Слайд 1МАОУ Средняя Общеобразовательная школа № 64.
Проект:
«Семейские в панораме веков».
Работа выполнена
ученицей 4 класса
Сизиковой Юлией.
Улан - Удэ
2013 – 2014 учебный год.
Слайд 2«Зачем нам нужна память?
Только ли затем,
чтобы помнить своё
имя,
дату рождения, название улицы?
Изучение родной земли даёт нам возможность познать самих себя»
И. Кант
Слайд 3«Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники
истории, культуры» - так написано в Конституции нашей страны.
Слайд 5 Cемейские (старообрядцы) были переселены в Забайкалье из города Ветка. Город Ветка
находится в современной Белоруссии. Во времена раскола находился на территории Польши.. Восстав против церковной реформы «старообрядцы» были высланы по велению Екатерины Великой в середине 18 века из Польши в «Страшную глушь, за Байкал – море» для освоения малозаселённых земель, для обеспечения хлебом Забайкалья. Добирались пешком, на подводах, оставив всё нажитое имущество, с собой везли самое ценное: книги, иконы и семена. Шли годами в сопровождении казаков.
Семейские – сильные духом, крепкие, выносливые, трудолюбивые люди, которые совершили буквально чудо.
Слайд 6 Переселённые старообрядцы получили от местных русских жителей название Семейские, т. к
. селились они целыми семьями. Семейские расселились крупными группами на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов республики Бурятия, а также в Красночикойском районе Забайкальского края.
Слайд 7Старообрядцы принесли с собой высокую сельскохозяйственную культуру. Они выращивали: рожь, пшеницу,
ячмень, гречиху, овёс, картофель, овощи, коноплю. Семена этих растений они привезли с собой. В XIX веке Верхнеудинский округ стал наиболее развитым в Забайкалье в земледельческом отношении.
Слайд 8
Обрабатывали землю деревянным плугом, деревянной бороной. Сеяли вручную. Хлеб убирали косами.
Вручную молотили. Мололи зерно на водяных мельницах. Единственным видом транспорта была телега, зимой – сани. Хорошо было развито овощеводство (особое внимание уделялось выращиванию лука).
Позднее на их огородах рядом с традиционным луком, огурцами, чесноком можно было найти фасоль, кукурузу, и даже арбузы с дынями.
Слайд 9Скотоводство, носило подсобный характер. В основном разводили коров, овец, коз, свиней.
В этом деле участвовало всё село. Опыт в разведении скота Семейские переняли у местных жителей-бурят.
Слайд 10Среди домашних ремёсел особое место занимали прядение и ткачество, которые были
женским занятием. Сырьём служили лён, конопля, овечья шерсть. Ткали сита, пояса, мешки, дорожки… вязали носки, варежки, чулки, вязали крючком, вышивали.
Шить умели все и шили для себя сами: сарафаны, рубахи, поддёвки, головные уборы тоже шили. Вышивали бисером .
Слайд 13Женщины занимались изготовлением глиняной посуды, дети им помогали. Добывали глину тоже
сами. Мужчины делали берестяные туески, украшали теснением или росписью.
Слайд 14 Для хранения муки, воды, квашения капусты, соления грибов делали кадушки, ушаты.
Для поливки огородов долбили ковши из осины, берёзы, кедра.
Слайд 15 Избы Семейских – высокие деревянные постройки. Если подойти снаружи, чуть рукой
достанешь до окошка. Рамы, карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены.
Слайд 16 Внутри избы чисто и опрятно. Пол застлан самотканой материей. В переднем
углу – иконы, кресты. В другом углу большая русская печь, иногда раскрашена узором, преимущественно петухами, синими или зелёными цветами. Вдоль стен поставлены лавки, на окошках цветы.
Слайд 17Расписывали Семейские всё: ворота, заборы, ставни, стены снаружи внутри дома, мебель,
посуду, надворные постройки, умывальники и собачьи будки всё пестрило разноцветьем красок да с букетами.
Слайд 18В росписи своих домов Семейские использовали, как растительный, так и геометрический
орнамент. Редко в каком селе найдёшь повторение орнаментов. Поэтому раскраска карнизов, ставней, наличников радует глаз весёлым разноцветьем.
Слайд 19В старообрядческой деревне большое значение придавалось росписи ворот. По ним судили
о достатке хозяина.
Слайд 20 Одежда Семейских отличается яркостью тканей, у женщин – это сарафан, поверх
которого фартук, украшенные атласными лентами, у мужчин рубаха-косоворотка, штаны-шаровары, самотканый пояс.
Слайд 21 Семейские – прирождённые хлеборобы, поэтому большое значение для них имеела мучная
пища. Главным продуктом питания был ржаной хлеб, пшеничный подавался по праздникам или к чаю. В большом количестве употребляли овощи, молочные продукты, каши, мясо (кроме конского, употребление его считалось грехом, из-за того, что у коня копыта не раздвоены). Любили печь пирожки с разной начинкой. Ценили рыбу. В старину вместо чая пили настои из трав. Позднее, когда чай получил широкое распространение пили с «забелкой» ( с молоком), но без сахара, сахара вообще употребляли мало.
Пить вино, водку, курить считалось грехом.
Слайд 22 Как известно Семейские жили большими семьями, до 4х
поколений в семье. В некоторых было по 10-15 детей. Старшему поколению – уважение и почёт. Традиции старообрядцев предписывали особо любить и почитать отца и мать. За воспитание детей отвечали женщины, трудовое воспитание детей стояло на первом месте. Взрослые передавали детям свои навыки и опыт.
И сегодня сохраняют Семейские традиции, обычаи и обряды в своей семье.
Слайд 24Семейские очень весёлые и гостеприимные. Они научили нас играть в народные
игры…
Петь народные песни…
Слайд 25Для нас был приготовлен вкусный и сытный обед, суп-рассольник, макароны с
котлетами, рисовая каша, сваренная по особому рецепту и знаменитые семейские пирожки с повидлом.
Наши родители тоже остались очень довольны.
Слайд 26Мы посетили музей, в котором батюшкой из местной церкви собрано много
старинных вещей…
Экскурсовода мы слушали очень внимательно…
Слайд 27Также мы побывали в храме. Храм построен недавно в 2003 году.
Слайд 28И сегодня Семейские – гостеприимные хозяева, хлебосольный народ, они много времени
расходуют на поддержание добрососедских отношений, оказывают друг другу помощь от щепотки соли до строительства дома.
Любят семейские праздники. В праздники ходят в храм, принимают гостей, устраивают народные гулянья всем селом, кулачные бои улица на улицу деревня на деревню…
Слайд 29Фольклорная культура старообрядцев сохраняет высокое певческое искусство. В каждом селе можно
встретить знатоков народной песни. Их знают и уважают в селе. Но, к сожалению часть старинных песен уходит из жизни. Сегодня можно выделить 2 пласта: старинные песни (свадебные, плясовые) и песни более позднего происхождения.
Слайд 30Нам очень понравилось и запомнилось это путешествие к замечательным людям, которым
когда-то дали одно имя на всех «Семейские».