Слайд 1Игровые формы работы уроках Истории искусства
Презентацию подготовила Поддубнёнкова Е.Н. преподаватель
художественного отделения ГБУ ДО НАО «ДШИ»
Слайд 2Игра - путь детей к познанию мира. Игра обогащает знания, способствует
проявлению способностей и наклонностей, совершенствует их. Дидактические игры помогают легче усваивать учебный материал, углублять знания по различным вопросам, проверять пройденный материал.
Слайд 3Кроссворд
Кроссворд –головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по
заданным значениям. Решение кроссворда имеет большое значение для стимулирования у школьников интереса к учению. Решение кроссвордов - полезное умственное занятие. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую.
Слайд 4 Среди кроссвордов можно выделить такие разновидности как:
Кроссворд - загадка "соединенные
слова".
Для их решения необходимо определить, какие два слова "спрятались" в одной строке. Последние буквы первого слова являются началом второго.
а) достижения людей в материальной и духовной жизни (культура),
б) великий герой Индии, принц, победивший ракмаса Равану (Рама).
Слайд 5Чайнворд или "лабиринт»
Основное правило при его заполнении - последняя буква слова
является первой буквой следующего за ним слова
1. В переводе с латинского, обрабатывание возделывание (культура)
2. Священное египетское животное (Апис)
3. Город, где находились усыпальницы священных быков (Саккара)
4. Покровитель умерших (Анубис)
5. Исполинская статуя с головой царя и туловищем льва, охраняющая пирамиды (сфинкс)
6. Гробы фараонов, повторяющие форму человеческого тела (саркофаг)
7. Место, где находятся три крупнейших пирамиды Египта (Гиза)
8. Царь богов в эпоху Нового царства в Древнем Египте (Амон)
9. Сестра Исиды (Нефтида)
Слайд 6Кроссворд - "лесенка»
Все слова в этом кроссворде либо начинаются с одной
буквы, либо заканчиваются одинаково.
1. Бог солнца в Египте (Ра)
2. Краска для ногтей, волос, ладоней в Египте (хна)
3. Место, где построена пирамида Хеопса (Гиза)
4. Богиня магии и волшебства (Исида)
5. Континент, где расположен Египет (Африка)
6. Первые прямоугольные гробницы фараонов (мастаба)
7. Место захоронения фараонов, охраняемое сфинксом (пирамида)
Слайд 7Кроссворд – пирамида
Разгадав все слова, дойдя до вершины, узнаете имя бога
воскресающей и умирающей природы.
Он назван в честь македонского царя и полководца, дата его рождения - 331 г. до н. э. место рождения - Средиземноморское побережье. Что это? (Александрия)
2.Имя фараона из династии эпохи древнего Египта, при котором появились "тексты пирамид". (Нефериркара)
Ее второе имя Нефернефруатон, ее муж - Эхнатон, возродил культ бога Солнца и построил для него не храм, а целый город - Ахетатон (Нефертити)
Материал для письма в Древнем Египте (папирус)
Их делали из глины, в них хранили вино, зерно (сосуд).
Бог мудрости в Египте (Тот).
Слайд 8 Кроссворд "спрятанное название" или головоломка
Вписать слова в клетки по горизонтали или
по вертикали, чтобы получилось ключевое слово.
Священный монумент в честь бога солнца (обелиск).
Знаки египетского письма (иероглиф).
Слева от него находится "страна мертвых" (Нил).
Место в храме, где проходили религиозные процессии (гипостиль).
Мастерская, где происходило бальзамирование (уабет).
Бог пустынь, бурь и непогод (Сет)
Слайд 101. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека.
2. Один из видов изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является линия и черно-белые пятна.
3. Вид изобразительного искусства, где человек проектирует здания, сооружения, парки и площади, города и поселки.
4. Водяные краски, используемые для живописи.
Сочетание цветов в картине.
5. Основа для изображения, картины.
6. Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью лепки, высекания, резьбы или отливки.
7. Художник, который рисует животных.
8. Один из видов изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет.
