Слайд 1Формирование образовательных компетенций
Сизов Д.В.
ГПОУ ЯО Рыбинский транспортно-технологический колледж
Слайд 2
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке
ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Слайд 3Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков,
способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Слайд 4
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых
ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Слайд 5
Изучать:
• уметь извлекать пользу из опыта;
• организовывать взаимосвязь своих знаний
и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
Ключевые компетенции для Европы
Слайд 6
Искать:
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать
информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.
Слайд 7
Думать:
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически
относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Слайд 8
Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения — улаживать
разногласия
и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и
моделирующими приборами.
Слайд 9Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед
лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения.
Слайд 10Ключевые компетенции
отечественного образования
Слайд 11Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью
видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Слайд 12
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой
культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
Слайд 13
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Слайд 14Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах
и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Слайд 15
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями
и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Слайд 16
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента,
производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Слайд 17Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального
саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Слайд 18 основные функции компетенций:
- отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к
участию в повседневной жизни;
- быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
- задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
Слайд 19- задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него
способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
- быть частью содержания различных учебных предметах и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
- соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
- представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
Слайд 20 1) Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию
образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Иерархия компетенций
Слайд 21
- название компетенции;
- тип компетенции в их общей иерархии
(ключевая, общепредметная, предметная компетенция);
- круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;
- социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);
Структурные компоненты компетенции
Слайд 22 смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость
компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);
знания о данном круге реальных объектов;
- умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
Слайд 23 способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
минимально
необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);
индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).
Слайд 24 1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете;
2)
построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»;
3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения;
4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.
Технология конструирования компетенций
Слайд 25 1. Объекты реальной действительности (природные, культурные, социальные явления, технические устройства, произведения-первоисточники…
В
русском языке это может быть устная речь как реальный процесс с его элементами – звуками, словами и т.п., тексты произведений как материализованные объекты; в физике – основные физические явления, вещества в различных состояниях, фундаментальные поля и взаимодействия, элементарные частицы; в химии - вещества и процессы их превращения; в истории - предметы и события исторического значения и т.д.
Минимальные систематизированные перечни компонентов учебного предмета, необходимых для составления предметных компетенций:
Слайд 262. Общекультурные знания об изучаемой действительности: культурно значимые факты, идеи, гипотезы,
проблемы, способы деятельности понятия, правила, законы, противоречия, теории, технологии, альтернативные подходы и др. знания, которые выработаны человечеством по отношению к соответствующим объектам.
3. Общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности. Систематизированные по группам перечни конкретных умений, навыков и способов деятельности, относящихся к учебному предмету и имеющих общепредметную роль и значение.
Слайд 27
Таким образом, при формировании перечня предметных компетенций учитывается их комплексный характер,
т.е. наличие в структуре компетенции:
а) объекта реальной действительности;
б) социальной значимости знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к данному объекту;
в) личностной значимости для ученика формирования данной компетенции.
Слайд 28 Построение «древа компетенций» имеет целью иерархическую систематизацию трех уровней компетенций: ключевых,
общепредметных, предметных.
Древо компетенций