Слайд 1Формирование учебной мотивации учащихся.
Составил. Скабёлкин К.Ю.
учитель истории обществознания
МБОУ СОШ №6 г. Мегион
пгт Высокий ХМАО - Югра
Слайд 2Формы формирования учебной мотивации учащихся на первом этапе урока.
Учащиеся первой ступени
среднего звена: 5, 6 класса любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.
Слайд 3Мешок настроения.
восторг, удивление
радость, уют, тепло
светлое, приятное,
умиротворенное
спокойствие
неудовлетворенность,
грусть
тревога, напряжение
упадок, уныние
Слайд 4Аутотренинг: примеры самовнушений.
Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я как разведчик всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов (ва) к работе.
Работаю!
Слайд 5Интегрированная разминка.
Особенно хорошо, интересно, позитивно проходит разминка «Винегрет».
Для настроя на
продуктивную работу, создания атмосферы комфорта на уроке учитель в очень быстром темпе задает вопросы из различных областей наук, причем среди них могут быть и шуточные.
А закончить можно стандартным вопросом: Какое сегодня число? Учащиеся записывают его в тетрадь и работа продолжается.
Слайд 6Пожелание.
Учащиеся вместе с учителем встают в круг. Этот круг называют «Круг
радости» и высказывают друг другу пожелания.
Последнее пожелание делает учитель.
Слайд 7Формы формирования учебной мотивации учащихся на этапе рефлексии.
Формированию учебной мотивации способствует
умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении обучающегося в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.
Слайд 8Плюс-минус-интересно.
+ ВСЕ, ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ НА УРОКЕ
- ВСЕ, ЧТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ НА
УРОКЕ
«И» – ВСЕ, ЧТО БЫЛО ИНТЕРЕСНО
Слайд 9
Комплимент.
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают
вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.
Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. И формирует положительный имидж учителя.
Слайд 10Три лица.
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального
и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
Хорошо использовать для этого слайд презентации с анимированными смайликами.
Слайд 11Пейзаж.
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным,
печальным настроением, другая - радостным, веселым.
Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. И для этой работы можно использовать слайд с анимированными картинками природы.
Формируется интерес, эстетика, вкус.
Слайд 12Что, если?..
Этот прием предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются
со слов: «Что, если…?»
Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.
Слайд 13Три момента. График. Дерево моего успеха.
Учащимся предлагается назвать три момента, которые
у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Учащимся предлагается начертить в течение урока график изменения их интереса; уровня познания, личной активности.
Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.
Слайд 14Рефлексивная мишень.
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом
из секторов записываются параметры: вопросы рефлексии состоявшейся деятельности.
Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю.
Затем проводят её краткий анализ.
Слайд 15Благодарю!
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из
ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.
Учителя из числа выбираемых следует исключить.
Благодарственное слово педагога является завершающим.
При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Слайд 16А на последок я скажу!..
Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
Насколько
оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
Что не оправдалось и почему?
Мои и наши перспективы?
Слайд 17 Синквейн.
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн
на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Слайд 18Шкала настроения. Лучики солнца. Светофор. Лестница успеха.
У каждого листок со шкалой
настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.
Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
Обучающиеся оценивают свою деятельность на уроке с помощью цвета сигналов «Светофора»:
Все понятно, затруднений не испытывал (а).
Были затруднения, из которых выходил при помощи учителя.
Много непонятного.
В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
Слайд 19Чемодан, мясорубка,
корзина.
На слайде рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё,
что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Слайд 20Цветик – семицветик. Мишень настроения. Отсроченная отгадка.
Дети выбирают для себя лепесток,
цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.
День это выстрел. В какую область настроения учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок – попадание в одной из цветовых зон. Внутри дата. Состояние моей души.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём Отсроченная отгадка. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.