Слайд 1Вопросы:
Назовите три аспекта культуры речи, поясните, как вы их понимаете.
Что
такое коммуникация?
Каковы условия успешной коммуникации?
Что такое имидж? Каковы его основные составляющие?
Что такое синонимы, омонимы, антонимы, паронимы? Каковы их функции в речи?
Слайд 3 Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул
общения.
Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека.
Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т.е. к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избегать насмешек со стороны окружающих.
Слайд 4 Речевой этикет строится с учетом
- особенностей партнеров, вступающих в деловые
отношения,
- их социального статуса,
- места в служебной иерархии,
- профессии,
- национальности,
- вероисповедания,
- возраста,
- пола,
- характера.
Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение(презентация, конференция, симпозиум, совещание, на котором обсуждается экономическое финансовое положение компании, предприятия; консультация; юбилей фирмы и др.).
Слайд 5 Этикетные формулы знакомства, представления,
приветствия и прощания
Любой акт общения имеет начало,
основную часть и заключение.
Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно.
По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать.
Слайд 6 Этикет предписывает следующие формулы:
Разреши (те) с вами (тобой) познакомиться.
Я хотел бы
с вами (с тобой) познакомиться.
Позволь (те) с вами (с тобой) познакомиться.
Позволь (те) познакомиться.
Давай (те) познакомимся.
Будем знакомы.
Хорошо бы познакомиться.
При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формулы:
Позвольте (разрешите) представиться.
Моя фамилия Колесников.
Я Павлов.
……
Слайд 7 Если же посетитель не называет себя, тогда чиновник сам спрашивает:
Как ваша
(твоя) фамилия?
Как ваше (твое) имя, отчество?
Как ваше (твое) имя?
Как вас (тебя) зовут?
Во многих странах уже давно при знакомстве используются визитные карточки. Это стали практиковать и у нас.
Визитная карточка подается во время представления. Тот, кому представляются, должен взять ее, прочитать вслух, а затем во время разговора, если он происходит в кабинете, держать визитку на столе перед собой, чтобы правильно называть собеседника.
Слайд 8 Посредник, определяя порядок представления и выбирая этикетную формулу, учитывает служебное положение,
возраст, пол тех, кого он представляет, а также были ли они ранее знакомы или только один из них знает другого, слышал о нем раньше.
Представление бывает двусторонним и односторонним. Последнее происходит чаще всего тогда, когда собравшиеся на заседание, совещание, на какое-то торжество, брифинг, встречу представляют организаторов этих встреч или тех участников, которые незнакомы всем или части собравшихся,
Формула представления:
Познакомьтесь (пожалуйста). Анна Сергеевна Зубкова. Анатолий Евгеньевич Сорокин.
Я хочу (хотел бы) познакомить вас с...
Я хочу (хотел бы) представить вас...
Разрешите (позвольте) познакомить вас с ...
Слайд 9 Иногда после представления, особенно в неофициальной обстановке, знакомящиеся обмениваются репликами:
Очень приятно
(рад)!
(Я) рад (счастлив) с вами познакомиться.
(Мне) очень приятно с вами познакомиться!
Этикет определяет и норму поведения.
Принято мужчину представлять женщине,
младшего по возрасту старшему,
сотрудника – начальнику.
Слайд 10 В русском языке основное приветствие – здравствуйте. Оно восходит к старославянскому
глаголу здравствовать, что означает «быть здравым», т.е. здоровым. Глагол здравствовать в давние времена имел и значение «приветствовать» (ср.: здороваться)
Еще лучше сказать: «Здравствуйте, Иван Александрович!», тепло улыбнуться ему и остановиться на несколько секунд.
Такое приветствие подчеркивает теплые чувства к этому человеку, и он поймет, что вы цените его, так как звучание собственного имени – приятнейшая из всех мелодий для любого человека.
Обращение без имени – формальное, будь то подчиненный или начальник, сосед или попутчик. Обращение по имени, а еще лучше – по имени и отчеству – это обращение к личности. Такое приветствие свидетельствует о высокой культуре человека.
Слайд 11 Однако следует знать:
если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен
выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он делает только легкий поклон.
Невербальным эквивалентом приветствия, когда встречающиеся отдалены друг от друга, служит поклон головой; покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед; для мужчин – чуть-чуть приподнятая над головой шляпа.
Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т.е. очередность приветствия.
Первыми приветствуют:
мужчина – женщину;
младший (младшая) по возрасту – старшего (старшую); младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше ее;
младший по должности – старшего;
член делегации – ее руководителя (независимо от того, своя делегация или зарубежная).
Слайд 12 Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией.
Наиболее типичны три ситуации:
торжественная;
2) скорбная;
3) рабочая, деловая.
К первой относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников; получение наград; открытие офиса, магазина; презентация; заключение договора, контракта и т.д.
По любому торжественному поводу, знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.
Слайд 13Общение по телефону
Главные требования культуры общения по телефону – краткость (лаконичность),
четкость и ясность не только в мыслях, но и в их изложении. Разговор должен проводиться без больших пауз, лишних слов, оборотов и эмоций.
Телефон налагает на того, кто им пользуется, и ряд иных требований. Ваш собеседник не может оценить ни во что вы одеты, ни выражения вашего лица, ни интерьера помещения, где вы находитесь, ни других невербальных аспектов, которые помогают судить о характере общения. Однако есть невербальные стимулы, которыми можно манипулировать в общении по телефону, к ним относятся: момент, выбранный для паузы, и ее продолжительность; молчание; интонация, выражающая энтузиазм и согласие или обратные реакции. Имеет значение, как быстро человек снимает трубку – это позволяет судить о том, насколько он занят, до какой степи заинтересован, чтобы ему позвонили.
Слайд 14 Дж. Ягер выделяет такие наиболее важные принципы этики общения по телефону:
1.
Если там, куда вы звоните, вас не знают, уместно со стороны секретаря попросить вас представиться и узнать, по кому вопросу вы звоните. Назовите себя и кратко изложите причину звонка.
2. Нарушением норм делового этикета считается выдавать себя за личного друга того, кому вы звоните, только для того, чтобы вас скорее с ним соединили.
3. Грубейшее нарушение – не перезвонить, когда вашего звонка ждут. Необходимо перезвонить при первой возможности.
4. Если вы звоните человеку, который просил вас позвонить, а его не оказалось на месте или он не может подойти, попросите передать, что вы звонили. Потом нужно позвонить еще раз или сказать, когда и где вас можно будет легко найти.
Слайд 15 5. Когда разговор предстоит длительный, назначьте его на такое время, когда
можно быть уверенным, что у вашего собеседника достаточно времени на беседу.
6. Никогда не говорите с набитым ртом, не жуйте и не пейте во время разговора.
7. Если звонит телефон, а вы уже говорите в это время по другому аппарату, постарайтесь закончить первый разговор, а уж потом обстоятельно поговорите со вторым собеседником. Если можно, спросите у второго собеседника по какому номеру перезвонить и кого позвать.
8. Первым всегда представляется тот, кто звонит. Если на месте нет того абонента, с которым вы хотели связаться, то представлять не обязательно. Достаточно будет поздороваться и попросить пригласить к телефону интересующего вас человека. Если его нет узнать, когда он будет на месте, или попросить что-либо передачу ему и повесить трубку.
Слайд 16 9. Не стоит спрашивать, с кем вы говорите, можно лишь уточнить,
правильно ли вы набрали номер и дозвонились ли туда, куда хотели.
10. Поручать сотруднику или секретарю дозвониться до интересующего вас человека, позволительно.
11. Если к телефону просят вашего коллегу, то нельзя выяснять кто его спрашивает.
12. Если вы ошиблись номером, то при следующем его наборе сразу уточните, "тот ли это номер, что вам нужен.
13. В том случае, если вы очень заняты, то телефон лучше отключить или попросить секретаря отвечать на телефонные звонки.
14. Заканчивает разговор тот, кто позвонил.
Слайд 17 Телефонный разговор, как правило, строится по определенному образцу, имеет свою структуру.
Вот основные элементы композиции разговора по телефону:
Взаимные представления (20±5 секунд).
Введение собеседника в курс дела (40±5 секунд).
Обсуждение ситуации (100± 15 секунд).
(Необходимо иметь тщательно продуманный перечень главных и второстепенных вопросов, требующих короткого и конкретного ответа).
Заключительное слово (20±5 секунд).
Слайд 18Сформулируем основные требования, предъявляемые к разговору по телефону:
- Лаконичность.
- Логичность.
- Отсутствие
повторов и длиннот.
- Дружелюбный тон.
- Четкое произнесение слов, особенно фамилий и чисел.
- Средний темп речи,
- Обычная громкость голоса.
Слайд 19Международные переговоры по телефону
Переговоры по международному телефону или внутри иностранных государств
требуют знания некоторых их традиций, обычаев, особенностей образа жизни.
К примеру, англичане являются в свой фирмы и конторы ровно в 9.30, однако, не любят, когда в это время звонит телефон. В начале рабочего дня они предпочитают заниматься бумагами или пьют кофе, собираясь с мыслями.
До англичан трудно дозвониться и после 17.30, даже если они еще на рабочих местах: с этого часа телефонистки в конторах отключаются. Бизнесменам с континента следует помнить: прежде чем звонить британским коллегам в конце рабочего дня, надо заранее выяснить, есть ли у тех прямая телефонная связь в кабинете. Обеденный перерыв у англичан начинается в 13.00.
Слайд 20 В Турции бизнесмены и служащие придерживаются примерно того же распорядка дня,
что и британцы.
Французы, как и немцы, приступают к делам раньше британцев, но они намного чаще прерываются на «рабочие завтраки». Обеденный перерыв здесь начинается в 12.00.
У немцев день обычно заканчивается 16.00.
В Италии проблема заключается в отсутствии государственных служащих на своих местах. Чаще всего они работают с 8.00 до 14.00, а потом спокойно отправляются домой. Чтобы связаться с ними, звонить следует исключительно по утрам, а после полудня любые попытки бессмысленны.
Слайд 21 В Греции деловые люди, как правило, не звонят с 14 до
17 часов, поскольку в эти часы греки по традиции любят вздремнуть.
Норвежцы приходят в свои фирмы в 8.00, а в 11.00 прерываются на ланч. Обедают же они в 17.00.
В Швейцарии начинают работать весьма рано. Цюрихские банкир часто назначают деловые встречи на 7.00, причем клиент должен прибыть на встречу пятью минутами раньше.
Слайд 22Деловое письмо и факсы
Важная часть делового этикета – служебная переписка.
Каждое письмо должно быть строго индивидуально. На него накладывает отпечаток прежде всего адресат, конкретная ситуация, личность и должность пишущего. Подход к вопросу предполагает некий элемент творчества, но существуют и общие правила.
В бизнесе дороже всего ценится время. Поэтому всегда нужно помнить о том, что деловое письмо должно быть кратким, точным и по существу.
Деловая корреспонденция редко охватывает несколько тем. Если все же в письме нужно осветить несколько вопросов, то их желательно отделить один от другого визуально, то есть пронумеровать. Наилучший вариант – когда деловое письмо содержит ответ на какой-либо один вопрос или однородную информацию. В этом случае письмо получается точным и сжатым.
Слайд 23Чтобы написать письмо своему деловому партнеру, желательно иметь следующее:
1. Современную оргтехнику,
писать от руки можно только корреспонденции личного характера.
2.Свой собственный фирменный бланк, состоящий обычно из эмблемы фирмы, ее полного названия, почтового и телеграфного адреса, телефона, банковских реквизитов.
3. Свой фирменный конверт, на котором дублируются реквизиты, указанные на бланке. Это необязательно.
4. Оставляйте копии отправленных писем.
5. Переписка – это общение в миниатюре, это своеобразное искусство, имеющее свои традиции и законы.
6. Письмо должно быть коротким, если вы хотите, чтобы его прочли.
7. Оптимальный объем письма – до одной страницы.
8. Хорошее письмо должно быть четким и ясным.
Слайд 249. Избегайте многосложных, узкопрофессиональных непонятных слов и выражений. Составляйте текст короткими
предложениями, в которых четко и ясно сформулированы ваши мысли.
10. Письмо должно отражать индивидуальность автора.
11. Из письма должно быть ясно, какую компанию (фирму) вы представляете, прочно ли она «стоит на ногах».
12. Само письмо начинается с точного повторения в левом верхнем углу адреса, написанного на конверте.
13. С правой стороны пишут дату отправления письма – день, месяц и год полностью. Еще ниже – обращение, с левой стороны. Начинается оно с той же вежливой формы, которая использовалась перед фамилией вашего адресата на конверте. Фамилию можно указывать без инициалов.