Презентация, доклад к семинару Групповая работа на уроках

Содержание

Технология группового обучения в условиях реализации ФГОС

Слайд 1В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении

соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу концепции данного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет учащимся групповое обучение.
В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту

Слайд 2 Технология группового обучения в условиях реализации ФГОС

Технология группового обучения в условиях реализации ФГОС

Слайд 3Общие положения о групповой работе.
Универсальные учебные действия являются одной из важнейших

частей Федерального государственного образовательного стандарта.
Групповой способ организации деятельности учащихся является особым фактором совместной деятельности, которая оказывает стимулирующее воздействие на развитие обучающегося.
При групповой работе формируются универсальные учебные действия:
Познавательные – работа с информацией, с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем, выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий.
Регулятивные – планирование, контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные – навыки сотрудничества, умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение иллюстрировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
Личностные УУД (действия смыслообразования, нравственной и эстетической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).
Общие положения о групповой работе.Универсальные учебные действия являются одной из важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта.Групповой способ

Слайд 8


 по выбору педагога (он сам распределяет учащихся в мини-группы),


 по желанию учащихся,
 по набору лидеров (лидеры выбирают состав своих групп),
 по определенному признаку,
 по стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер),
 случайным образом (жеребьевка).
  по выбору педагога (он сам распределяет учащихся в мини-группы),   по желанию учащихся, 

Слайд 9

Функции учителя при организации групповой работы:


Организация групповой работы меняет функции учителя.

Если на традиционном уроке он дает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.
Его действия сводятся к следующему:
 Объяснение цели предстоящей работы.
 Разбивка учащихся на группы.
 Раздача заданий для групп.
 Контроль за ходом групповой работы.
 Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.
 После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.
Функции учителя при организации групповой работы:Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он дает

Слайд 10
Чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:



 сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
 уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
 исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
 оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
 нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
 нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
 не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
 и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя.
Чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:   сидеть за своим столом,

Слайд 11
Пример распределения роли в группе.
• организатор работы — руководит обсуждением, следит

за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;
• протоколист — записывает идеи и результаты работы;
• «хранитель времени» — следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько еще осталось;
• оратор (докладчик) — рассказывает о результатах работы группы всему классу;
• наблюдатель («хранитель правил») — следит за соблюдением правил работы в группе, может останавливать работу, если кто-то нарушает правила, делает анализ работы в группе;
• «хранитель материалов» — получает от учителя материалы для работы, выдает их по мере надобности, после окончания работы собирает материалы и возвращает учителю;
• контролер — проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты обсуждения;
• связист («хранитель связей») — устанавливает связи с другим группами и учителем.

В зависимости от целей задания можно использовать все предложенные роли (и придумывать дополнительные свои) или некоторые из них. Один и тот же человек в течение работы может выполнять несколько функций. Будет хорошо, если каждый ребенок попробует себя в разных ролях.
Пример распределения роли в группе.• организатор работы — руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась

Слайд 12
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
Подготовка к выполнению

группового задания:
 постановка проблемной ситуации;
 инструктаж о последовательности работы;
 раздача дидактического материала по группам.

Групповая работа:
 знакомство с материалом, планирование работы в группе;
 распределение заданий внутри группы;
 индивидуальное выполнение задания;
 обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
 обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
 подведение итогов группового задания.

Заключительная часть:
 сообщение о результатах работы в группах;
 анализ проблемной ситуации, рефлексия;
 общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: Подготовка к выполнению группового задания:    постановка

Слайд 13Пример организации обучения в группах.
1. Учитель подготавливает материал для изучения, который

можно разделить на несколько частей. Материал делится на относительно самостоятельные фрагменты, а не разрезается случайным образом.
2. В классе формируются несколько учебных групп. В каждой группе столько человек, на сколько частей разделен материал.
3. Фрагменты распределяются между членами группы. Каждому достается только один кусок. Каждый член «учебной группы», прочитав свою часть текста, становится экспертом по определенному вопросу.
4. Учитель ставит перед ребятами общее задание: в результате работы все они должны разобраться в изложенной в тексте проблеме.
5. Учащиеся самостоятельно изучают предложенные куски текста.
6. По сигналу учителя ребята, у которых одинаковые тексты, объединяются в экспертные группы. В них они обсуждают текст, размышляют над возникающими и предложенными учителем вопросами, выделяют главное для объяснения товарищам по учебным группам.
7. Снова сигнал учителя, и ребята объединяются в старые учебные группы. Каждый из экспертов знакомит остальных ребят с содержанием своего куска.
8. Все вместе ребята обдумывают полученные знания и анализируют их.
9. Ораторы докладывают о результатах работы своих групп всему классу.
10. Учитель может попросить любого ученика учебной группы ответить на вопросы по всему материалу.

Пример организации обучения в группах.1. Учитель подготавливает материал для изучения, который можно разделить на несколько частей. Материал

Слайд 17
Пример применения групповой технологии на уроке географии.

Пример применения групповой технологии на уроке географии.

Слайд 18




Игры на сплочение группы
Игры и упражнения на сплочение группы являются
важной

частью при организации групповой работы.
Цель — объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу.
«Печатная машинка»
Прежде чем вы начнете работу в группе, я хочу, чтобы вы придумали слово из 6(по количеству участников) букв, теперь каждый произнесет одну букву из этого слова по порядку, после каждой буквы хлопок в ладоши.
Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
«Посылка»
Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений).
Игры на сплочение группыИгры и упражнения на сплочение группы являются важной частью при организации групповой работы.Цель —

Слайд 19
Качество знаний по географии предполагает не только знание теоретического материала, но

и знание карты. На первых порах учащиеся боятся карты, они отказываются выходить к доске.
Работа в группах позволяет решить эту проблему. Проходит время, прежде чем учащиеся начинают понимать, что карта - это не просто лист бумаги, на который нанесены различные географические объекты и который висит на стене в вертикальном положении. Оказывается, карта имеет четыре основные стороны света - СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Для более быстрого запоминания необходимо разместить буквы, обозначающие стороны света. Постоянно приходится поправлять: «не сверху, а на севере; не снизу, а южнее ...».
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
 1 задание. Контуры континентов
Группы получают конверты с разрезанными контурами континентов. Надо собрать континенты (в конверте помещены два континента).
 2 задание. Географические объекты
Каждая группа получает карточки с написанными на них географическими объектами. Задача состоит в том, чтобы распределить названия на картосхеме материков.
 3 задание. Знаешь ли ты карту?
Группы получают конверты с небольшими фрагментами картосхем. Задача, назвать все географические объекты, изображенные на картосхеме.
 4 задание. Ты уверен!
Качество знаний по географии предполагает не только знание теоретического материала, но и знание карты. На первых порах

Слайд 20

Группы получают картосхемы, на которых цифрами обозначены географические объекты. В обозначениях

умышленно допущены ошибки. Задача, найти допущенные ошибки и дать правильное решение. При изучении экономической географии в 9-10-х классах необходимо знание расположения стран, субъектов, экономических объектов, учащиеся активно принимают участие при работе в группах.
 5 задание. Расположение субъектов РФ на политической карте (9-й класс).
Группа получает конверты с заданиями. По фрагменту картосхемы определить субъекты РФ относительно физических объектов (реки, озера, горной системы).
 6 задание. Страны Мира (10-й класс).
Группы получают конверты с заданиями. По фрагментам картосхемы определить страны мира, относительно географических объектов (реки, моря, океана).
 7 задание. Бытовой опыт (9-й класс).
За несколько дней перед уроком учащиеся получают опережающее задание, составить список продуктов, которые использовала семья за неделю, и рассмотреть географию их производства. Такое задание выполняется при изучении географии пищевой и легкой промышленности.
Некоторые задания можно повторить в течение года, меняя состав групп. При этом усложнять задания, в начале года работать с использованием атласов, в конце года работать по память, не используя атласы.
Группы получают картосхемы, на которых цифрами обозначены географические объекты. В обозначениях умышленно допущены ошибки. Задача, найти допущенные

Слайд 21Успешного вам применения технологии!!! Пытливых и старательных обучающихся!!!

Успешного вам применения технологии!!! Пытливых и старательных обучающихся!!!

Слайд 22Недостатки группового обучения:
• в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая

оценка для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;
• могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;
• учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале, в результате - слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях;
• трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.
Недостатки группового обучения:•	в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка для всех участников группы не

Слайд 231. Объем усваиваемого материала возрастает.
2. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.
3. Характер взаимоотношений между детьми

меняется.
4. Класс становится сплоченней.
5. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.
6. Ребята получают удовольствие от работы.
1.	Объем усваиваемого материала возрастает.2.	Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.3.	Характер взаимоотношений между детьми меняется.4.	Класс становится сплоченней.5.	Больше возможностей осуществлять индивидуальный

Слайд 24Деление учащихся на группы Успешность групповой работы зависит от того, насколько правильно

и удачно сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы. Целесообразно также знать, какие опасности могут подстерегать учителя. Класс может быть поделен на группы: • стихийно. • по интересам: а) желание (дружба); б) по отношению к проблеме, к предмету; в) по уровню познавательной активности: одноуровневые – разноуровневые • слабые и сильные
Деление учащихся на группы  Успешность групповой работы зависит от того, насколько правильно и удачно сформированы группы.

Слайд 25Важно помнить!
Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от имеющегося

временного ресурса, наличия/отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы и т.д.
При определении количества обучающихся в группе целесообразно учитывать степень их подготовленности к слаженной и эффективной работе. По мере приобретения соответствующего опыта количество обучающихся в группе может увеличиваться.
Состав групп рекомендуется варьировать. В этом случае дети будут каждый раз учиться взаимодействовать и согласовывать свои действия с разными людьми и иметь больше шансов проявить себя в групповой работе иначе, нежели в предыдущей группе.

Важно помнить!Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от имеющегося временного ресурса, наличия/отсутствия в классе конфликтов,

Слайд 26 При организации групповой работы особое внимание нужно обратить: • Жесткая регламентация времени на

группообразование. • Нормирование будущей работы. • Четкость и внятность поставленной задачи. • Распределение момента начала работы (например, колокольчиком). • Недопустима группа из одних только слабых учеников. • Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить. • Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока. • Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
При организации групповой работы особое внимание нужно обратить:  •	Жесткая

Слайд 27







Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие универсальные учебные действия,

как:
Личностные:
определять свой поступок;
- уважать иное мнение;
- стремиться  к взаимопониманию;
 
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности;
- составлять план выполнения задач, решения проблем;
- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие универсальные учебные действия, как:Личностные:определять свой поступок;- уважать иное мнение;-

Слайд 28Познавательные:
- извлекать информацию;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- добывать новые знания;
-

перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;
Коммуникативные:
-  доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- понимать другие позиции;
-  договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
Познавательные:- извлекать информацию;- ориентироваться в своей системе знаний;- добывать новые знания;- перерабатывать информацию и преобразовывать ее из

Слайд 29Недостатки группового обучения:
• в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая

оценка для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;
• могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;
• учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале, в результате - слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях;
• трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.
Недостатки группового обучения:•	в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка для всех участников группы не

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть