Слайд 1
Формы и виды рефлексии на уроках по ФГОС
Автор:
Учитель информатики
МБОУ
Гимназии №133
им. Героя Социалистического Труда М.Б. Оводенко
г.о. Самара
Слайд 2Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад
Словарь иностранных
слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
Что означает термин «рефлексия»?
Слайд 3Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
ради чего он изучает данную тему,
как она ему пригодится в будущем;
какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
какой вклад в общее дело он может внести;
может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Слайд 4Когда проводить рефлексию?
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как
это принято считать, но и на любом его этапе, по итогам изучения темы, целого раздела материала.. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими участниками деятельности со своими.
Слайд 6По содержанию:
символическая;
устная;
письменная.
Слайд 7По форме деятельности
коллективная,
групповая,
фронтальная,
индивидуальная.
Слайд 8
По цели:
Эмоциональная;
Рефлексия деятельности;
Рефлексия содержания учебного материала.
Слайд 9Рефлексия эмоционального состояния и настроения
Слайд 10оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала..
Слайд 11Телеграмма
Детям дается бланк телеграммы, на котором он должен коротко (не более
10 слов) охарактеризовать свое состояние после урока.
Слайд 13помогает осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно,
выявить пробелы.
Резюме
Рейтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.
Резюме: Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю
Слайд 15Анкетирование.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3.Урок
для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Слайд 16«Комплимент».
Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга
и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Слайд 17Оценивание обучающимися активности и качества своей работы на уроке
«+» -
ответил по своей инициативе, ответ правильный
«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
«0» - не ответил
Слайд 18Рефлексия содержания учебного материала
дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность
собственной работы на уроке.
Слайд 19Попс-формула
Этот метод удачно используется при оценке каких-либо суждений, высказываний, мнений, при
решении сложных дискуссионных проблем и способствует формированию познавательных УУД. Эффективно его можно использовать и при написании эссе. Вот краткое описание работы с «формулой»:
П – это позиция. Здесь учащиеся высказывают свою позицию по изучаемому вопросу, начиная со слов «я считаю, что…».
О – обоснование. Здесь учащиеся приводят довод в поддержку своей позиции: «…потому, что…».
П – пример. Здесь учащиеся приводят факты, иллюстрирующие свой довод: «…например…».
С – следствие. Здесь учащиеся формулируют вывод, который надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции: «…поэтому…».
Работая с «формулой учащиеся учатся не только формулировать свою точку зрения, но и поэтапно, грамотно её отстаивать, доказывать
Слайд 20
«Инсерт»- метод критического мышления
(пометки на полях).
I – interactive
N – noting
самоактивизирующая «V» - уже знал
S – system системная разметка «+» - новое
Е – effective для эффективного «-» - думал иначе
R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы
Т – thinking.
Пометки могут быть следующие: Знаком «галочка» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику, он ранее с ней познакомился. Знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация. Знаком «минус» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у школьника представлениями, то, о чем он думал иначе. Знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятным ученику и вызывает желание узнать подробнее.
Слайд 21
Составление синквейна
Синквейн - это стихотворение, состоящее из
пяти строк,
в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово, определяюще содержание синквейна.
Вторая строка - два прилогательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Слайд 22Приём «Диаманта».
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя
из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
1, 7 строчки – существительные антонимы;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
2 – два прилагательных к первому существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Слайд 23Прием «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове»
этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается на уроке. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу урока вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть проблемы.
Слайд 24Мудрые совы
Азы работы над текстом.
(найдите в тексте основные понятия и запишите
их).
Ты уже знаешь последние новости?
(выберите ту информацию, которую считаете для себя новой).
Известное и неизвестное.
(найдите в тексте информацию, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна).
Что, не ждали?
(выберите из текста ту информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и представлениям).
Главная жизненная мудрость.
(постарайтесь выразить основную мысль тремя фразами. Какая из фраз является центральным высказыванием?).
Поучительный вывод.
(можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?).
Важные темы для обсуждения.
(найдите в тексте такие места и высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии).
Проанализируйте основную мысль в схемах, таблицах, графиках… (если это возможно по содержанию текста).
Слайд 25Рефлексия итогов проведенного семинара
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я
почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я попробую…
Меня удивило…
Семинар дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Слайд 26Фразы из
рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я
понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…