Слайд 1Воспитание доброжелательного, отзывчивого,
внимательного отношения к окружающим
Слайд 2
Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доброта
— это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.
Слайд 37 ступеней доброты
Дружелюбие – открытое и доверительное отношение
к людям.
Честность –
искренность и правдивость в поступках
и мыслях.
Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
Совесть – нравственная ответственность за свои
поступки.
Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение
чувствовать чужую боль.
Благородство – высокая нравственность,
самоотверженность.
Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая
степень положительного отношения.
Слайд 4
Доброта- ценнейшее качество, которое надо воспитывать с раннего возраста
Слайд 5Доброту можно разделить на три понятия:
Пассивная – самая маленькая доброта. Человек
не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Не пройдет мимо зла, но и не поспешит делать добро.
Активная – когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может он сделал добро другим для своей выгоды?
Созидательная – это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина человека с чувством обостренного достоинства, который защитит слабого, беззащитного, поможет в беде, по настоящему почувствует несправедливость.
Слайд 6Доброта, заботливость, выражаемая ребенком может основываться на разных мотивах:
один ребенок хочет
доставить взрослому радость, облегчив его труд
Другой надеется получить награду за свою помощь и заботу
Слайд 7Этапы развития
Первый этап - охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших,
желание и стремление оказать помощь другим;
Второй этап - проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. ПРи этом учитывается умение и стремление сдерживать импульсивные желания, которые идут вразрез с интересами и потребностями других. Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям, как общий психологический фон.
Третий этап- проявление заботливости в отношениях к близким людям
Слайд 8Уровень развития заботливого отношения к окружающим определяют следующие показатели:
Степень самостоятельности в
проявлениях заботы о других, активность ребенка в оказании помощи, проявление сочувствия, сопереживания;
Устойчивость проявления заботливости при некоторых изменениях обычных жизненных ситуаций;
наличие мотивов, которые обеспечивают общественную направленность проявления заботы.
Слайд 9Особенности проявления доброты, заботы во многом зависит от условий семейного воспитания
Эмоциональной
атмосферы в семье;
Условий семейного воспитания;
Отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде.
Слайд 10
Не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном
контакте с ребенком, но и организацией жизни в семье, коллективе, обществе.
Слайд 11
Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания,- пишет
по этому поводу В.А. сухомлинский:
«Если человека учат добру-учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу ( очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу- все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать»
Слайд 12Воспитанию доброжелательности, взаимопонимания, взаимоуважения, отзывчивости, взаимопомощи способствуют следующие виды и формы
работы:
создание воспитывающих ситуаций, ролевые игры, их обсуждение;
тренинги для выработки коммуникативных умений; поручения, поощрения
чтение рассказов и сказок, их обсуждение;
классные часы с такой тематикой: «Спешите делать добро», «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», «Поговорим о дружбе», «Я среди людей», «Плохо одному», «Я — личность», «Вежливость и этикет» и др.;
коллективные творческие работы (оформление класса к новогодним праздникам, оформление стенгазеты);
Праздники вежливости, доброты,…;
Слайд 13Особую роль в воспитании нравственных качеств играет детская литература
У детей
развивается эмоциональная отзывчивость
Умение правильно оценить поступки героев
Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию
Такие беседы:
позволяют ознакомить детей с элементарными нормами поведения;
Упражняют их нравственных поступках;
Воспитывают яркое, эмоциональное отношение к окружающим;
учат словесному выражению сочувствия, сопереживания.
Слайд 14
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений воспитанников являются:
создание эмоционально-положительного климата
в группе, в классе;
моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям
проявлять добрые чувства к окружающим.
Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом.
Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых.
Слайд 15 Красной нитью через все виды деятельности проходит «золотое»
правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.