Слайд 1Индивидуальный
исследовательский проект школьника
Слайд 2Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата
и получение продукта
Слайд 3Требования к содержанию
и оформлению исследовательского проекта
Структура ИП (паспорта проекта) :
титульный лист,
содержание,
введение (с обоснованием актуальности), основная часть (теоретическая и практическая части),
заключение (выводы),
список источников информации,
приложения.
Слайд 5Содержание этапов работы над ИП
Работа над ИП включает следующие этапы:
1.Организационный
- Определение
темы проекта
- Поиск и анализ проблемы
- Постановка цели проекта
Слайд 6Министерство образования и науки Челябинской области
МОУ Полетаевская СОШ
Исследовательский
проект
«Историческая правда
в «Песни
о вещем Олеге» А.С.Пушкина»
Автор: Иванов Иван,
ученик 7 б класса
МОУ Полетаевской СОШ,
Челябинская область, п.Полетаево
Руководители:
Волченко Наталья Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Полетаевской СОШ;
Артемова Марина Викторовна,
учитель математики
МОУ Полетаевской СОШ
Полетаево-2017
Слайд 7Этап 1. Введение
Обоснование актуальности проблемы, целеполагание,
задачи, методы, гипотезы
п
Слайд 8Тема
Проблема
Актуальность выбранной темы История родной страны всегда вызывает интерес,
нам хочется гордиться предками, понимать, что мы живем в великой, достойной уважения стране. Писатели часто используют в своих произведениях исторические имена, кладут в основу своих сюжетов исторические события, ссылаются на факты, которые нам, читателям, кажутся достоверными. Но всегда ли можно доверять автору в изложении или трактовке фактов истории? Можем ли мы всегда быть уверены, что факт, изображенный в художественном произведении - аналог факта в историческом документе? Именно это определило для нас актуальность выбранной темы.
«Историческая правда
в «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина»
Слайд 9Цель проекта -
доказательство или
опровержение какой-либо гипотезы через сбор, анализ и обобщение соответствующей информации с целью представления широкой аудитории.
Слайд 10Тема
Проблема
«Историческая правда
в «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина»
Выяснить, соответствуют ли историческим
документам события…
Можно доверять автору художественного произведения в изложении или трактовке фактов истории?
цель?
Слайд 11Объект
предмет
Область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться, источник необходимой
информации
Конкретно то, что будет непосредственно изучаться из объекта
Слайд 12Цель: выявить, соответствуют ли историческим документам события, изложенные в балладе «Песнь
о вещем Олеге» А.С.Пушкина
Объект исследования: баллада «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина
Предмет исследования: исторические факты, изложенные в балладе «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина
?
Слайд 13Задачи:
- изучить балладу «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и легенду
о Вещем Олеге из «Повести временных лет»;
- провести теоретическое изучение трудов, касающихся проблемы создания баллады «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкиным ;
- сопоставить авторский и летописный источники, найти сходство и различия;
- выявить влияние позиции автора на изложение фактов в летописи и балладе.
Слайд 14Гипотеза: опираясь на предварительный социологический опрос, проведенный среди одноклассников, мы предполагаем,
что в художественном произведении нет достоверных фактов, все события искажены вымыслом автора .
Методы исследования (исходя из задач):
теоретический анализ литературы и Интернет-источников;
сопоставительный анализ;
анкетирование, опрос;
математическая статистика;
практический анализ результатов анкетирования и наблюдения;
Слайд 15Содержание этапов работы над ИП
2. Выполнение проекта
- Анализ имеющейся информации
- Сбор
и изучение информации
- Построение алгоритма деятельности
- Выполнение плана работы над индивидуальным учебным проектом
- Внесение (при необходимости) изменений в проект
Слайд 16 Литература и Интернет-ресурсы
Карамзин Н.М.«История
Государства Российского», т.1 - М.: Просвещение, 2013
Пушкин А.С. «Песнь о вещем Олеге» – М.: АРКТИ, 2003
Вещий Олег /Олег_Вещий// Электронный ресурс . 2002. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki. Дата доступа: 02.10.2017.
http://www.litsoch.ru/referats/read
http://ruskline.ru/analitika/2014/04/23/o_chem_nas_preduprezhdaet_aleksandr_sergeevich_pushkin
http://gramota.ru/slovari/
http://www.ruistor.ru/oleg_istorik_nmk.html
Слайд 17Этап 2.
Теоретическое исследование проблемы
Определение понятийного аппарата исследования
Глава 1. История
создания баллады «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина
Определение понятий
Баллада – [франц. ballade]. 1. Жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему; произведение в таком жанре. [4, 20.11.2017]
Летопись – 1. в древней Руси: погодная запись исторических событий, происходивших в стране, городе, местности. 2. Всякая регулярная запись событий; дневник, хроника. 3. Совокупность, собрание каких-л. записей, произведений, снимков, кинолент и т.п., в которых нашли отражения отдельные моменты развития, хода чего-л. [4]
Слайд 18Этап 2.
Теоретическое изучение состояния проблемы в науке
1.2. Источники
баллады «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина
О Вещем Олеге - древнерусском князе, жившем в IХ-Х веках, сообщают древние летописи, его имя упоминается в исторических документах, но большинство сведений о его жизни и деятельности дошли до нас в виде народных сказаний, в которых реальные события тесно переплелись с легендарными. [6, 20.11.2016].
[7,с.250]
Таким образом, изученная литература отчасти опровергает нашу гипотезу о недостоверности изложения А.С.Пушкиным фактов в художественном изложении истории князя Олега .
Слайд 19Исследовательская площадка
Время : ноябрь-декабрь 2017г.
Участники : учащиеся
7б класса
Место : МОУ Полетаевская СОШ
Этап № 3
Практическое исследование проблемы
Слайд 20Диаграмма №1
Историческая правда в художественном произведении
Этап 3.
Практическое исследование проблемы
Статистическая обработка
материалов исследования
Слайд 21 Глава 2. Сравнительный анализ
«Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина
и летописного сюжета из «Повести временных лет»
Перед тем, как приступить к выполнению проекта, мы провели предварительное анкетирование учащихся 7б класса МОУ Полетаевской СОШ: можно ли считать достоверным изображение исторических событий в художественном произведении. Статистическая обработка полученных данных показала, что большинство одноклассников считают художественные произведения целиком вымышленными автором и доверять фактам в них нельзя (Приложение № 3)
Слайд 22Глава 2. Сравнительный анализ
«Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина
и летописного сюжета
из «Повести временных лет»
Слайд 23Этап 4.
Выводы по результатам теоретического
и практического исследований
Заключение
Итак, наша рабочая гипотеза, что в художественном произведении нет достоверных фактов и все события искажены вымыслом автора, оказалась не совсем верна.
Слайд 24
Практическая значимость исследования
для науки и исследователей
цель
гипотеза
выводы
задачи
Слайд 25Этап 5.
Практическая значимость исследования,
(выбор продукта проекта)
Слайд 26Продукты проектной деятельности
Web-сайт;
Анализ данных социологического опроса;
Атлас;
Видеоклип;
Выставка;
Газета;
Журнал;
Законопроект;
Игра;
Карта;
Коллекция;
Костюм;
Макет;
Модель;
Музыкальное произведение;
Мультимедийный продукт;
Пакет рекомендаций;
Письмо в
...;
Праздник;
Прогноз;
Публикация;
Путеводитель;
Серия иллюстраций, галерея ;
Сказка;
Справочник;
Статья;
Сценарий;
Учебное пособие;
Чертеж;
Экскурсия…
Слайд 27Этап 6.
Перспективы продолжения исследования
Перспективы
Слайд 28Содержание этапов работы над ИП
3. Защита проекта
- Подготовка презентационных материалов
- Презентация
проекта
- Изучение возможностей использования результатов проекта.
Литература и Интернет-источники
1. Организация проектной деятельности в школе [Текст] / Авт.-сост. С.Г. Щербакова.- Волгоград: Учитель, 2009.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
3. И.С.Сергеев Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работы ОУ.
4. Школа исследователей (в помощь учителям, организующим проектную и исследовательскую работу учащихся)/Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации. Сост. Гильгенберг Т.Н. и др. Под ред. Соловьевой Т.В. – Челябинск, изд.ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2014
Интернет-ресурсы
1. http://skools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
2. www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно практических юношеских конференций, семинаров и пр.
3. www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.
4. http://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-1325 учительский портал.
5. http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей. Проектная и исследовательская работа в школе.
6. http://portfolio.1september.ru Фестиваль исследовательских и творческих работ.
Слайд 30 Если в конце исследования
не видно начала следующего
- значит
исследование
не доведено до конца.
Дмитрий Лихачев
volchenko.natalya@mail.ru