Слайд 1Специфика педагогического взаимодействия
Слайд 2Дети с ограниченными возможностями
здоровья
Дети с ОВЗ – это дети
от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.
Слайд 3Особые образовательные потребности
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья определяются
специфическими закономерностями отклоняющегося развития: замедлением темпа возрастного развития, замедлением скорости приема и переработки поступающей информации, общим снижением психической активности, диспропорциональностью между направленной и спонтанной сторонами развития, недоразвитием всех или некоторых форм предметной деятельности, недоразвитием моторики, более высокой психофизиологической "ценой" достижения того или иного результата, нарушениями речи, недостатками словесного опосредования поведения и психической деятельности в целом, затруднениями в сфере общения, несогласованностью в образной и вербальной сферах психики, первичное нарушение актуалгенеза, деформацией социальной ситуации развития и системы отношений ребенка с ближайшим окружением.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья основной формой развития является направленное развитие, то есть организованный педагогический процесс, так как перечисленные особенности психофизического развития данной группы детей затрудняют развитие в спонтанной форме.
Слайд 4Специальные образовательные условия
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья протекает
в специальных образовательных условиях, которые включают в себя:
наличие современных специальных образовательных программ;
учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;
адекватную среду жизнедеятельности;
проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами;
предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.
Слайд 6Интеллектуальная недостаточность
Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является
максимальное приспособление их к жизни в условиях окружающей социальной среды.
Слайд 7Достижение обозначенной цели достигается решением следующих основных задач работы с такими
детьми.
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе их обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе направлено на умственное развитие учащихся.
Формирование правильного поведения.
Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Самообслуживание.
Бытовая ориентировка и социальная адаптация.
Интеллектуальная недостаточность
Слайд 8Задержка психического развития
Осуществляя коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими ЗПР, следует
учитывать:
своеобразие интеллектуального, эмоционального и личностного развития;
гетерохронное развитие различных психических функций;
неравномерность развития операционной и содержательной стороны психической деятельности.
Сложность психологической структуры ЗПР в дошкольном возрасте обусловливает широту спектра задач коррекционной работы с детьми. На начальном этапе работы необходимо сформировать базовые составляющие психического развития: произвольность и эмоциональную регуляцию, психологическую базу для развития мышления и речи, создать развивающую среду для максимальной реализации потенциальных способностей детей.
Слайд 9Нарушения зрения
Коррекционно-педагогическая работа имеет комплексный характер и направлена на расширение знаний
и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием познавательной деятельности.
Детям с нарушениями зрения нужно развивать ориентировку в пространстве, а также проводить специальные занятия по развитию речи (формировать речевую функциональную систем, увеличивать словарный запас, совершенствовать смысловую стороны речи; устранять вербализм и эхолалии).
Слайд 10Нарушения слуха
Одной из основных задач коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями
слуха является развитие речи и логического мышления.
Выделяют три основных направления работы по развитию речи глухих дошкольников:
формирование и развитие языковой способности;
развитие речевой деятельности;
подготовка к усвоению основных закономерностей языка.
Слайд 11Нарушения речи
Логопедическая работа состоит из последовательных этапов.
На первом этапе работы
стимулируется речевая активность ребенка, проводится тренировка дыхательной и голосовой систем, артикуляционная гимнастика.
Второй этап — работа по обогащению активного и пассивного словарного запаса.
На третьем этапе ребенка учат грамматически правильно строить и распространять предложения, составлять рассказы, пересказывать тексты, работают над коррекцией звукопроизношения и над звуковым анализом, развивают и совершенствуют связную речь.
Слайд 12Нарушения опорно-двигательного аппарата
Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание
детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.
Основными задачами коррекционно-педагогической работы в школьном возрасте являются:
последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений;
коррекция высших корковых функций;
воспитание устойчивых форм поведения и деятельности;
профилактика личностных нарушений;
профессиональная ориентация.
Слайд 13Психические нарушения
Цель педагога – помочь ребенку с РАС адаптироваться к
коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:
Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.
Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.
Слайд 14Сложная структура дефекта
Коррекционно-педагогическая помощь таким детям, прежде всего, ориентирована на социализацию
и обеспечивается специалистами разного профиля.
Коррекционная работа с детьми со сложными (комплексными) нарушениями развития должна быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывать зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы.