Слайд 1Обеспечение права на образование детей с ОВЗ и инвалидов
Учитель МБОУ СШ
№ 6 г.Димитровграда
Большакова Ирина Павловна
Слайд 3Нормативно-правовая база
образования детей с ОВЗ и инвалидов
Международные
Федеральные
Правительственные
Ведомственные
Региональные
Слайд 4Международные документы
«Всеобщая Декларация прав человека»
Конвенция «О борьбе с дискриминацией в
области образования»
Конвенция ООН «О правах ребенка»
«Всемирная декларация об образовании для всех»
«Конвенция о правах инвалидов»
Слайд 5Федеральные документы
Конституция РФ 1993 г.
Закон № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации»
Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Слайд 7"О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015
годы»
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189
«О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175
Правительственные документы
Слайд 8Региональные документы
Постановление Правительства Ульяновской области №28-263-П от 09.08.2010
Об
утверждении областной целевой программы «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории Ульяновской области» на 2015-2020 годы»
Постановление Правительства Ульяновской области от 30 августа 2007 г. N 299 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размерах компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели на территории Ульяновской области»
Закон Ульяновской области от 13 августа 2013 года №134-ЗО "Об образовании в Ульяновской области»
Постановление ГД Ульяновской области «Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие и модернизация образования в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы (с изменениями на 6 июля 2017 года)
Слайд 9Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании
в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
Слайд 10Специальные условия для получения образования
обучающимися с ОВЗ
(согласно 79 статье
ФЗ-273):
специальные образовательные программы и методы
обучения и воспитания;
специальные учебники, учебные пособия и дидактические
материалы;
специальные технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования;
услуги ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую помощь;
групповые и индивидуальные коррекционные
занятия
доступ в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность.
Слайд 11Категории детей с ОВЗ и инвалидов
Дети с нарушением слуха (глухие,
слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития (РАС)
Слайд 12Особые образовательные потребности детей с ОВЗ и инвалидов
с нарушением
слуха:
потребность в обучении слухо-зрительному восприятию речи, в использовании различных видов коммуникации;
потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;
потребность в развитии всех
сторон и видов словесной речи
(устная, письменная);
потребность формирования
социальной компетенции
Слайд 13Особые образовательные потребности детей с ОВЗ и инвалидов
с нарушениями
опорно-двигательного аппарата:
потребность в особой организации образовательной среды, характеризующейся
доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;
потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания
(в том числе специализированных
компьютерных технологий)
Слайд 14Особые образовательные потребности детей с ОВЗ и инвалидов
с задержкой психического развития (ЗПР)
в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения,
обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость
мыслительных процессов);
в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания,
зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.);
в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка
навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий,
самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании
работоспособности, предупреждении
истощаемости, психофизических перегрузок,
эмоциональных срывов
Слайд 15Особые образовательные потребности детей с ОВЗ и инвалидов
с
нарушением интеллектуального развития
необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики.
потребность в помощи при установлении внутрипредметных и межпредметных связей, в целенаправленном
обучении приемам учебной деятельности.
в постоянном контроле и конкретной
помощи со стороны учителя,
в дополнительных объяснениях и
показе способов и приемов работы,
в большом количестве тренировочных
упражнений во время усвоения нового
материала
Слайд 16Особые образовательные потребности детей с ОВЗ и инвалидов
с расстройствами аутистического спектра.
потребность в психолого-педагогической поддержке ребенка с РАС в школе;
потребность в разработке адаптированной образовательной программы;
потребность в реализации практико-ориентированной и социальной направленности в обучении и воспитании школьников с РАС;
потребность в организации и реализации занятий коррекционно-развивающей направленности (с дефектологом, логопедом, психологом, социальным педагогом и др.);
потребность в использовании дополнительных средств, повышающих эффективность обучения детей с РАС;
потребность в определении наиболее эффективной модели реализации образовательной практики
потребность в определении форм и содержания психолого-педагогической поддержки семьи;
потребность в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;
потребность в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;
потребность в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем
Слайд 17Система оказания помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья
Дифференцированное
обучение детей с
нарушениями развития в специальных
(коррекционных) учреждениях
Интегрированное обучение детей в
специальных классах (группах) в
общеобразовательных учреждениях
Инклюзивное обучение
Слайд 18Интегрированное обучение детей в
специальных классах (группах) в
общеобразовательных учреждениях
Интегрированное обучение (совместно
с нормально развивающимися сверстниками) представляет наибольший интерес сегодня для России.
Оно имеет много различных форм, но предполагает овладение ребенком с особыми образовательными потребностями общеобразовательным стандартом (в таком же или адаптированном виде) в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми.
Интеграция выступает в двух формах: образовательной и социальной.
Образовательная интеграция представляет собой разные формы обучения детей с ограниченными возможностями (совместное обучение в одном классе) в условиях организации общего образования.
Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями в систему социальных и микросоциальных отношений и взаимодействий, прежде всего в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
Слайд 19Инклюзивное образование
Инклюзивное образование
(фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) –
процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Слайд 20Принципы инклюзивного образования
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 21Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.)
Слайд 22Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе
основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.
Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .
Слайд 23Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
Слайд 24Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Формирование толерантного отношения в обществе к детям –инвалидам и к детям с ограниченными возможностями здоровья,
проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей,
со всеми участниками
образовательного процесса –
обучающимися, их родителями,
педагогическими работниками.