Слайд 2Игровые технологии
Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Слайд 3 Цели игры:
Игра снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и
реальным характером профессиональной деятельности;
Игра позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления;
Игра способствует большей вовлеченности обучаемых;
Слайд 4 Цели игры:
Игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению
с применяемой в традиционных методах;
Игра формирует установки профессиональной деятельности. преодолеваются стереотипы, корректируются самооценка;
В игре проявляется вся личность;
Игра позволяет осмыслить полученные результаты.
Слайд 5Игра подразделяется по игровой методике следующим образом:
Предметная;
Сюжетная;
Ролевая;
Деловая;
Имитационная
Слайд 6 Ролевая игра
Это интерактивный метод, который позволяет обучаться
на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проигрывания» жизненной ситуации или профессиональной ситуации
Слайд 7Сценарий ролевой игры – сближает события в реальности значительно отдаленные, позволяя
участниками увидеть и понять «как слово наше отзовется», и при желании апробировать иную стратегию поведения.
Слайд 8Проигрывание определенной сценарием роли, отождествляет с
ней помогает
обучающемуся:
Слайд 9
Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностно и профессионально
значимых ситуациях;
Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению;
Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.
Слайд 10Организация учебного процесса на основе ролевой игры
I этап - сценарий ролевой
игры;
II этап - проведение игры как таковой;
III этап - подведение итогов игры.
Слайд 11
Сценарий ролевой игры
Существуют различные модификации ролевых игр.
Слайд 12Основные факторы:
Конкретные дидактические цели занятия в предметно – содержательном и социально-психологическом
аспекте;
Степень зрелости студентов и их готовность к подобной работе;
Временные ресурсы;
Уровень компетентности преподавателя и его опыт использования интерактивных методов обучения.
Слайд 13Проведение игры
Преподаватель (создав игровую ситуацию) является нейтральным наблюдателем;
В ходе игры происходит
«проживание»участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении;
Цель – достичь компромисса, не жертвуя основными принципами;
Для повышения эффективности метода ролевой игры возможно использование видеотехники.
Слайд 14Характеристики РИ
Наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему;
Наличие ролей;
Различие
целей участников игры, исполняющих разные роли;
Взаимодействие ролей;
Наличие общей цели у всего игрового коллектива;
Многоальтернативность
Слайд 15Способы распределения ролей
Возможны два варианта:
1)Роли распределяются между некоторыми слушателями, а остальные,
не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями;
2)Слушатели разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельного лица – участника ситуации.
Слайд 16Подведение итогов игры
Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний
и обмен эмоциональным опытом между участниками игры;
Далее идет анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ участников игры и «обратную связь»в их адрес от других членов группы.
Слайд 17Подведение итогов игры
Завершается обсуждение сопоставлением проигранной ситуации с реальными событиями,
поиском аналогий из жизни самих студентов и планированием дальнейшей деятельности.
Одним из результатов обсуждения может быть внесение поправок и изменений в игру, участники также могут предложить повторное проведение игры, чтобы прожить ситуацию в другой роли или испытать другую стратегию поведения.
Слайд 18Роль наблюдателя очень важна, он не только внимательно следит за развитием
ситуации и сопереживает происходящему. Он учится видеть чужие промахи и успехи, замечает чужие проблемы, наблюдатели делают
первый шаг на пути к признанию своего несовершенства. Наблюдательный лист составляется преподавателем, в нем содержится перечень критериев, которые для удобства заполнения сведены в таблицу
Слайд 19Главным итогом ролевой игры можно считать желание участников воплотить полученный опыт
в жизнь и их веру в успех.
Слайд 20Деловые игры
- это модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения.
Такая игра строится на моделировании объекта управления, но для принятия решений в ней обязательно должны быть роли. Как должностные, так и игровые, игровое проектирование решений и взаимодействие участников.
Слайд 21Деловые игры можно использовать для создания управленческих и коммуникативных обучающих моделей.
Способствующих лучшему пониманию интерактивных (сотрудничество) и персептивных (восприятие и понимание) механизмов взаимодействия и коллективного принятия решений , развивающих аналитический, диагностический и прогностический потенциал обучаемых.
Слайд 22Виды деловых игр
В зависимости от целевой направленности могут быть:
Производственные – ставят
целью принятие решений по проблемам производства, оказание помощи предприятию, организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный механизм, разработку стратегий выживания в условиях стагнации, нерентабельности или конкурентной борьбы;
Слайд 23Виды деловых игр
Исследовательские – связаны с разработкой новых концепций, испытанием проблем
и решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений;
Квалификационные или аттестационные – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов, принятия решений по вопросам подбора или увольнения, придвижения, оценки и аттестации кадров, управления компетентностью персонала предприятия;
Дидактические – развивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и коммуникативные знания, умения и навыки.
Слайд 24Признаки деловой игры
По целенаправленности- учебная, исследовательская, экспериментальная, проектировочная, производственная, аттестационная, универсальная;
По
форме взаимодействия участников – игра с взаимодействием(установление контакта с помощью различных видов связи является обязательным элементом), без взаимодействия (решения одной группы не влияют на результаты и поведение другой);
Слайд 25Признаки деловой игры
По динамике моделируемых ситуаций – саморазвивающаяся, с регламентированным временем;
с произвольным (зависящим от решения задач) регламентом;
По способам обработки и передачи информации – ручная и с использованием обычных технологий техсредств оргтехники;
Слайд 26Признаки деловой игры
По скорости игрового времени- с реальным масштабом времени, в
условно ускоренном времени, в условно замедленном времени, в произвольном масштабе времени;
По типу коммуникации – с использованием устной, письменной, визуальной, формальной, неформальной, межличностной, межгрупповой коммуникации;
По конечному продукту игры – с материализованным конечным продуктом или с абстрактным результатом.
Слайд 27Характеристики деловой игры
Моделирование процесса деятельности по выработке управленческих решений;
Распределение ролей между
участниками игры;
Наличие общей цели у всего игрового коллектива;
Коллективная выработка решений участниками игры;
Реализация цепочки решений в игровом процессе;
Многоальтернативность решений;
Наличие управляемого эмоционального напряжения.
Слайд 28Преимущества деловых игр
Повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам,
которые моделируются и разыгрываются на деловых играх;
Обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений;
Участие в деловых играх развивает аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых;
Слайд 29Преимущества деловых игр
Изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний;
Растет самооценка обучаемых,
а для тех у кого она была завышена – становиться более объективной;
Накопленный в деловых играх опыт помогает более правильно оценивать возможные реальные ситуации;
Слайд 30Подготовка к разработке и описанию деловой игры
Источники деловой игры;
Состав и количество
участников игры;
Регламент деловой игры;
Сценарий деловой игры или ее блок-структура;
Система оценивания результатов деловой игры;
Вспомогательный материал;
Организация пространственной среды.
Слайд 31Порядок проведения деловой игры
Введение в игру;
Разделение слушателей на группы;
Погружение в игру;
Изучение
и системный анализ ситуации или проблемы;
Игровой процесс;
Общая дискуссия и пленум;
Подведение итогов игры;
Рефлексия;
«Выгружение из игры».