Слайд 1ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ
Слайд 2Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса
и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки» или «освобождения» от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.
Слайд 3Понятие «эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 году для характеристики
психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи.
Это люди, которые работают в системе «человек-человек»: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.
Слайд 4Виктор Васильевич Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:
1. Напряжение – характеризуется
ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью.
Проявляется в таких симптомах:
• переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);
• недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);
• «загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;
• тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.
Слайд 52. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения
защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления. Проявляется в таких симптомах:
• Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – неконтролируемое влияние настроения на профессиональные отношения;
• Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;
• Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;
• Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.
Слайд 63. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений,
нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:
• Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;
• Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;
• Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;
• Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.
Слайд 7В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
• усталость, истощение;
•
недовольство собой, нежелание работать;
• усиление соматических болезней;
• нарушение сна;
• плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
• агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
• негативная самооценка;
• пренебрежение своими обязанностями;
• снижение энтузиазма;
• отсутствие удовлетворения от работы;
• негативное отношение к людям, частые конфликты;
• стремление к уединению;
• чувство вины;
• потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
• снижение аппетита или переедание.
Слайд 8Методы и способы, которые могут помочь управлять психоэмоциональным состоянием:
Снятие физического и
эмоционального напряжения (умение расслабляться) – упражнения - «Лимон», «Сосулька», релаксационные упражнения «Ресурсное место», «Энергетический душ», «Источник» и др.; звуковая гимнастика, например, пропеваем следующие звуки в течении 30 сек.
А – воздействует благотворно на весь организм
Я – воздействует на работу всего организма
О – воздействует на сердце, легкие
ХА – помогает повысить настроение.
О том, что музыка способна изменить психическое и физическое состояние человека известно еще в Древней Греции. Отечественный физиолог Тарханов доказал, что музыка, доставляющая человеку радость, способствует расширению сосудов, нормализует давление. Отмечается, что женщины в основном реагируют на классическую музыку.
Очень эффективно пение спокойных длительных по звучанию песен.
Слайд 9Ежедневные прогулки не менее 40 минут
Кровь насыщается кислородом, что благотворно влияет
на обменные процессы, предотвращает нервное истощение, улучшает настроение. Известно, что деревья способны снабжать положительной энергией и отбирать негатив. Самая мощная энергетика у дуба. Постойте возле него или другого дерева- донора (сосна, береза, клен, акация, рябина).
Слайд 10Цветотерапия
Это эффективный метод воздействия цветом на наш организм с целью восстановления
его нормальной жизнедеятельности. Например, синий – ценится за успокаивающее воздействие на психику, помогает в борьбе с головными болями; фиолетовый – успокаивает нервную систему, его можно использовать при нервных и психических нарушениях, благоприятен для духовного развития человека, но длительность применения цвета может вызвать состояние тоски или депрессии; зеленый – умиротворяет, успокаивает, обновляет, используется при головных болях, нарушении зрения; желтый – стимулирует зрение, нервную систему, улучшает умственные способности и т.п.
Слайд 11Ароматерапия
(лечение эфирными маслами растений)
Ее истоки лежат в глубокой древности. Египтяне,
греки, римляне не расставались с маслами в течение всей жизни. Известно, что обоняние связано с лимбической системой головного мозга, которая дает возможность испытывать различные эмоции. Запахи необычайно сильно влияют на подсознание.
Водотерапия
Вода - доступное, безопасное и приятное лечебное средство. Все знают: снять усталость и пополнить силы можно за счет контакта с водой. В состоянии стресса, когда «голова идет кругом» нужно встать под сильную струю душа, направить его прямо на голову, чтобы ничего не слышать. Через 3мин. стрессовое состояние исчезнет. Для расслабления просто полезно смотреть на воду.
Слайд 12Танцетерапия
Как хорошо танцевать самому, передавая телодвижениями свое состояние души. В
это время происходит как бы разговор без слов с самим собой. Танец - древнейший способ выражения чувств и переживаний. Активные движения тела способствуют усиленному притоку крови к внутренним органам, каждой клеточке тела. Танцы приводят нервную систему в активное деятельное состояние и дают ощутимый заряд бодрости.
Слайд 13Смехотерапия
Смех - благотворно воздействует на организм, в котором происходит сложный химический
процесс – выделение «гормонов счастья» - эндорфинов, вызывающих у человека ощущение удовлетворения. Но вырабатываются они только тогда, когда человек испытывает положительные эмоции. Смех является отличной зарядкой сердечно-сосудистой системы и дыхательной деятельности. Улучшить настроение и посмеяться можно посмотрев любимые комедии. Не упускайте возможности посмеяться шутке, анекдоту, забавной ситуации.