Презентация, доклад к педсовету на тему Алгоритм проведения упражнений для подготовки речевого аппарата к активной речевой деятельности

Содержание

Перед началом урока рекомендуется проводить «Подготовительные упражнения» в следующем порядке:I. Артикуляционная гимнастика.II. Дыхательные упражнения.III.Ритмико-интонационные упражнения.IV.Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Слайд 1Алгоритм проведения упражнений для подготовки речевого аппарата к активной речевой деятельности .

Алгоритм проведения упражнений для подготовки речевого аппарата к активной речевой деятельности .

Слайд 2Перед началом урока рекомендуется проводить «Подготовительные упражнения» в следующем порядке:

I. Артикуляционная

гимнастика.
II. Дыхательные упражнения.
III.Ритмико-интонационные упражнения.
IV.Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Перед началом урока рекомендуется проводить «Подготовительные упражнения» в следующем порядке:I. Артикуляционная гимнастика.II. Дыхательные упражнения.III.Ритмико-интонационные упражнения.IV.Упражнения для развития

Слайд 3Артикуляционная гимнастика
Упражнения, развивающие артикуляционную

моторику делятся на: упражнения для губ (которые в свою очередь условно делятся на статические и динамические), и на статические упражнения для языка и динамические упражнения для языка.
Цель упражнений - развивать гибкость и подвижность отдельных частей речевого аппарата.
Упражнения подбираются в соответствии с контрольным звуком. Если контрольный звук «Р», «Ш», «Ж» то, упражнения подбираются на поднятие языка, если контрольные звуки «З», «С» то, упражнения на удерживание языка за нижними резцами и т.д.
Артикуляционные упражнения можно выполнять сидя или стоя. Предлагается не более 3 упражнений.
Артикуляционная гимнастика       Упражнения, развивающие артикуляционную моторику делятся на: упражнения для губ

Слайд 4Упражнения для губ.
Упражнения выполняются медленно и чётко. Губы удерживаются в заданном

положении под счёт до десяти.
«Клоун гримасничает». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Улыбка»(«Заборчик»). Удерживание губ в улыбке. Верхние и нижние зубы сомкнуты и обнажены.
«Трубочка». Вытягивание губ вперёд трубочкой. Зубы разомкнуты.
«Бублик». Губы округлены и чуть выдвинуты вперёд. Зубы сомкнуты.
Для хорошей преключаемости движений чередовать выполнение упражнений для губ («Улыбка»- «Трубочка», «Улыбка»-«Бублик»), меня порядок.
Упражнения для губ.Упражнения выполняются медленно и чётко. Губы удерживаются в заданном положении под счёт до десяти.«Клоун гримасничает».

Слайд 5Статические упражнения для языка
«Лопатка». Широкий мягкий расслабленный язык высунуть изо рта

и положить на нижнюю губу (боковые края языка касаются уголков губ).
«Иголочка». Язык высунуть изо рта вперёд и напрячь-сделать узким.
«Чашечка». Широкий мягкий расслабленный язык высунуть изо рта, поднять к верхней губе (верхним зубам), не прикасаясь к ним, среднюю часть языка прогнуть, одновременно загнув к верху боковые края.
«Кошка сердится». Упереть кончик языка в нижние резцы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, выгнув вверх-вперёд спинку языка.
«Желобок». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Помогая зубами, удерживать полученный желобок.

Статические упражнения для языка«Лопатка». Широкий мягкий расслабленный язык высунуть изо рта и положить на нижнюю губу (боковые

Слайд 6Динамические упражнения для языка
«Накажем непослушный язычок». Высунуть широкий язык изо рта,

