Презентация, доклад К ДОКЛАДУ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

Содержание

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление (critical thinking) – критическое отношение к любым утверждениям умение не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. свобода выбора ответственность за собственные

Слайд 1Технология критического мышления

Технология критического мышления

Слайд 2Что понимается под критическим мышлением?

Критическое мышление (critical thinking) – критическое

отношение к любым утверждениям

умение не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
свобода выбора
ответственность за собственные решения
Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Критическое мышление, таким образом, синоним качественного мышления


Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление (critical thinking) – критическое отношение к любым утверждениям умение не

Слайд 3 Стадии организации учебного процесса

Стадия вызова (evocation)


Стадия осмысления (realization of

meaning)


Рефлексии (reflection) или размышления


Стадии организации учебного процесса Стадия вызова (evocation)Стадия осмысления (realization of meaning)Рефлексии (reflection) или размышления

Слайд 4Стадия вызова (evocation)
На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания

и представления об изучаемом явлении,
демонстрируются неожиданные свойства предмета,
рассказывается о ранее увиденном.
Таким образом формируется личный интерес,
определяются цели рассмотрения той или иной темы.

Главные задачи на этом этапе
мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.
активизации познавательной деятельности учеников.


Стадия вызова (evocation)На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом явлении,демонстрируются неожиданные

Слайд 5Этап осмысления новой информации (realization of meaning)

  На фазе осмысления содержания учащиеся: 
1.      Осуществляют контакт с новой информацией.
2.      Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
3.      Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
4.      Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
5.      Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
6.      Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

»

Этап осмысления новой информации     (realization of meaning)    На фазе осмысления содержания учащиеся: 

Слайд 6Стадия Рефлексии (reflection)
    Характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и

активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

Таким образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.

Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.        
 
 


Стадия Рефлексии (reflection)     Характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления

Слайд 7Функции трех фаз технологии развития критического мышления
»

Функции трех фаз технологии развития критического мышления»

Слайд 8Новообразования при развитии критического мышления

Открытость для новых идей
Стремление к избеганию ошибок

в собственных суждениях
Знание разницы между возможно правильным и неправильным
Осознание своего непонимания
Разграничение обоснованных и необоснованных ошибок


Новообразования при развитии критического мышленияОткрытость для новых идейСтремление к избеганию ошибок в собственных сужденияхЗнание разницы между возможно

Слайд 9Приемы развития критического мышления
«Кластер»
Таблица З,ХУ,У
Составление плана
Прием «Инсерт»
Мозговая атака
Синквейн
Чтение с

остановками и вопросы Блума


Приемы развития критического мышления«Кластер»Таблица З,ХУ,УСоставление планаПрием «Инсерт» Мозговая атакаСинквейн Чтение с остановками и вопросы Блума

Слайд 10Прием «кластер»
Кластер (от англ. – cluster – гроздь) является отражением нелинейной

формы мышления. ». Последовательность действий при построении кластера:
1.      Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
2.      Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

 
3.      По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым  понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
        


Прием «кластер»Кластер (от англ. – cluster – гроздь) является отражением нелинейной формы мышления. ». Последовательность действий при

Слайд 11Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал»
Один из способов графической организации и логико-смыслового

структурирования материала является таблица, которая получила название «Знаю, хочу узнать, узнал». (Д. Огле, 1996):

Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.


Дополнительно можно предложить  еще две графы для заполнения.


 


Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал»Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала является таблица, которая получила

Слайд 12Составление плана
Составление различных видов планов выражает умение структурировать любой текст, понять

систему изложения автором информации, выявить «ключевые» мысли.

Видов планов:
Вопросный
Тезисный
Номинативный план
План в виде цитат по тексту          
Составление планаСоставление различных видов планов выражает умение структурировать любой текст, понять систему изложения автором информации, выявить «ключевые»

Слайд 13Прием «Инсерт»

 Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил,

1997.
Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
помечается то, что им уже известно;
-помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

 Эти же три значка может использовать читатель для оценки значимости или новизны материала для себя лично.


Прием «Инсерт» Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997.Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы

Слайд 14Мозговая атака
Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм».

При этом оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода английского термина «brainstorming», однако используются в разных сферах и выполняют разные функции. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с материалом.
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
 


Мозговая атака Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм». При этом оба эти словосочетания являются

Слайд 15Синквейн
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее

из пяти строк. Используется как способ синтеза материала в емких и кратких выражениях.
Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).


Синквейн Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ

Слайд 16Чтение с остановками и вопросы Блума
Прием организации чтения с использованием

разных типов вопросов.

Подготовительная работа:
Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: - Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); - Динамичный, событийный сюжет; - Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.


Чтение с остановками и вопросы Блума Прием организации чтения с использованием разных типов вопросов. Подготовительная работа: Учитель

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть