Слайд 12016 год
Теоретическое занятие 8
ГБОУ СПО Ульяновский фармацевтический колледж Минздрава России
«Период преддошкольного
и дошкольного возраста»
Слайд 2Период от 1 года до 7 лет называют периодом «молочных зубов».
Условно в нем выделяют две фазы:1-я — от 1 года до 3 лет — преддошкольный, или старший ясельный возраст;2-я — от 3 до 7 лет — дошкольный возраст. Данный период характеризуется интенсивным нервнопсихическим развитием и изменением пропорций тела ребенка. В течение первых шести лет жизни закладывается основа личности ребенка, формируются характер и привычки, проявляются его склонности и таланты.
Слайд 3План
Анатомо-физиологические особенности ребенка преддошкольного возраста.
Рост и развитие ребенка преддошкольного возраста.
Основные потребности
ребенка, способы их удовлетворения.
Возможные проблемы детей преддошкольного возраста.
Слайд 4Анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного возраста.
Слайд 5Кожа, подкожная клетчатка:
тонкая, нежная. Всасывающая способность ее очень высока, и
следует очень осторожно относиться к назначению лекарств в виде мазей, особенно содержащих
сильнодействующие компоненты. Подкожная клетчатка выражена хорошо, процессы разрастания ее, отмечаемые в более раннем возрасте, постепенно прекращаются.
Слайд 6Костная система. По-прежнему идет процесс образования костей. К 2,5 годам полностью
прорезываются молочные зубы. Изменяется форма грудной клетки и увеличивается объем вследствие развития легких. Ребра располагаются более косо, формируются изгибы позвоночника. Продолжается рост костей таза.
Органы дыхания. Носовые ходы и воздухоносные пути становятся шире и длиннее, однако трахея и бронхи еще сравнительно узки, что еще сохраняет опасность резкого сужения их просвета и расстройств дыхания при бронхитах, трахеитах, ОРЗ, гриппе. Число дыханий к 3 годам составляет 25-30 в минуту.
Слайд 7Сердечно-сосудистая система. Пульс урежается до 120 ударов в минуту в возрасте
1 года и 105 в 3 года. Артериальное давление постепенно возрастает до 95/60 мм рт.ст.
Органы пищеварения. Пищеварительные железы начинают работать активнее. Поэтому усваивается более сложная пища, частота дефекаций 1-2 раза в сутки.
Органы мочевыделения. Совершенствуется строение почек и число мочеиспусканий уменьшается до 10 в сутки. Как правило, здоровый ребенок регулирует акт мочеиспускания самостоятельно.
Слайд 8Иммунитет: увеличивается образование иммунных клеток, что резко повышает сопротивляемость организма.
Слайд 9Нервная система:
маленький человечек начинает осознавать самого себя, и твердо употребляет
местоимение «Я», в то время как до этого говорил от 3-го лица - «ОН», «ОНА».
Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.
На 2—3-м году жизни ребенок учится видеть мир, мыслить. А также усваивает, что считается хорошим, а что плохим. Поэтому важно, чтобы у малыша преобладали положительные эмоции — радость, сочувствие, доверие, а отрицательные были временными, проходящими.
Слайд 10Рост и развитие ребенка преддошкольного возраста.
Слайд 11К ним относятся дети от 1 до 3 лет. К концу
второго года у них завершается прорезывание молочных зубов, поэтому это время, а также, когда они выпадают
(от 3 до 7), иногда объединяют под общим названием «период молочных зубов».
С 1-3 лет отмечается некоторое снижение темпов физического развития, возникает т.н. «тип маленького ребенка», со свойственными ему пропорциями тела и округлыми очертаниями лица.
Но очаровательный пухлый малыш, вызывающий у взрослых желание постоянно «тискать» его, неудержимо рвется из рук. Он весь в стремлении двигаться - быстро ходить, неутомимо бегать, лазать, прыгать, серьезно подвергая себя вероятности травматизма. А их неутоленная любознательность печально известна отравлениями, случайными проглатываниями или вдыханием различных мелких предметов, попадающих в трахею.
Слайд 12Из заболеваний общего характера распространены респираторные инфекции - ОРЗ, грипп, а
также многие аллергические - крапивница, бронхиальная астма. Происходит ускоренное формирование миндалин, аденоидов, частое избыточным разрастанием их ткани.
Для ребенка ясельного возраста каждый день сопровождается «открытием» новых слов. Эмоции также достигают пиковый выразительности: отрицательные могут доходить до истерических бурь. В этот период четко определяются черты характера и поведение.
Слайд 13Питание детей преддошкольного возраста
Правильное вскармливание ребенка на первом году жизни в
значительной мере облегчает организацию питания в последующие возрастные периоды.
При построении рационов питания детей старше года необходимо учитывать физиологические особенности и характер метаболических процессов в этом возрасте. Прежде всего на втором году жизни развивается жевательный аппарат, что позволяет ввести в рацион пищу, требующую пережевывания. Кроме того, в этом возрасте происходит дальнейшее развитие ферментативной функции пищеварительных желез, дифференцируются вкусовые восприятия, улучшаются процессы переваривания и усвоения пищи. В связи с усиленными метаболическими процессами, повышенным расходом энергии, связанным с развитием активной моторной деятельности ребенка, потребность в основных пищевых веществах становится выше и бывает различной для детей в возрасте 1—1,5 года и 1,5—3 лет.
Слайд 14Очень важно предусмотреть в рационе ребенка правильное соотношение основных пищевых веществ:
белков, жиров и углеводов, которое должно быть примерно 1:1:4. Для этого в рацион включают предусмотренное по возрасту необходимое количество продуктов с учетом их пищевой ценности. Следует соблюдать определенный режим питания: дети 1 — 1,5 года могут получать 5-разовое, а в дальнейшем 4-разовое питание.
Слайд 15Закаливание детей
Воздушные ванны
Закаливающее умывание
Закаливающее обтирание
Закаливающее обливание
Слайд 16Основные потребности ребенка, способы их удовлетворения.
Оптимальное развитие ребенка во многом зависит
от того, насколько выполняются и удовлетворяются его потребности.
Они меняются по мере взросления, но некоторые из них постоянны, их неудовлетворение может неблагоприятно сказаться на общем состоянии и ходе развития ребенка. Эти потребности можно разделить на биологические (телесные), психологические (духовные) и социальные (общественные). Возможность нормально развиваться: интеллектуально и эмоционально, а также в плане поведения, взаимодействия с обществом, самоидентификации общественных ценностей — это и есть удовлетворение его психологических и социальных потребностей.
Слайд 17Одной из главных является потребность в стимулировании, регулярном и своевременном. Наличие
стимулов ведет к активности. Природное любопытство ребенка нужно удовлетворять с первых дней жизни. Важно, чтобы вокруг ребенка было достаточно «человеческих» стимулов, возбуждающих его интерес к нашему миру.
Слайд 18На втором месте стоит потребность в наполненности окружающего мира смыслами..
Если
стимулы поступают к ребенку регулярно и последовательно, если его мир остается целостным и постоянным, не меняются люди, окружающие его, и их поведение, а поведение самого ребенка, которого требуют от него взрослые, получает одобрение, то обучение и развитие происходят легко и естественно.
Поэтому нежелательно, чтобы за ребенком в раннем возрасте ухаживали разные люди в разной обстановке, даже если это близкие люди, которых мы хорошо знаем и которым доверяем. Поэтому и распорядок дня, включающий кормление, купание, пеленание и т. д., должен быть постоянным и размеренным.
Слайд 19Следующая потребность — это осознание собственного «я», своей общественной значимости, которое
складывается на втором-третьем году жизни. Представление ребенка о собственной личности формируется на основе того, как к нему относятся самые близкие люди, насколько они его ценят, что в его поведении принимают, а что отвергают. Сформировавшееся таким образом самосознание влияет на его дальнейшую жизнь в обществе и на его отношения с людьми.
Слайд 20Из названных выше потребностей вытекает и потребность в открытом будущем. Она
присуща только человеку и связана с пониманием прошлого, настоящего и будущего. Возможность открытого будущего поддерживает активность, а ее отсутствие ведет к апатии и чувству отчаяния. Для маленьких детей понятие будущего ограничивается короткой временной перспективой («В выходные мы поедем за город!»), которая затем увеличивается («Я стану летчиком!»), своего максимума она достигает в молодости, а к старости снова сокращается.
Самой важной социальной потребностью ребенка является потребность в любви и чувстве безопасности, обеспечиваемых ему его «собственным» человеком.
Слайд 21Детский сад
В детском саду ребенок попадает в группу детей своего возраста,
учится общаться с ними, привыкает к коллективу. Также он приобретает в детском саду необходимые умения и навыки, которые многие родители в силу различных причин дать своим детям не могут. Ребенок, посещающий детский сад, не только готовится к школе, но и легче потом адаптируется в новом, уже школьном детском коллективе.
Слайд 22Возможные проблемы детей преддошкольного возраста.
(кризис 3 лет)
Возраст после двух лет нередко
становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляется новое слово “не хочу”, оно начинает довольно часто встречаться в словаре вашего бывшего ангелочка. Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топать ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность.
Слайд 23Кризис может обнаруживаться в противоречии, которое можно устранить, как говорится, тем
же: “Не смей мыть руки!”. И ребенок сделает это с усердием, которому позавидуешь. Но кризис может проходить на грани нервного заболевания, в форме детского деспотизма — стремления проявить власть над окружающими. Ребенок требует, чтобы исполнялось все, что он хочет. А если этого не происходит, то малыш бросается на пол, сучит ногами, бьет руками, кричит. В этом выражается его бессильная злоба. Кризис может протекать тяжело и сопровождаться беспокойным сном, ночными страхами, недержанием мочи, заиканием.