положить на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить сочетания пя-пя-пя-пя. Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
«Почистим зубки». Кончиком языка «почистить» верхние или нижние зубки изнутри, делая сначала движения языком из стороны в сторону; затем – вверх-вниз.
«Часики». Высунуть узкий язык изо рта и вытянуть им попеременно то к правому, то к левому уху. Ритмично чередовать движения.
«Качели». Высунуть узкий язык изо рта. Попеременно тянуться им то к носу, то к подбородку.
«Лошадка». Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно..
«Гармошка». Выполняется как предыдущее упражнение, но язык не отрывается от нёба, поднимается и опускается только нижняя челюсть («играть на гармошке»).
«Змейка». Язык сделать узким (напрячь). Узкий язык максимально выдвигать вперёд, а затем убирать в глубь рта.
«Вкусное варенье». Широкий язык поднять вверх. Облизать верхнюю губу, делая движения вперёд-назад..
«Индюки». Широким передним краем языка производить ритмичные движения вперёд-назад по верхней губе, произнося с голосом звукосочетания бл-бл-бл-бл… Постепенно убыстряя темп.
«Маляр». Широким кончиком языка, как кисточкой, «красить» твёрдое и мягкое нёбо, производя движения вперёд-назад (от бугорка за верхними зубами к горлышку
Динамические упражнения для языка«Накажем непослушный язычок». Высунуть широкий язык изо рта, положить на нижнюю губу. Пошлёпывая его

Слайд 7II. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Упражнения для развития

речевого дыхания
целесообразно проводить после артикуляционных
упражнений.
Цель упражнений - формировать умения и
навыки правильного речевого дыхания; отрабатывать
длительный выдох.
Во время выполнения упражнений нужно следить за
тем, чтобы дети были расслаблены, не поднимали плечи и
излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата.
Упражнений можно брать 1-2 не более, во избежание
головокружений. Все дыхательные упражнения
проводятся плавно, под счёт в хорошо проветренном помещении.
II. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ    Упражнения для развития речевого дыханияцелесообразно проводить после артикуляционныхупражнений.

Слайд 8
Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания по
своему назначению

подразделяются на упражнения,
вырабатывающие:
А) холодную воздушную струю, направленную вниз;
Б) тёплую воздушную струю, направленную вверх.
Упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю,
выполняются со слегка приоткрытым ртом и высунутым широким
мягким языком – «лопаткой», лежащим на нижней губе. В этом
положении длительно на одном выдохе произносится звук ф-ф-ф-ф..
«Подуем на султанчики». По сигналу с силой дуть на султанчики, таким образом, чтоб они двигались и шелестели.
«Задуем свечу» По сигналу «тихий ветерок» медленно дуть на пламя, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «сильный ветер» стараться на одном выдохе задуть свечу.
«Быстрый мяч» Ребёнку предлагается сильно дунуть (на одном выдохе) вперёд на ватный шарик, лежащий на столе.
Загоним мяч в ворота» Упражнение выполняется аналогично, но ребёнок должен «забить гол» в ворота, построенные на столе из двух предметов. Расстояние между которыми постепенно уменьшается.

Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания посвоему назначению подразделяются на упражнения,вырабатывающие:А) холодную воздушную струю,

Слайд 9

Выработка направленной вверх тёплой воздушной струи проводится с широко раскрытым ртом. Язык в форме «чашечки» поднят вверх, боковые края
«Чашечки» прижаты к верхним коренным зубам, а передняя часть языка образует щель с верхней губой (в упражнении «Фокус») или с верхними зубами (в упр-ии «Погреем ладошки»). Длительный сильный выдох даёт тёплую, направленную воздушную струю.
«Фокус». На кончик носа укладывают маленький кусочек ваты. Ребёнок должен поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна взлететь вертикально вверх.
«Погреем ладошки». Ребёнок держит перед собой руки, согнутые в локтях, повернув ладони к себе. Язык в виде «Чашечки» во рту у верхних зубов. Рот открыт. В таком положении ребёнок на сильном выдохе «греет ладошки» (х-х-х-х..)
Выработка направленной вверх тёплой

Слайд 10 Когда в речи ребенка появляются более сложные

конструкции
предложений, при произнесении которых требуется более
продолжительная воздушная струя. Есть основные дыхательные
упражнения:
I. Цель: развитие глубокого вдоха и длительного выдоха; выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Методические рекомендации:
Обучаем сдувать снежинку, не надувая щеки;
Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом предмете.
Упражнения:
1. Сдувать снежинку либо любой легкий предмет;
2. Сдувать тычинки созревших одуванчиков;
3. Дуть двоим с противоположных сторон на натянутый между ними легкий шарф;
4. Надуть резиновые детские игрушки;
5. Надуть мыльные пузыри.
6. Дуть через трубочку в стакан с водой.
Когда в речи ребенка появляются более сложные конструкциипредложений, при произнесении которых требуется болеепродолжительная

