Презентация, доклад Формирование образовательных компетенций

Содержание

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету

Слайд 1Формирование образовательных компетенций
Сизов Д.В.
ГПОУ ЯО Рыбинский транспортно-технологический колледж

Формирование образовательных компетенцийСизов Д.В.ГПОУ ЯО Рыбинский транспортно-технологический колледж

Слайд 2
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке

ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной

Слайд 3Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков,

способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в

Слайд 4
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых

ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта

Слайд 5
Изучать:
• уметь извлекать пользу из опыта; • организовывать взаимосвязь своих знаний

и упорядочивать их; • организовывать свои собственные приемы изучения; • уметь решать проблемы; • самостоятельно заниматься своим обучением.

Ключевые компетенции для Европы

Изучать: 	• уметь извлекать пользу из опыта; • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; • организовывать

Слайд 6


Искать: • запрашивать различные базы данных; • опрашивать окружение; • консультироваться у эксперта; • получать

информацию; • уметь работать с документами и классифицировать их.
Искать: • запрашивать различные базы данных; • опрашивать окружение; • консультироваться у эксперта; • получать информацию; •

Слайд 7
Думать: • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; • критически

относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; • уметь противостоять неуверенности и сложности; • занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; • видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; • уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Думать: • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; • критически относиться к тому или

Слайд 8


Сотрудничать: • уметь сотрудничать и работать в группе; • принимать решения — улаживать

разногласия
и конфликты; • уметь договариваться; • уметь разрабатывать и выполнять контракты. Приниматься за дело: • включаться в проект; • нести ответственность; • входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; • доказывать солидарность; • уметь организовывать свою работу; • уметь пользоваться вычислительными и
моделирующими приборами.
Сотрудничать: • уметь сотрудничать и работать в группе; • принимать решения — улаживать разногласия и конфликты; •

Слайд 9Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; • доказывать гибкость перед

лицом быстрых изменений; • показывать стойкость перед трудностями; • уметь находить новые решения.
Адаптироваться: • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; • доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; •

Слайд 10Ключевые компетенции
отечественного образования

Ключевые компетенции отечественного образования

Слайд 11Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью

видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться

Слайд 12
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой

культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и

Слайд 13

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности,

включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.

Слайд 14Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах

и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в

Слайд 15
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями

и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе,

Слайд 16
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента,

производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности

Слайд 17Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального

саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик

Слайд 18 основные функции компетенций:
- отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к

участию в повседневной жизни; - быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования; - задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;

основные функции компетенций:- отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни; - быть

Слайд 19- задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него

способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности; - быть частью содержания различных учебных предметах и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования; - соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач; - представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
- задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении

Слайд 20 1) Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию

образования; 2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Иерархия компетенций

1) Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;  2) общепредметные компетенции –

Слайд 21
- название компетенции; - тип компетенции в их общей иерархии

(ключевая, общепредметная, предметная компетенция); - круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция; - социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);

Структурные компоненты компетенции

- название компетенции; - тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция); -

Слайд 22 смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость

компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);
знания о данном круге реальных объектов;
- умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику

Слайд 23 способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
минимально

необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);
индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).
способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;  минимально необходимый опыт деятельности ученика в

Слайд 24 1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете; 2)

построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»; 3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; 4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.

Технология конструирования компетенций

1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете;   2) построение иерархической надпредметной систематики

Слайд 25 1. Объекты реальной действительности (природные, культурные, социальные явления, технические устройства, произведения-первоисточники…
В

русском языке это может быть устная речь как реальный процесс с его элементами – звуками, словами и т.п., тексты произведений как материализованные объекты; в физике – основные физические явления, вещества в различных состояниях, фундаментальные поля и взаимодействия, элементарные частицы; в химии - вещества и процессы их превращения; в истории - предметы и события исторического значения и т.д.

Минимальные систематизированные перечни компонентов учебного предмета, необходимых для составления предметных компетенций:

1. Объекты реальной действительности (природные, культурные, социальные явления, технические устройства, произведения-первоисточники…	В русском языке это может быть устная

Слайд 262. Общекультурные знания об изучаемой действительности: культурно значимые факты, идеи, гипотезы,

проблемы, способы деятельности понятия, правила, законы, противоречия, теории, технологии, альтернативные подходы и др. знания, которые выработаны человечеством по отношению к соответствующим объектам.

3. Общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности. Систематизированные по группам перечни конкретных умений, навыков и способов деятельности, относящихся к учебному предмету и имеющих общепредметную роль и значение.
2. Общекультурные знания об изучаемой действительности: культурно значимые факты, идеи, гипотезы, проблемы, способы деятельности понятия, правила, законы,

Слайд 27
Таким образом, при формировании перечня предметных компетенций учитывается их комплексный характер,

т.е. наличие в структуре компетенции:
а) объекта реальной действительности;
б) социальной значимости знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к данному объекту;
в) личностной значимости для ученика формирования данной компетенции.
Таким образом, при формировании перечня предметных компетенций учитывается их комплексный характер, т.е. наличие в структуре компетенции: а)

Слайд 28 Построение «древа компетенций» имеет целью иерархическую систематизацию трех уровней компетенций: ключевых,

общепредметных, предметных.

Древо компетенций

Построение «древа компетенций» имеет целью иерархическую систематизацию трех уровней компетенций: ключевых, общепредметных, предметных. Древо компетенций

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть