Презентация, доклад Естественнонаучный подход в преподавании истории. Шевчик О.Д.

Естественнонаучный подход (натурализм) утверждает, что человечество живет по законам природы. Так, Ш.Л. Монтескьё определял решающими факторами общественного развития климат и почву страны. Л.И. Мечников особое значение придавал воде – рекам, морям, океанам (гидросфера), около которых люди селились,

Слайд 1Естественнонаучный подход в преподавании истории

Естественнонаучный подход  в  преподавании истории

Слайд 4Естественнонаучный подход (натурализм) утверждает, что человечество живет по законам природы.
Так, Ш.Л.

Монтескьё определял решающими факторами общественного развития климат и почву страны.
Л.И. Мечников особое значение придавал воде – рекам, морям, океанам (гидросфера), около которых люди селились, кормились и по которым осуществлялись основные коммуникации.
Т. Мальтус, основатель демографии, главным фактором в истории видел естественный прирост народонаселения, являющийся причинами нехват-ки средств к существованию и расширению жизненного пространства людей, вступающих в противоречие с другими людьми. Отсюда войны, бедность, голод и болезни, приводящие к революциям. 
Л.Н. Гумилёв ус-танавливал причину рождения и развития этносов некую пассионарность – биопсихическую энергию, возникающую из энергии солнца в сочета-нии с этническими, географическими и климатическими условиями существования людей.
Естественнонаучный подход (натурализм) утверждает, что человечество живет по законам природы. Так, Ш.Л. Монтескьё определял решающими факторами общественного развития

Слайд 6Иной подход (с точки зрения материализма) демонстрирует формационный (марксистский) подход, основанный в

середине XIX в. К. Марксом и конкретизированный Ф. Энгельсом, позднее дополнен трудами В.И. Ленина. Согласно этому подходу исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-экономических формаций:
1) первобытнообщинный строй – когда все равны, работают сообща и все наработанное делят пополам;
2) рабовладение – первое классовое общество, внутри которого рабовладелец владеет всем, в т.ч. рабами, как основными производителями общественных благ;
3) феодализм – время господства феодалов-землевладельцев, эксплуатирующих труд зависимых от них крестьян;
4) капитализм – эпоха промышленных революций, приведшая к возникновению капиталистов (буржуазия) – владеющих промышленными предприятиями и нанимаемых ими рабочих (пролетариат);
5) коммунизм (первая стадия коммунизма – социализм) – когда все равны, работают сообща и все наработанное делят пополам.
Иной подход (с точки зрения материализма) демонстрирует формационный (марксистский) подход, основанный в середине XIX в. К. Марксом и конкретизированный

Слайд 8 Данные формации отличаются между собой способом материального производства (экономический

фактор), сочетающим производительные силы и производственные отношения.
Противоречия между ними рождают классовую борьбу – главный двигатель истории, приводящий к смене формаций.
Несмотря на свою привлекательность и простоту, у данного подхода имеются и недостатки, в частности он не учитывает многообразия мира (прежде всего культурного) и не может быть применен ко всем странам и народам, по-разному развивавшимся.
Тем не менее, после 1917 г. этот подход стал господствующим в нашей стране и оставался таковым вплоть до распада СССР в 1991 г.
Данные формации отличаются между собой способом материального производства (экономический фактор), сочетающим производительные силы и производственные

Слайд 10Цивилизационный подход 
возник во второй половине XIX – начале ХХ века.
К

основным представителям этого подхода принадлежат Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби.
Согласно данному подходу исторический процесс рассматривается как развитие отдельных стран и народов (замкнутых локальных цивилизаций), которые имеют свое культурное своеобразие, но в итоге все они проходят стадии возникновения, роста, расцвета, упадка и гибели, как все живое на Земле.
Недостатком подхода является неразработанность терминологии (нет даже четкого понимания термина «цивилизация»). Это ограничивает его распространение.В итоге во второй половине
XX в. возникла идея стадиальных ци-вилизаций, пытающаяся соединить формационные и цивилизационные подходы. По ней все человечество есть одна большая цивилизация, про-ходящая в своем развитии стадии: доиндустриальную (традиционную, аграрную), индустриальную (техногенную) и постиндустриальную.
Цивилизационный подход возник во второй половине XIX – начале ХХ века. К основным представителям этого подхода принадлежат Н.Я.

Слайд 12Одним из популярных является модернизационный подход (теория модернизации), восходящий к учению М.

Вебера начала ХХ в. Само слово «модернизация» означает переход от традиционного общества, основанного на традициях, к современному, основанному на постоянном совершенствовании.
В современной исторической науке, особенно на Западе, широкое распространение получил антропологический подход, который приоритетную роль отводит человеку, его внутреннему миру.
В целом можно сказать, что пока не существует подхода, который позволил бы полноценно и всеобъемлюще познать историю. Каждый подход позволяет решить те или иные задачи.
Одним из популярных является модернизационный подход (теория модернизации), восходящий к учению  М. Вебера начала ХХ в. Само слово

Слайд 14Естественнонаучная, или сциентистская,
парадигма в познании
Наука представляет собой особую сферу человеческой

деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительном мире. Как сфера человеческой деятельности наука сложилась в эпоху Просвещения, а первой системой научного знания стало естествознание.
Две установки характерны для классического естествознания: ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины) и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования). 
Сциентизм — мировоззрение, рассматривающее науку и ее успехи в качестве главного фактора прогресса в истории и средства решения социальных проблем.
Естественнонаучная, или сциентистская, парадигма в познанииНаука представляет собой особую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и

Слайд 16Естественнонаучное образование 
включает в себя очень широкие направления и области естественно-научного знания. 


Естественнонаучный подход в преподавании истории, описывает структурные, функциональные, количественные и последовательные причинно-следственные связи материальных объектов и систем материальных объектов в поле времени-пространства среды их нахождения.
Естественнонаучное образование включает в себя очень широкие направления и области естественно-научного знания.  Естественнонаучный подход в преподавании истории, описывает

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть