Презентация, доклад к теме Речевой этикет, часть 2

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать

Слайд 1ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Слайд 2 Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с

другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.
Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.
Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.
Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения,

Слайд 3 Манеры регулируются этикетом.
Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем

людям, безотносительно к их должности и общественному положению.
Он включает в себя
учтивое обращение с женщиной,
почтительное отношение к старшим,
формы обращения к старшим,
формы обращения и приветствия,
правила ведения разговора,
поведение за столом.

Манеры регулируются этикетом. 	Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и

Слайд 4 В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости,

в основе которых лежат принципы гуманизма.
Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна
быть излишней,
превращаться в льстивость,
приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного.

Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.
В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Слайд 5 Вежливость
Ничего не стоит так дешево
и

не ценится так дорого, как вежливость
Сервантес

Всем известны выражения: «холодная вежливость», «ледяная вежливость», «презрительная вежливость», в которых эпитеты, прибавленные к этому человеческому качеству превращают ее в свою противоположность.

Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.
Вежливость   Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость

Слайд 6 Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена.
Вежливость -

это проявление уважения.
Вежливость, деликатность - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет - неотъемлемый элемент вежливости.

Раз вежливость - форма проявления уважения к другому, то само по себе уважение предполагает признание достоинства личности, а также чуткость по отношению к другому.
Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. 	Вежливость - это проявление уважения. 	Вежливость, деликатность -

Слайд 7 Вежливым или невежливым можно быть по-разному.

В.Е. Гольдин пишет:
«...у вежливости

и невежливости есть многочисленные степени и оттенки. В русском языке они обозначаются такими словами, как вежливо, невежливо, корректно, учтиво, галантно, заносчиво, высокомерно, грубо, спесиво, манерно, церемонно и т.д.».

Невежливость - это отведение адресату роли ниже той, на которую он может рассчитывать, неуважительность к нему; вежливость - это уважительность к адресату, отведение ему той роли, которая соответствует его признакам, а может быть, и несколько выше, когда с ним учтивы или галантны.
Вежливым или невежливым можно быть по-разному. В.Е. Гольдин пишет: «...у вежливости и невежливости есть многочисленные степени и

Слайд 8 Тактичность и чуткость
Тактичность, чуткость - это

и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.
Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.
Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение, чванство, высокомерие.
Тактичность и чуткость   Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в

Слайд 9 Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего

по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в
честном отношении к своим обязанностям,
в строгой дисциплинированности,
а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю.
То же - по отношению к сослуживцам.

Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично извиниться за допущенную ошибку.
Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. 	Она выражается

Слайд 10 Скромность

Человек, который говорит только о себе,

только о себе и думает. А человек, который думает только о себе - безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был (Д. Карнеги).


Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.
Скромность   Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает. А человек,

Слайд 11 Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью,

ни с застенчивостью.

Это совершенно различные категории.
Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

"Если вы можете быть уверены в своей право те хотя бы в пятидесяти пяти случаях из ста, то зачем вам говорить другим, что они не правы".
Д. Карнеги
Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные

Слайд 12 Составной частью общего этикета является этикет речевой.


“Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности” (Н.И. Формановская).

Можно выделить некоторые признаки речевого этикета, отличающие его от других видов общения. Совокупность этих признаков позволяет сказать, что данный вид общения относится к речевому этикету.
Составной частью общего этикета является этикет речевой.   “Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого

Слайд 13 Эти признаки таковы:
1. Ситуативность (определенное отношение говорящего

к его собеседнику в конкретной ситуации, применительно к конкретному собеседнику, в момент общения, в данном месте общения). Можно сказать, что для каждой ситуации общения существует свой речевой этикет.
2. Регулятивность (регулирует отношения между людьми, распределяет коммуникативные роли, устанавливает статус собеседников и определяет тональность общения).
3. Согласованность (этикетные нормы выполняются согласованно всеми участниками общения).
4. Наличие коммуникативной рамки (наличие обязательных элементов, организующих акт этикетного общения в тех или иных ситуациях: приветствие при появлении и прощание при уходе, вызов, «кто говорит», прощание при телефонном разговоре и т.д.).
Эти признаки таковы:   1. Ситуативность (определенное отношение говорящего к его собеседнику в конкретной ситуации,

Слайд 14 Правила для говорящего

1. Говорящему предписывается доброжелательное отношение к

собеседнику. Запрещается своей речью наносить адресату разного рода ущерб: обиду, оскорбление, пренебрежение. Следует избегать прямых негативных оценок личности собеседника.

2. Осуществляя доброжелательность, проявлять уместную в данной ситуации общения вежливость (учесть возраст, пол, служебное или общественное положение адресата и другие его социальные позиции и роли и соразмерить свои собственные социальные признаки с этими показателями партнера).
Правила для говорящего  1. Говорящему предписывается доброжелательное отношение к собеседнику. Запрещается своей речью наносить адресату

Слайд 15 3. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное "я",

предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику, упорно и категорично, собственных мнений и оценок (но это не значит — не убеждать!), уметь встать на точку зрения партнера, проникнуться так называемой эмпатией.

4. Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его социальные роли, его личность и осведомленность в теме, предмете речи, степени его заинтересованности. Следует не скупиться на языковые средства адресации, постоянно поддерживая контакт внимания, понимания, интереса.
3. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное

Слайд 165. Говорящему необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной

ситуации, интересную, понятную партнеру.

6. Говорящий должен следовать логике развертывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке, чтобы следствия вытекали из причин.

7. Говорящий должен помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничены (рекомендуется употреблять короткие фразы и не превышать среднюю длину непрерывного (без пауз) говорения (45 сек – 1,5 мин).
5. Говорящему необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру.

Слайд 178. Говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с

избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность или неофициальность обстановки.

9. Говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, принимает от него множество сигналов невербальной (несловесной) коммуникации: жесты, позы, мимику, общую манеру держаться. всю культуру поведения и культуру речи. Прежде всего необходимо сохранять принятую в данной национальной и социальной культуре дистанцию между собой и партнером (если, конечно, оратор не отделен кафедрой от аудитории).
8. Говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть