДЕЛИ:
Почему Я беру
ответственность на себя?
Слайд 40Вода - среда жизненных
процессов
Удивительная
общительность и
миротворность
воды
с одной стороны и
ее буйство и грозная
воинственность
с другой,
ставят ее в разряд особых
явлений, обладающих как
огромной
созидательной,
так и
разрушительной силой
Слайд 41 Вода в нашей жизни
Вода занимает
площадь 1387 млн. кв. км.
В нашем организме вода
составляет 60 – 80%
Даже в огненной магме
содержится вода. При
извержении вулкана
вместе с ней
выбрасывается до
40 млн. тонн воды
каждый год!
Ежедневное потребление человеком питьевой воды составляет в среднем около 2 л, а общее потребление воды на душу населения в развитых странах составляет
150 - 300 л в день.
Слайд 42Загадки воды:
способность к
дистанционному
воздействию;
безреагентное
изменение своих свойств
и биологических функций;
«память воды», т. е. способность
воспринимать, сохранять и
передавать информацию
Слайд 43Вода – хранитель и передатчик информации
Открытие С.В. Зенина
Вода, состоящая
из множества
КЛАСТЕРОВ различных типов,
образует жидкокристаллическую
структуру, которая может
воспринимать и хранить
огромные объемы информации
Схемы нескольких простейших кластерных структур
Слайд 44Память воды
Чтобы сформировать
определенную
структуру воды,
достаточно в течение
некоторого времени
передавать воде
определенную
информацию
Слайд 45Человек – компьютер?
72-80% — это много,
чтобы относиться
к воде в организме
безразлично
Человек, состоящий в
основном из воды,
представляет собой
программируемую систему. Любые внешние
факторы, в том числе и общение людей друг
с другом, меняют структуру и
биохимический состав
жидких сред
организма.
Исследования доктора
Масару Эмото
1. Капельки воды резко
охлаждали в течение 2-х часов и
делали фотоснимок.
2. Было обнаружено, что вода образует
упорядоченные структуры – кристаллы.
3. При этом изучались образцы из различных водных источников мира, а также вода, подвергнутая различным видам воздействия
(музыка, изображение, излучение телевизора, мысли одного человека и группы людей, молитвы разных религий, напечатанные и произнесенные слова на нескольких языках).
Слайд 47Музыка
Кристалл воды, прослушавшей
Вода, прослушавшая
«Пастораль» Бетховена. тяжёлый рок
Кристалл после воздействия
слов «Ты - дурак» очень
похож на кристалл после
действия тяжелого рока
К бутылочке с водой приклеили
полоску бумаги с надписью
«Спасибо».
На фотографии виден кристалл
льда шестиугольной формы
Слайд 49Слова
Слева слово «Ангел», справа – «Дьявол»,
образовавшиеся кристаллы воды
Слайд 50«Любовь и Благодарность»
Эмото Масару пришел к выводу,
что самое страшное
информационное оружие –
банальное равнодушие.
Вода получала
электромагнитные
излучения
любви и благодарности
от телевизора
Он нашел идеальную формулу
гармонизирующих воду :
«Любовь и Благодарность».
Слайд 51Словам любви и благодарности языковой барьер не помеха
Слова «Любовь и
благодарность»,
произнесенные на
английском языке.
Слова «Любовь и
благодарность»,
произнесенные на
японском языке.
Слова «Любовь и
благодарность»,
произнесенные на
немецком языке.
Слайд 52Позитивное влияние на структуру воды оказывают слова,
выражающие чувства
любви и
благодарности,
а негативное –
ненависть и равнодушие.
Программируя воду, мы сможем исцелить самих себя и планету, сможем управлять погодой, сознательно культивируя важнейшие позитивные «вибрации»
любви и признательности.
Звучит просто фантастически!
вода
Воздействуем ли мы
через водную среду
друг на друга своими
мыслями, словами,
такими чувствами,
как зависть или любовь?
Безусловно!
Усталость, агрессия,
дурное настроение и
даже болезни могут стать
последствиями негативного
энергоинформационного
воздействия
Слайд 54 Информационное загрязнение
Есть мнение среди
ученых, что многие штормы,
ураганы, наводнения – это
реакция воды на общее
загрязнение информационной
среды
Сцены насилия,
криминальные действия
и военные конфликты -
это информационное
загрязнение
пострашнее,
чем любое другое!
Так вода возвращает
нам вложенную в нее
информацию
Слайд 55Защитная реакция воды
Способна ли вода
сама очищать свою
память, обремененную
человеческими мыслями
и поступками?
Память воды стирается, если воду сначала испарить,
а потом сконденсировать или если ее заморозить,
а потом растопить
Будет ли вода столь
благосклонна бесконечно?
Ответ на этот вопрос
лежит в сфере
духовного развития
человека
Вода реагирует на тембр
и смысловое значение слов
не одинаково.
Это подтверждает, что
вода обладает информационными
свойствами и ее реакция адекватна
полученной информации.
Оказывая внимание (как положительное, так и
отрицательное) чему-либо или кому-либо, мы тем
самым передаем ему свою энергию.
Наибольший вред мы можем
нанести, отказывая во внимании
кому или чему-либо
1. Добро влияет на структуру воды
созидательно, зло разрушает ее.
2. Добро первично, зло вторично.
Добро активно, оно работает само,
если убрать злую силу.
3. Человеческое сознание гораздо
сильнее влияет на бытие, чем даже
действия.
4. Слова могут непосредственно
влиять на биологические структуры.
5. Процесс совершенствования
основан на любви (милосердии и
сострадании) и благодарности.
ДАВАЙТЕ
проникнемся
уважением к
воде
и станем смотреть
на воду с большей
добротой!
В результате вода создаст больше прекрасных кристаллов, и таким образом, все мы будем участвовать в создании
лучшего мира
Слайд 59
Тема:
Какой вред
наносит
употребление наркотиков
здоровью человека?
Слайд 60 Взялся жить – живи!
Жить надо
так, чтобы еще хотелось!
ВОПРОС НЕДЕЛИ:
За ТЕБЯ никто и ничего
НЕ может и НЕ сможет сделать!
Слайд 61
Наркомания, как форма влияния
на состояние собственного сознания
Наркомания - не болезнь в обычном смысле этого слова.
Наркомания - это тотальное (т.е. затрагивающее все стороны
внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов
существования) поражение личности, сопровождающееся
осложнениями со стороны физического здоровья.
Это значит, что человек, идущий по пути наркомана, постепенно
уничтожает свои лучшие нравственные качества; становиться
психически не вполне нормальным; теряет друзей, потом семью;
не может приобрести профессию или забывает ту, которой
раньше владел; остается без работы; вовлекается в преступную
среду; приносит бездну несчастий себе и окружающим и, наконец,
медленно и верно разрушает своё личное тело.
Особенность наркомании в том, что она как
патологическое состояние необратима, и те
негативные изменения, которые произошли
в душе человека в результате злоупотребления
наркотиками остаются с ним навсегда
Слайд 62
Какой вред наносит
употребление наркотиков
здоровью человека?
Главная опасность наркотических веществ в том,
что после приема появляется непреодолимая тяга
к повторному их употреблению, причем наркоман уже не думает о
смертельно опасных последствиях, которые таит в себе наркотик.
Физическая зависимость выражается в том, что в отсутствие
наркотика состояние наркомана резко ухудшается, появляется
боль, тошнота, рвота, нарушения со стороны внутренних органов,
то, что в просторечии называется "ломкой". Психологическая зависимость проявляется в готовности наркомана пойти на все, лишь бы снова получить наркотик.
Все наркотики независимо от пути введения в организм обязательно повреждают: нервную систему (в том числе головной мозг); иммунную систему; печень; сердце; легкие.
Средняя продолжительность жизни наркомана,
при употреблении наркотиков внутривенно,
примерно 7-10 лет непрерывной наркотизации.
Слайд 63
Виды наркотиков и
их влияние
на организм
ОПИАТЫ - К этой группе относятся природные
и синтетические морфиноподобные соединения.
Героин («герыч», «белый», «лошадь», «смак») — самый сильный
наркотик, получается синтетическим путем из морфина. Героин очень ядовит, во
много раз сильнее морфина по своему наркотическому эффекту и быстрее
вызывает привыкание. Для этого достаточно всего 3-5 приемов.
Маковая соломка («солома», «сено») - измельченные и высушенные части
стеблей и коробочек мака. Соломка используется для приготовления раствора
ацетилированного опия.
Ацетилированный опий - готовый к употреблению раствор, полученный в
результате ряда химических реакций. Имеет характерный запах уксуса.
Опий-сырец («ханка», «жмых», «опиуха») — сок растений мака, используется
как сырье для приготовления раствора ацетилированного опия.
Метадон — сильный синтетический наркотик опийной группы.
Последствия употребления опиатов
Огромный риск заражения ВИЧ-инфекцией и гепатитами.
Поражение печени, сильное снижение иммунитета и, как следствие,
подверженность инфекционным заболеваниям; заболевания вен,
разрушение зубов; импотенция; снижение уровня интеллекта.
Очень велика опасность передозировки с тяжелыми
последствиями, вплоть до смерти.
Виды наркотиков и их
влияние на организм
ПРЕПАРАТЫ КОНОПЛИ - Действующие вещества —
каннабиноиды. Воздействие — изменение сознания. В
помещении надолго остается характерный запах жженной
травы. Сохраняет этот запах и одежда.
Марихуана («травка», «шмаль», «анаша», «зелье») - высушенная или сырая
зеленая травянистая часть конопли. Этот наркотик курят в виде сигарет-самокруток
(«косяков»), а также набивают в трубки, добавляют в пищу.
Гашиш («план», «дурь», «чернуха») - смесь смолы, пыльцы и измельченных верхушек конопли — смолистое вещество темно-коричневого цвета, похожее на пластилин. Содержит более 20% каннабиоидов. Действие наркотика наступает через 10–30 минут после курения и может продолжатся несколько часов.
Последствия употребления препаратов конопли
"Перегорание" - неразбериха в мыслях, разочарованность,
депрессия и ощущение изолированности; нарушение
координации движения, памяти и умственных способностей;
замедленное половое развитие и созревание; возникают
галлюцинации и паранойя; формирование психической
зависимости, когда курение не приносит удовлетворения,
но становится необходимым; провокация одновременного
употребления алкоголя и перехода к более тяжелым
наркотикам.
Виды наркотиков и их
влияние на организм
АМФЕТАМИНЫ. Наркотики, обладающие
психостимулирующим, «возбуждающим» действием.
К этой группе относятся синтетические вещества, содержащие
соединения амфетамина. Эти наркотики получают из
лекарственных препаратов, содержащих эфедрин.
Эфедрон («порох», «болтушка», «джеф») — готовый к употреблению раствор,
полученный в результате химической реакции. Имеет розоватый либо прозрачный
цвет и характерный запах фиалки.
Первитин («винт», «болт», «варево») - готовый к употреблению раствор,
полученный в результате сложной химической реакции. Маслянистая жидкость,
имеющая желтый либо прозрачный цвет и характерный запах яблок.
Эфедрин — кристаллы белого цвета, полученные из растения эфедры. Готовые к
употреблению кристаллы желтоватого цвета. Их вдыхают или курят.
Последствия употребления амфетаминов
Головокружение, головные боли, ухудшение зрения и сильное
потоотделение; инфаркты, инсульты; нервное истощение;
сильные изменения психики и необратимые изменения
головного мозга; поражения сердечнососудистой системы
и всех внутренних органов; поражения печени; риск
заражения ВИЧ-инфекцией и гепатитами из-за использования
общих шприцев; сильное снижение иммунитета, опасность
передозировки с тяжелыми последствиями, вплоть до смерти.
Виды наркотиков и их
влияние на организм
КОКАИН. Психостимулятор растительного происхождения,
получаемый из листьев растения коки. Привыкание развивается
незаметно, но стойко. Кокаин вымораживает область от глаз до
груди — тело становится нечувствительным.
Кокаин («дутый», «кокс», «снег», «кока», «вдох», «конфетка для носа»,
«свисток», «снежинка») — белый кристаллический порошок, обычно
вдыхаемый через трубку или соломку.
Крек («камень») — хрупкие пластинки, образующиеся в результате смешения
кокаина с пищевой содой и водой и выпаривания, используется для курения.
Крэк чрезвычайно быстро вырабатывает как физическую, так и
психологическую зависимость.
Последствия употребления
Аритмия, кровотечения и другие повреждения носовой полости;
разрушение слизистой и утрата обоняния, вкуса; глухота;
параноидальные психозы, галлюцинации, агрессивность;
смерть в результате нарушения сердечной деятельности
(инфаркт миокарда) или остановки дыхания.
Виды наркотиков и их
влияние на организм
ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ . Неоднородная по происхождению
и химическому составу группа препаратов, изменяющих
сознание — ощущения, мысли, эмоции и восприятие.
ЛСД («кислота», «марки», «промокашка», «красный дракон») — синтетический
наркотик, производное лизергиновой кислоты, содержащейся в спорынье.
Бесцветный порошок без запаха или прозрачная жидкость без запаха, цвета и
вкуса. Оказывает огромный галлюциногенный эффект в малых концентрациях
— (30г. ЛСД достаточно для 300 тысяч человек).
Псилоцин и псилоцибин («грибы», «поганки») — наркотические вещества,
обладающие галлюциногенным эффектом. Содержаться в грибах-поганках.
Главная опасность этого наркотика — его доступность.
Последствия употребления
Необратимые изменения в структуре головного мозга, психические
нарушения различной степени тяжести, вплоть до полного распада
личности. Даже однократный прием ЛСД может привести к изменению генетического кода и необратимо повредить головной мозг.
Психические нарушения неотличимы от заболевания шизофренией.
Формируется психическая и физическая зависимость. Требует
постоянного увеличения дозы наркотика. Обостряются вспыльчивость,
злобность, агрессивность. Со временем появляется необоснованная
тревожность и подозрительность. Возможны попытки суицида.
Виды наркотиков и их
влияние на организм
ЭКСТАЗИ. «Экстази» — общее название для группы
синтетических наркотиков-стимуляторов амфетаминной
группы, часто с галлюциногенным эффектом.
«Экстази» — дорогой наркотик, и обычно его потребители
переходят на систематический прием героина или
амфетаминов.
Признаки опьянения.
Возбуждается центральная нервная система, повышается тонус организма,
увеличивается выносливость, физическая сила.
Под действием "экстази" принявший может выдержать экстремальные
эмоциональные и физические нагрузки, не спать, не чувствовать усталости.
За искусственный "разгон" организма приходится расплачиваться:
После прекращения действия наркотика наблюдается состояние апатии,
подавленности, сильной усталости, сонливости. Это состояние может
продолжаться несколько дней, так как организму требуется восстановить
израсходованные силы.
Последствия употребления
Психическая зависимость; депрессия, вплоть до самоубийства;
физическое и нервное истощение; страдает нервная система,
сердце, печень, дистрофия внутренних органов; изменение
генетического кода. Возможны смертельные исходы от обезвоживания,
перегрева организма, острой почечной недостаточности.
Виды наркотиков и их
влияние на организм
СНОТВОРНЫЕ. Группа седативных (успокаивающих)
и снотворных веществ, встречающихся в виде
официальных препаратов, обычно таблеток («колеса»)
или капсул. Существует много разновидностей, наиболее опасны —
производные барбатуратовой кислоты, но и другие, более или менее
свободно продающиеся в аптеках препараты (феназепам, реланиум,
реладорм), могут вызвать психическую и физическую зависимость.
Вызывают сильную зависимость как на физическом,
так и на психологическом уровнях. Особенно опасны при использовании вместе с алкоголем.
Признаки опьянения.
Замешательство, невнятная речь, неуклюжесть, нарушение координации, дезориентация схожие с алкогольным опьянением; агрессивность, грубость, раздражительность, депрессия.
Последствия употребления
Стойкая бессонница; повреждение головного мозга, клинически
сходное с эпилепсией; психозы с галлюцинациями, бредом
преследования; дистрофия сердечной мышцы; истощение печени;
смерть от передозировки и от быстрого отказа от больших доз.
Виды наркотиков и их
влияние на организм
ИНГАЛЯНТЫ. Летучие вещества наркотического
действия. Содержаться в препаратах бытовой химии:
красителях, растворителях, клее, бензине, лаке для
волос, средствах от насекомых. Сами по себе они к
наркотикам не относятся. Опьяняющее действие
возможно, если количество вещества, поступившее в
организм, очень велико.
Признаки опьянения.
Возникновение галлюцинаций ("мультиков"); вызывающее, неадекватное
поведение; нарушение координации движений.
Последствия употребления
Чихание, кашель, насморк, носовые кровотечения, тошнота,
нарушение сердечного ритма и боли в области грудной клетки,
потеря координации, равновесия; острая интоксикация
психоактивными веществами, вплоть до смертельного исхода;
токсическое поражение печени через 8-10 месяцев; необратимое
поражение головного мозга; частые и тяжелые пневмонии;
изменение характера, отставание в умственном и психическом
развитии.
Виды наркотиков и их
влияние на организм
ОПИАТНЫЕ НАРКОТИКИ – КОДЕИН . Кодеин
широко используется в медицине в качестве
противокашлевого средства. Кодеин - содержащийся в
опии алкалоид (0,2 - 1 %), также как и морфин
обладающий наркотическим действием, хотя и гораздо
более слабым. Наряду с морфином относиться к опиатным
наркотикам.
Кодеин. Поскольку кодеин входит в состав многих лекарственных препаратов
(средства от кашля, популярные болеутоляющие препараты "дикафен",
"пенталгин" и "седалгин" ), человек может даже не подозревать о своем
пристрастии, считая, что ему для нормального самочувствия необходимо
"любимое" лекарство, в то время как на самом деле у него уже развилась
наркотическая зависимость.
Гидрокодон (гикодан, лортаб, викодин, хикодан, лорцет) –
эффективное обезболивающее и противокашлевое лекарство.
По опасности привыкания сравним с кодеином. Длительный прием
гидрокодона в больших дозах может вызвать слабую эйфорию,
а в дальнейшем - болезненное пристрастие.
Слайд 73
Тема:
Детская наркомания
(Занятие для родителей)
Слайд 74Лебедь остается лебедем, даже если он черный. Ворона остается вороной, даже
если она белая
ВОПРОС НЕДЕЛИ
НЕ бывает безвыходных ситуаций!
Бывают только ситуации, выход из которых НАС НЕ УСТРАИВАЕТ
Слайд 75
Что же такое наркомания?
В медицинском смысле - это зависимость
от химического вещества, вызывающего
привыкание, влияющего на физиологическое
и психическое состояние человека и вызывающего
зависимость от этого химического вещества.
Образно говоря - это дорога на кладбище, возможно с одной
остановкой за колючей проволокой, и родители должны это
понимать, как бы это не было страшно.
Вы должны знать о том, что наркомания возникает не в
несколько часов, не от первой покурки анаши или от
употребления каких-либо таблеток. Она развивается в течении
месяца или нескольких месяцев, ещё до начала регулярного
употребления наркотиков.
И в это время Вы можете заметить изменение
в поведении своего ребёнка. В этот момент
он еще не болен, и чаще всего полноценной,
заинтересованной беседы бывает вполне
достаточно, чтобы ребёнок утратил к ним
свой интерес.
Слайд 76
Признаки того, что ребенок
употребляет наркотики
Резкие перепады настроения.
Причём эти перепады настроения ни в коей мере
не связаны с реальной действительностью,
которая окружает вашего ребенка.
Это как бы сами по себе какие-то волны, амплитуда
которых достигает крайних точек: беспечной весёлости,
безудержной энергичности, которые быстро, обвалом
сменяются апатией, безразличием, нежеланием ничего
делать.
И эти циклы не связаны с успехами
или неуспехами в школе, с друзьями
или новой какой-то информацией,
они как бы сами по себе.
Слайд 77
Признаки того, что ребенок
употребляет наркотики
Изменение ритма сна.
Ребёнок в течение дня может быть сонлив,
вял, медлителен, а к вечеру, придя с прогулки,
проявляет энергичность, желание что-либо
делать, ребёнок не засыпает вовремя.
Вы можете видеть, что он ночь
напролёт занимается либо
компьютером, играет на гитаре,
прослушивает музыкальные записи,
а на следующий день вновь сонлив,
заторможен.
Слайд 78
Признаки того, что ребенок
употребляет наркотики
Изменение аппетита и
манеры
употребления пищи.
У ребёнка меняется ритм еды:
он может целыми днями ничего не есть,
не страдая от голода, и вдруг, придя с
прогулки, он может съесть пол кастрюли
борща, батон хлеба, попросить добавки.
И сама манера еды обращает на себя
внимание: она становиться жадной,
порывистой, и врачи называют такое
состояние проявлением
«волчьего голода».
Слайд 79
Наблюдайте за поведением своего ребёнка!
Признаки, на которые следует обратить внимание
Абсолютная безучастность и отсутствие
интереса к школе, учебе, тому, что происходит
в доме. Резко меняется отношение к жизни.
Ребёнок в это время начинает проявлять всё
больше и больше интереса к специфической
музыке (тяжелый рок, барабанный бой, ритм).
Появляются вспышки необоснованной раздражительности,
нетерпимости. Иногда наблюдается плаксивость, очень
часто переходящая в агрессивность.
Важный проверочный момент,
не напрасно ли Вы беспокоитесь?
В разговоре с ребёнком Вы упоминаете слово «наркотик»,
и если Вы видите настороженность ребёнка, а она проявляется
тем, что ребёнок начинает заглядывать Вам в глаза, иногда
прищуривается, иногда отстраняется, и Вы видите маскируемый
интерес: «А знает ли что-то? Почему об этом зашла речь?».
Это говорит о том, что ребёнку есть что скрывать, и очень важно
продолжить с ним разговор.
Берегите себя!
Будьте счастливы
и
здоровы!