Презентация, доклад к мастер-классу по теме: Особенности формирования навыков целеполагания в учебной деятельности

Содержание

Таблица ЗХУ

Слайд 1Особенности формирования навыков целеполагания в учебной деятельности
Смоль М.Г.
МАОУ СОШ № 3.
г.Шарыпово

Особенности формирования навыков целеполагания в учебной деятельности Смоль М.Г.МАОУ СОШ № 3.г.Шарыпово

Слайд 2Таблица ЗХУ

Таблица ЗХУ

Слайд 3Таблица ЗХУ

Таблица ЗХУ

Слайд 5Задание в паре
Рассмотри оргсхему (план мастер-класса) и напиши,

как и с кем будешь изучать и действовать

1.
2.
3.


Задание в паре    Рассмотри оргсхему (план мастер-класса) и напиши, как и с кем будешь

Слайд 6Рассмотри оргсхему (план урока) и напиши, как и с кем будешь

изучать

Индивидуальная работа по целеполаганию мастер-класса
Работа в парах по целеполаганию (по деятельности)
Фронтальная работа – презентация педагогического опыта по целеполаганию
Работа в группах– имитационная игра
Рефлексия – работа по табло

Рассмотри оргсхему (план урока) и напиши, как и с кем будешь изучать Индивидуальная работа по целеполаганию мастер-классаРабота

Слайд 7
ЗУН УУД


компетенция «научить
учиться»


ЗУН      УУД        компетенция

Слайд 9Основа содержания деятельности учителя
самостоят. продуктивная деятельность
рефлексия
целеполагание

Основа содержания деятельности учителя самостоят. продуктивная деятельностьрефлексияцелеполагание

Слайд 10Что же такое целеполагание?
«Целеполагание в образовании – это

процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

На основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно



Что же такое целеполагание?  «Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем

Слайд 11Целеполагание
Учитель создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания.
Ученик осознает смысл

учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую - деятельность станет мотивированной и целенаправленной - возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий учащихся.
« - » Цель рассматривается как какое-то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть

ЦелеполаганиеУчитель создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания.Ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как

Слайд 12Цели должны быть
- понятны, осознаны - реальны, достижимы (указывают на конкретные

результаты обучения);
- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);
- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)



продумывание средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность!!!!

Цели должны быть- понятны, осознаны - реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения); - инструментальны, технологичны (определяют

Слайд 13Правила целеполагания
Перевод учащихся в активную позицию (цель не формулирует сам учитель

)
Актуализация знаний
Учитель обозначает тему урока
Вопросы обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? (ЗХУ)
Какую цель каждый из учащихся ставит на уроке по теме? (тетрадь, доска)
На каждом этапе урока подводится итог: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил?
Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.

Правила целеполаганияПеревод учащихся в активную позицию (цель не формулирует сам учитель )Актуализация знаний Учитель обозначает тему урока

Слайд 14Приемы формирования навыков целеполагания у учащихся
Выбор того или иного приёма определяется:



содержанием учебного материала,
целью данного урока,
возможностями класса и др.
Приемы формирования навыков целеполагания у учащихся Выбор того или иного приёма определяется: содержанием учебного материала, целью данного

Слайд 151. Создание проблемной ситуации
ТИПЫ проблемных ситуаций:
Старые знания –

нов. условия
Противоречие: теория-практика
Противоречие: результат-недостаточность знаний при обосновании
Не хватает знаний: новый факт – не могут объяснить



Поисковый, исследовательский метод
Собственный познавательный труд
Самостоятельность

1. Создание проблемной ситуации  ТИПЫ проблемных ситуаций:Старые знания – нов. условияПротиворечие: теория-практикаПротиворечие: результат-недостаточность знаний при обоснованииНе

Слайд 161. Создание проблемной ситуации
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его

необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей.

Цель воспримется как проблема, которая, будет для ученика реальной













1. Создание проблемной ситуации Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит

Слайд 17«Генетика»: У отца IV группа крови, у матери I группа. Может

ли ребенок унаследовать группу крови своего отца?
«Генетика»: У отца IV группа крови, у матери I группа. Может ли ребенок унаследовать группу крови своего

Слайд 18Кровеносная система

Кровеносная система

Слайд 19Опыт Джозефа Пристли
Мышь задыхается под герметичным колпаком, но остаётся жива,

если под ним находится зелёное растение.



ТЕМА?
ЦЕЛЬ?
Опыт  Джозефа ПристлиМышь задыхается под герметичным колпаком, но остаётся жива, если под ним находится зелёное растение.ТЕМА?ЦЕЛЬ?

Слайд 201. Создание проблемной ситуации
Нерешенная домашняя задача. В качестве одной из

домашних задач, учитель преднамеренно указывает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением, из-за недостаточности знаний.
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока.
1. Создание проблемной ситуации Нерешенная домашняя задача. В качестве одной из домашних задач, учитель преднамеренно указывает такую,

Слайд 211. Создание проблемной ситуации
Проблемный вопрос.
8 класс при изучении

темы «Дыхание»: «Если подуть на руку, то чувствуется холод, а если подышать, то тепло? Почему?».
Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
1. Создание проблемной ситуации Проблемный вопрос.  8 класс при изучении темы «Дыхание»: «Если подуть на руку,

Слайд 222. Работа над понятием
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы

урока.
Необходимо объяснить, или найти в «Толковом словаре» значение каждого слова.
Далее, от значения слова – темы определяется цель урока.

8 класс.
Тема: «Обмен веществ. Пластический и энергетический»


2. Работа над понятием Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока.Необходимо объяснить, или найти в «Толковом

Слайд 233. Подводящий диалог.
На этапе актуализации учебного материала ведётся беседа, направленная

на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения.
Диалог подводится к тому, о чём учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий.
Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
Ставится цель.

Например, при изучении темы «Передвижение веществ у растений» зачитывается задание, которое учит понимать мир и работать с информацией учебника биологии.
Текст задания: «В подкрашенную воду поставили веточку бальзамина (проводящие пучки этого растения видны на просвет), некоторое время спустя жилки листьев изменили цвет. Что это доказывает?»
Ставится цель урока.
3. Подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведётся беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог

Слайд 254. Формирование цели при помощи опорных глаголов. (Домысливание)
Называется тема урока и предлагается

учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов.
На уроке можно предложить готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели.

Тема урока «Обмен веществ — главный признак жизни».
Используемые глаголы в данной теме:
1.      сравнить………..( чем отличается живой организм от неживого, чем отличается питание растений от питания грибов и животных?)
2.      доказать………. (что обмен веществ — главный признак жизни)
3.      изучить ……….(процесс обмена веществ)
4.      уметь……………… ( проанализировать этот процесс и сделать вывод).



4. Формирование цели при помощи опорных глаголов. (Домысливание)Называется тема урока и предлагается учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов.

Слайд 26Приёмы целеполагания
Тема-вопрос
Использование наглядного образа, объекта (незаконченные таблицы, схемы)
Работа с «ключевым словом»

темы
Отсроченная загадка
Ситуация яркого пятна
Группировка
Скрытая ошибка
Эпиграф
Кроссворд
Исключение
Что общего?
В чём разница?
Приёмы целеполаганияТема-вопросИспользование наглядного образа, объекта (незаконченные таблицы, схемы)Работа с «ключевым словом» темыОтсроченная загадкаСитуация яркого пятнаГруппировкаСкрытая ошибкаЭпиграфКроссвордИсключениеЧто общего?В

Слайд 27Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса.
Учащимся необходимо построить план действий,

чтобы ответить на поставленный вопрос.
Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока «От кого произошел человек?" построили план действий:
1.  Повторить знания о Хордовых животных.
2.  Определить, с какими группами животных есть сходства у человека.
3.  Составить родословную человека и приматов.
4.  Определить возможность происхождения человека от приматов

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Тема-вопрос Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Слайд 28Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, фото, картинок, слов одно выделено

цветом или размером.
Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.
Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного.
Далее определяется тема и цели урока.

насекомое, прудовик, рак, клещ, паук
Ситуация Яркого пятна Среди множества однотипных предметов, фото, картинок, слов одно выделено цветом или размером. Через зрительное

Слайд 29Группировка
Ряд слов, фото, рисунков разделить на группы, обосновывая свои высказывания.
Условия: классификация

- внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
6 класс: тема:«Разнообразие растений" можно рассмотреть фото или названия:
улотрикс, хламидоманада, кукушкин лен, пальма, ель, папоротник (высшие и низшие)
Группировка Ряд слов, фото, рисунков разделить на группы, обосновывая свои высказывания.Условия: классификация - внешние признаки, а вопрос:

Слайд 30Исключение
Зрительное восприятие. 
Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям

необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока «Пресмыкающиеся".
 Лягушка, жаба, ящерица, тритон, саламандра, крокодил

Слуховое воприятие.
 Задается ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, 7класс "Насекомые". – Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка". – Что общего во всех словах? (Названия животных) – Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)
Формулируется учебная цель.

Исключение Зрительное восприятие. Повторяется основа приема

Слайд 31Выводы
Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать

вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель должен записать на доске, что привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели.
Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения.
Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.

ВыводыВсе приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать

Слайд 32Задание в группе
К каждому (одному ) из приемов подобрать учебную задачу

по формированию умения «целеполагание».

1. Создание проблемной ситуации
2.Работа с понятием
3. Подводящий диалог
4.Опорные глаголы
Задание в группеК каждому (одному ) из приемов подобрать учебную задачу по формированию умения «целеполагание».1. Создание проблемной

Слайд 33Схема работы в группе
Формулирование цели работы
Планирование деятельности
Распределение ролей
Работа по инструктивной карточке

(план-заданию)
Составление схемы ответа
Оформление результатов работы
Презентация результатов работы
Оценивание работы (табло)
Схема работы в группеФормулирование цели работыПланирование деятельностиРаспределение ролейРабота по инструктивной карточке (план-заданию)Составление схемы ответаОформление результатов работыПрезентация результатов

Слайд 34Организация работы в группе
Ведущий-организатор коммуникаций
Держатель времени – тот, кто следит за

временем;
Держатель содержания – постоянно следит за тем, чтобы не отходили от темы;
Докладчик – тот, кто озвучит все наработанное группой на общем заседании;
Сборщик информации – фиксирует все сказанное в группе, создает общее поле мышления, лучше, если это будет лист бумаги.
Организация работы в группеВедущий-организатор коммуникацийДержатель времени – тот, кто следит за временем;Держатель содержания – постоянно следит за

Слайд 35План-задание – это…
Алгоритм действий учащихся по данной теме, для работы в

группах с позиционным разделением
План-задание – это…Алгоритм действий учащихся по данной теме, для работы в группах с позиционным разделением

Слайд 36Тема: Классификация организмов. Группа № 1. 11 класс. Характеристика царства Бактерии (

и Археи)

Распределите позиции в группе: докладчик, организатор коммуникации, держатель времени, схематизатор, критик, почемучка.
Прочитайте текст.
Задайте вопрос соседу справа по тексту
Выделите главные (ключевые слова) - запишите в тетрадь
Составьте схему систематики вашего царства (табло сознания, тетрадь)
Определите этапы развития жизни, на котором появилось ваше царство (эон, эра, период и т.д.)
Назовите основные черты строения организмов вашего (отобразите на табло сознания)
Назовите способ питания организмов вашего царства (автотрофный, гетеротрофный, миксотрофный) – отобразите на табло сознания
Назовите отличительные признаки организмов вашего царства (1-2)
На табло сознания отобразите основные характеристики своего царства.
Назовите основное значение организмов вашего царства.
Подготовьте докладчика
Заполните табло учета
Сообщите о готовности

Тема: Классификация организмов. Группа № 1.  11 класс. Характеристика царства Бактерии ( и Археи) Распределите позиции

Слайд 37План-задание . Биополимеры. Белки. № 1.
1) С помощью гиперссылок найдите в

Интернете определение термина: белки.
http://www.pozvonok.ru/termin/page_1_5.html - определение белка
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BA – определение белка
http://glossary.proteins.ru/ - определение белка
2) Определение запишите в словарь
3) Заполните с помощью ссылок в Интернете определение «белки» на слайдах презентации
4) Сообщите о готовности учителю.
5) С помощью гиперссылки http://ebio.ru/gen05.html найдите:
в разделе «Общая биология» / «Основы биохимии» / «Белки» / «Аминокислоты»
- названия белков и запишите в тетради 3 названия;
- рассмотрите рисунки структуры белка;
- запишите определение «денатурации» в словарь
6) Сообщите о готовности учителю.
План-задание . Биополимеры. Белки. № 1. 1) С помощью гиперссылок найдите в Интернете определение термина: белки. http://www.pozvonok.ru/termin/page_1_5.html

Слайд 38Таблица ЗХУ

Таблица ЗХУ

Слайд 39Рефлексия

Рефлексия

Слайд 40СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть