Слайд 1Формирование регулятивных универсальных учебных действий ФГОС на уроках истории
МБОУ «Воздвиженская ООШ»
Воловикова Людмила Киприяновна
2016 – 2017 гг.
Слайд 2«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я могу запомнить,
позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда!»
Китайская мудрость
Слайд 3В чем заключается роль школы?
Введение в образовательный процесс Федерального государственного стандарта
второго поколения в корне меняет систему образования в России.
Роль школы: «Развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать умения учиться.
Слайд 4Универсальные учебные действия:
В широком значении – умение учиться, то есть способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта;
В узком значении – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 5Формирование
универсальных учебных действий (УУД)
Независимо от предмета
на каждом уроке должны формироваться 4 вида универсальных учебных действий:
личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные.
Слайд 6Классификация: личностные УУД
Самоопределение – внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка;
Смыслообразование
– мотивация, границы собственного знания и «незнания»;
Морально-этическая ориентация и нравственная оценка – ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих действий.
Слайд 7Классификация: регулятивные УУД.
Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Слайд 8Классификация: регулятивные УУД.
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план
и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения;
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
Слайд 9Классификация: познавательные УУД.
Общеучебные познавательные действия: самостоятельное выделение цели, информации; структурирование знаний;
определение основной и второстепенной информации; рефлексия действия, контроль и оценка деятельности.
Логические: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; построение логической цепочки рассуждений; доказательство.
Постановка и решение проблем: формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем.
Слайд 10Классификация: коммуникативные УУД.
Сотрудничество и кооперация – планирование сотрудничества с учителем и
сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов – поиск и сбор информации;
Разрешение конфликтов – выявление проблемы, разрешение конфликта;
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка;
Речевые умения – выражение мысли, монолог, диалог.
Слайд 11Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
Поставил на первое место в качестве главных
результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия, куда входят регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).
Слайд 12Значение отобранных УУД
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления;
Познавательные УУД включают действия
исследования, поиска, отбора информации;
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества.
Слайд 13Формы и методы, позволяющие формировать УУД на уроке:
Уроки в форме соревнований
и игр: КВН, викторина, турнир;
Уроки в форме публичных выступлений: конференция, семинар, дискуссия, репортаж, диспут, интервью;
Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд;
Урок-мероприятие: экскурсия, прогулки, ролевые игры;
Урок-фантазия: сказка, спектакль, сюрприз;
Интегрированные уроки.
Слайд 14Использование активных и интерактивных методов:
Кейс-метод – задается ситуация, учащиеся ее исследуют,
предлагают варианты ее разрешения, выбирается лучший;
Метод проектов – самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы;
Проблемный метод – предполагает постановку проблемы и поиск решения через анализ подобных ситуаций;
Эвристический метод – объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований;
Исследовательский метод – перекликается с проблемным, только здесь учитель сам формулирует проблему, а учащиеся ее исследуют;
Метод модульного обучения – содержание распределяется в блоки-модули.
Слайд 15Конструктор приемов, формирующих УУД:
Регулятивные: приемы целеполагания; прием работы с текстом: создание
алгоритмов действий; постановка вопросов по теме и выход на задачи;
Познавательные: прием развития критического мышления «верные и неверные утверждения», «кластер», «логические цепочки», «толстые и тонкие вопросы»; «таблицы»;
Коммуникативные: прием развития критического мышления «синквейн», «мозговой штурм», «попс – формула», «смытое слово» и др.
Слайд 16Приемы по формированию
регулятивных учебных действий.
Приемы целеполагания:
Прием «Домысливание» - предлагается
тема урока и слова «помощники», ставится задача сформулировать цели урока:
Выясним…
Узнаем…
Научимся…
Проверим…
Слайд 17Приемы целеполагания - «Тема – вопрос»
2. - тема урока формулируется
в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на вопрос.
Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта?» (5 класс).
План действий:
Вспомнить, кто такие земледельцы и ремесленники.
Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта.
Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.
Слайд 183. Прием целеполагания «Работа над понятием»
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название
темы урока.
Например: Тема урока в 5 классе «Ассирийская держава».
Учащимся предлагается объяснить значение каждого слова.
От значения слов учащиеся определяют цель урока.
Слайд 19Прием целеполагания «постановка вопросов по теме и выход на задачи»
История Древнего
мира, 5 класс. Тема: «Природа и люди Древней Индии».
Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.
Ответ:
Какие животные водились в Древней Индии?
Какие растения росли в Древней Индии?
Чем занимались люди Древней Индии?
Во что верили древние индийцы?
Как добывали пищу?
Где жили?
Слайд 20Прием «кластер» – способ графической организации материала. Тема «Древняя Индия».
Древняя Индия
Люди
Природа
Занятия
Жилище
Пища
Изобретения
Растительный
мир
Животный мир
Верования
Климат
Слайд 21Прием «Понятийное колесо» по усвоению исторических понятий.
ГОСУДАРСТВО
Глава государства
Войско
Казна
Письменность
Территория
Города
Слайд 22Синквейн как прием технологии развития критического мышления.
Синквейн (с фр.) – «пять
строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения.
Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
При внешней простоте формы, синквейн – быстрый, но мощный инструмент рефлексии, мотивационного элемента в начале изучения темы.
Слайд 23СИНКВЕЙН
ТЕМА
(существительное)
ПРИЗНАК
(прилагательное)
ПРИЗНАК
(прилагательное)
ДЕЙСТВИЕ
(глагол)
ДЕЙСТВИЕ
(глагол)
ДЕЙСТВИЕ
(глагол)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ состоящее из нескольких слов
– ХАРАКТЕРИСТИКА темы в целом.
СЛОВО-РЕЗЮМЕ вывод
Слайд 24Примеры синквейна по истории
Славяне.
Трудолюбивые, смелые.
Охотились, рыбачили, выращивали.
Жили племенами.
Предки.
Жанна
д,Арк
Жанна д,Арк;
Отважная, неординарная;
Сожгли, реабилитировали, канонизировали;
Главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне;
Дева (Орлеанская).
Слайд 25Прием «Попс – формула», умение аргументировать свою точку зрения.
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (суждение)
«Я считаю, что…».
«Потому что…».
«Я могу это доказать па примере…».
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Слайд 26Прием «Рефлексивный экран» для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Выберите начало фразы
и закончите предложение.
«Сегодня я узнал…»
«Было интересно…»
«Было трудно…»
«Я научился…»
«У меня получилось…»
«Меня удивило…»
«Мне захотелось…»
Слайд 27Урок – есть открытие истины, поиск и осмысление истины.
Проектируя любой урок,
направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – УЧЕБНИКА и рабочих тетрадей на печатной основе, т. к. выпускаются они уже с готовыми заданиями, соответствующими всем требованиям государственных стандартов.
Урок – есть открытие истины, поиск истины и ее осмысление в совместной деятельности обучающихся и учителя.