Слайд 12Ребус
Один из игровых способов текущей проверки знаний. Ребус активизирует мыслительную деятельность
учащихся, развивает внимание, логическое мышление, сообразительность. Используется на разных этапах урока. По сравнению с кроссвордом ребус более сложный вариант игры. Чтобы у учащихся не исчез интерес к игре, необходимо постепенно усложнять игровой материал. Ребус имеет несколько степеней сложности.
При разгадывании и составлении ребусов необходимо знать несколько правил:
Слайд 131. Названия предметов читаются только в именительном падеже,
2. Запятая в ребусе
- это знак исключения буквы в зависимости от того, где он стоит,
3. Зачеркнутая буква означает, что ее надо исключить, иногда ее приравнивают к другой букве,
4. Если рисунок ребуса перевернуть "вверх ногами", то его надо прочитать на оборот,
5. Если возле рисунка ряд цифр, то буквы надо расставить в том порядке, как расставлены цифры,
6. Если буквы, слоги, рисунки расположены один в другом, над другим, то нужно прибавить соответствующий предлог.
Слайд 16
Проверочные карточки
Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным
и облегчить работу учителя, можно использовать проверочные раздаточные карточки. В основе карточек - принцип постепенного усложнения материала. Карточки позволяют использовать их способности и возможности, разный уровень подготовленности.
С проверочными карточками можно работать на любой стадии урока. Карточки позволяют экономить время на уроке и охватить опросом большое количество учащихся. Проверочные карточки могут быть разными по виду и форме и содержанию.
Слайд 18Викторина
Для закрепления и повторения материала на уроке можно использовать такую
игровую проверку знаний как викторина. Проверка носит соревновательный характер, поэтому интерес и внимание очень высокие. Такая форма контроля позволяет развивать речь учащихся, активизирует мыслительную деятельность и показывает качество усвоения учебного материала.
Слайд 19Викторины могут быть:
1. Хронологическая - ориентирована на знание дат, учащиеся проявляют знания конкретного
материала, быстроту восприятия.
2. Викторина характеристик посвящена деятелям культуры, истории. Учащиеся должны назвать имя человека, характеристика которого дана.
3. Иллюстрированная викторина.
Учащимся предлагаются иллюстрации архитектурных памятников, произведений живописи без соблюдения хронологического порядка, а они должны дать ответы на вопросы:
1) название памятника,
2) время и место сооружения,
3) его отличительные характеристики.
Слайд 20
4. Викторина событий предлагает перечень характеристик событий, учащиеся должны узнать о каком
событии идет речь. Этот вид викторин способствует лучшему усвоению учащимися материала по истории культуры, развивает память и мыслительную деятельность.
5. Тематическая викторина посвящена определенной теме и подробно раскрывает ее, таким образом, создавая целостное восприятие материала.
6. Викторина из литературных фрагментов. Она похожа на викторину событий. Учащиеся должны по литературному отрывку узнать событие.
Слайд 21 7. Викторина сравнений: "Сходство и различие".
Учащиеся должны установить сходство и
различие архитектурных памятников, литературных произведений, произведений живописи.
Слайд 22Загадки
Небольшой игровой момент опроса, который можно использовать как вводный диалог к
изучению нового материала. Он активизирует мыслительную деятельность, способствует поддержанию интереса к учебному процессу.
Острый нос чертеж выводит
Аккуратно, не спеша.
Ровно линии проводит
Тонкий нос... (карандаша)
Слайд 23 Пазлы
Игра-головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов рисунка
различной формы.
Пазлы влияют на развитие логического, пространственного мышления, развивают внимание и память. Собирание пазлов - репродукций произведений искусства, не только знакомит учащихся с культурным наследием, но и развивает чувство прекрасного.
Слайд 25Игровые знания являются активной формой проверки знаний учащихся. Они могут предварять
новый материал, пробуждая у учащихся интерес к нему, закреплять и повторять пройденное.
Каждый вид игрового задания определяется содержанием изучаемого материала. При этом необходимо обязательно выделить те знания, умения и навыки, которые требуется сформировать у учащихся. Место и роль задания в учебном процессе определяет учитель.