Слайд 11
II. Цель: развитие длительного, ровного, плавного выдоха; выработка у детей умения

тонкого регулирования дыхания.
Методические рекомендации:
дуть целенаправленно по середине языка.
Упражнения:
1. Поддувать вверх пушинку, ватку.
2.«Загони мяч (ватку) в ворота».
3. «Загони в сарай животных». Для этого упражнения применяют тазик с водой. На краях тазика укрепляют «домики». На противоположной стороне бумаги «домашних животных».
II. Цель: развитие длительного, ровного, плавного выдоха; выработка у детей умения тонкого регулирования дыхания. Методические рекомендации:

Слайд 12III. Цель: обучение на одном выдохе
произносить 4-6 отдельных слогов, сложных
слов, фразы.


Методические рекомендации:
следить за непрерывностью выдоха.
Упражнения:
1. Произношение 4-6 отдельных слогов ;
2. Произношение слов, состоящих из 3-5 слогов (машина, сковорода, велосипед, электричество и т.п.);
3. Слитно произносить фразы из 3-4,4-5,5-6 слов с коротким вдохом и длительным выдох.
III. Цель: обучение на одном выдохепроизносить 4-6 отдельных слогов, сложныхслов, фразы. Методические рекомендации:   следить за

Слайд 13III. РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Коррекции темпо-ритмической стороны речи

уделяется большое внимание в рамках работы с детьми с ОНР. У детей наблюдается ускоренный темп речи, наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный, с множеством необоснованных пауз, междометий. Таким образом, возникает необходимость в рамках обучения уделить внимание этому аспекту речи. Как правило, игры и упражнения направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются элементом подготовительных упражнений.
III. РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ     Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы

Слайд 14 Примерные игры и упражнения:
1. «Послушай и скажи, сколько раз я

постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов)
2. «Положи столько счетных палочек, сколько раз я хлопну в ладоши»
3. «Дятел» Послушай, как стучит «дятел» (предъявляется игрушка или картинка) и повтори так же.
4. Повторить ритмическую мелодию, прохлопанную учителем.
5. Послушать слова и назвать ударный слог. Определить его позицию.
6. Перечислить слова с ударением на первом слоге.
7. Подобрать слова в словосочетании или чистоговорке по ритмике и смыслу («Закончи фразу…»)
8. Определить подходящий ритм для высказывания, например:
Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро)
Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно)
9. Повторение фраз за учителем в заданном темпе и интонации.
10. Чтение предложений с разной интонацией (Ты пойдёшь сегодня в школу? Ты пойдёшь сегодня в школу! Ты пойдёшь сегодня в школу.)
Примерные игры и упражнения:1. «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары

Слайд 15IV. Формирование мелкой моторики рук у детей с ОНР.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Учёные установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение.
IV. Формирование мелкой моторики рук у детей с ОНР.      Развитие речи детей

Слайд 16
«Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От

них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. Сухомлинский
«Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

Слайд 17 Систематические упражнения по
Развитию мелкой моторики рук являются
мощным средством

повышения
работоспособности коры головного мозга.
Игры и упражнения, направленные на
формирование тонких движений пальцев
рук способствуют также развитию умения
слушать и понимать содержание стихов,
Учат улавливать ритм речи.
Систематические упражнения поРазвитию мелкой моторики рук являютсямощным средством повышенияработоспособности коры головного мозга.

Слайд 18
Использование этих упражнений, пальчиковых игр позволяет:
- регулярно

стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно
сказывается на исправлении речи у детей;
- совершенствовать внимание, память;
- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;
- установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию
звукопроизношения у детей;
- подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями массовых и
логопедических групп.
Использование этих упражнений, пальчиковых игр позволяет: - регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного

Слайд 19Важно:
При работе с детьми с нарушениями речи по

развитию тонкой моторики рук следует:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической.
3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.
5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).
6. Упражнения выполняются непродолжительно.
7. Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять.
Важно:   При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует: 1.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть