Слайд 1Формирование навыков самостоятельной деятельности обучающихся в ходе изучения общественных дисциплин.
Медная Наталья
Викторовна, преподаватель истории
Слайд 2Самостоятельная работа - организованная преподавателем активная деятельность обучающихся, направленная на выполнение
поставленной дидактической цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, обобщение и систематизация, формирование и развитие умений и навыков.
Слайд 3
Основные требования к организации самостоятельной работы:
- каждая самостоятельная работа имеет конкретную
цель;
- каждый обучающийся знает порядок и приемы выполнения работы;
- сочетаются разнообразные виды работы и осуществляется управление процессом работы;
- содержание и формы работы должны вызывать интерес, желание выполнить работу до конца;
- самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям обучающихся.
Слайд 4В соответствии с уровнями самостоятельной деятельности можно выделить 4 вида работ:
работа по образцу, реконструктивно-вариативная (на основе общей идеи найти новые способы решения проблемы), эвристическая (поиск ответа за пределами образца), творческая.
По форме организации деятельности выделяется групповая, индивидуальная, фронтальная работа.
Слайд 5
Виды самостоятельной работы:
1. Работа со справочной литературой, печатными источниками – составление
системы вопросов, составление и заполнение сравнительной таблицы, составляют развернутые планы ответов на вопросы, группируют понятия по темам. Обязательный элемент самостоятельной работы – ведение необходимых записей.
Тезисы – краткое изложение идей источника;
Выписки – краткие записи в форме цитат или близкое к тексту изложение основного материала;
Аннотации, резюме – очень краткое изложение содержания текста, его критическая оценка;
Конспект – краткое письменное изложение содержания источника, включающее основные положения в сжатой форме.
Слайд 6Тема: «Россия в первой половине XIX века». Составьте сравнительную таблицу «Тайные
организации декабристов накануне восстания 14 декабря 1825 года» по следующей схеме:
Слайд 8
2. Работа с историческими документами. Это сложная работа, которая требует
изучения алгоритма анализа исторического источника:
- внимательно читаем источник;
- определяем происхождение источника, автора, время и место создания;
- определяем ценность источника – первичный или вторичный, для чего создан, на какую аудиторию рассчитан;
- определяем ограниченность источника: на какие вопросы нельзя ответить, насколько можно доверять информации, какие факты нужно учесть при использовании источника.
Слайд 9Прочтите отрывок из послания Президента США, адресованное руководителю СССР, назовите фамилию
этого советского руководителя и событие, о котором идет речь.
«Уважаемый господин Председатель,
…Я пришел к выводу, что ключевые элементы … заключаются в следующем: Вы согласитесь устранить эти виды оружия с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство … прекратить дальнейшую доставку таких видов оружия на Кубу.
Мы с нашей стороны, согласимся… а) быстро отменить меры карантина. Применяющиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе от вторжения на Кубу…»
Слайд 10 Прочтите отрывок из сочинений историка В.О.Ключевского и ответьте на поставленные
вопросы.
«Тогда стали у нас друг против друга два миросозерцания, два враждебных порядка понятий и чувств. Русское общество разделилось на два лагеря, на почитателей родной старины и приверженцев новизны, т.е. иноземного, западного. Руководящие классы общества, оставшиеся в ограде православной церкви, стали проникаться равнодушием к родной старине, во имя которого ратовал раскол, и тем легче отдавались иноземному влиянию. Старообрядцы, выкинутые за церковную ограду, стали тем упорнее ненавидеть привозные новшества, приписывая им порчу древнеправославной русской церкви. Это равнодушие одних и ненависть других вошли в духовный состав русского общества как новые пружины…, тянувшие людей в разные стороны».
О каком явлении русской истории пишет автор?
Что такое раскол? Кто такие староверы?
Слайд 113. Практические работы.
Тема раскрывается с использованием разных источников: учебника, карт,
документов, статистических данных, видеофильмов и т.д. Индивидуально и в группе. Составление кроссвордов, тестов, нахождение ошибок в тексте, написание эссе, викторин, составление хронологических таблиц, аргументация своей точки зрения и т.д.
во II половине XIX века
По горизонтали:
6. Сельскохозяйственный рабочий русской деревни после отмены крепостного права. 7. Способ комплектования русской армии в XVII – XIX вв. 8. Глава тайной организации «Народная расправа». 10. Генерал, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. 13. Общественно-экономический строй (формация), основанный на частной собственности на средства производства и использовании наемного труда капиталом
По вертикали:
Самостоятельность какой-либо организованной социальной общности (в том числе и административно-территориальных единиц) в управлении собственными делами. 2. Документ, провозгласивший отмену крепостного права. 3. Лидер заговорщицкого течения в народничестве. 4. Общественное движение в среде русской интеллигенции во второй половине XIX . 5. Идейный лидер анархизма в России. 9. Участки земли, переданные после отмены крепостного права от крестьян помещикам. 11. Зажиточный крестьянин, использующий наемный труд. 12. Лидер пропагандистского течения в народничестве.
Слайд 144. Составление аналитических схем, логических цепочек. Это позволяет четко и визуально
представить отношения между частями и всю систему в целом. Это развивает умение абстрагироваться.
5. Использование технических средств: аудио, видео, Интернета. Поиск и обработка необходимой информации (презентации), умение ее преподнести развивает логическое мышление студентов.
Слайд 156. Составление опорных конспектов – элемент игры, экономия времени и места.
7.
Поиск ответа на проблемный вопрос.
8. Ролевая игра. Например, «Суд над Иваном Грозным».
9. Исследовательская работа – это самостоятельная творческая работа. Результаты оформляются в форме рефератов, проектов и т.д.
10. Семинарские занятия – поиск источников, умение отобрать необходимые сведения, донести их до присутствующих.
Слайд 17
Научная конференция студентов учреждений среднего профессионального образования, посвященная 200-летию
Отечественной войны 1812 г.
27 сентября 2012 г.
Слайд 221. Семинар-дискуссия: «СССР
в 1953-1964 гг. Великое десятилетие!?..»
Почему надгробный памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище выполнен из белого и черного мрамора?
2. «СССР в 30-е годы XXвека»
«Триумф и трагедия» назвал эпоху Сталина военный историк Дмитрий Волкогонов. Триумф одного человека – трагедия целого народа. Так ли это?
Слайд 23 Таким образом, самостоятельная работа позволяет обогащению социального опыта обучающихся,
способствует критическому восприятию окружающей социальной реальности, определению собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни.
Развивающий потенциал связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления, коммуникативной культуры, возможности самовыражения.