Слайд 1Духовно-нравственное воспитание
на уроках литературы
и
русского языка
Подготовила:
Черемухина Марина Николаевна,
учитель русского языка и
литературы
БОУ «В-Ольшанская сош»
2018-2019 учебный год
Слайд 2Основные этапы
нравственного развития:
Формирование (5-6 классы)
добро и зло
добро побеждает зло
Какой он?
Формирование понятия о нравственности.
Герой – близкие люди,
герой – окружающие люди,
герой – природа,
герой - поступок
Слайд 32. Этап роста (7-8 классы)
Как быть?
Разбираться в нравственных законах,
Выражать своё собственное
мнение, отношение к героям
на основе их поступков
Сравнительный анализ героев:
Остап и Андрий ( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)
Гринёв и Швабрин (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
3. Этап завершения (9-11 классы)
Подготовка уч-ся к самостоятельной жизни.
Каким быть?
Выбор пути нравственного совершенствования, активная жизненная позиция
Поиск смысла жизни
Штольц и Обломов
Болконский и Безухов
Слайд 4Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
Какие духовные качества помогли Жилину выжить в
плену?
ЖИЛИН
внимательный щедрый
заботливый
добрый
преданный
Вывод: добрый человек выражает щедрость, заботу, внимание, любовь, преданность к близким и окружающим его людям.
Слайд 5Поучения Владимира Мономаха
Вот какие важные гуманные советы оставил Владимир Мономах
молодому поколению:
- ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;
- лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.
«Домострой» 16 век – краеугольное сочинение эпохи формирования русской нации. Книга эта наставляла хранить свою веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения к святыням и ГЛАВНОЕ –
учила, как нести эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом.
Слайд 6 Силу характера русского человека мы видим у Лескова в «Очарованном
страннике», у М.Шолохова в «Судьбе человека» и т.д.
- Ведь ты русский! Русский человек со всем справится!
- Тоска по Родине в плену.
Сила русского духа, вера, духовная красота.
Слайд 77 класс, «Пусть будет счастье, когда его не может быть». А.С.
Пушкин «Выстрел»
– Какие образы вы себе представляете, когда слышите слово выстрел?
в – война
ы – дуэль
с – ссора, месть
т – трусость
р – игра
е – зло
л – любовь
6 класс
Тема «Великая Отечественная война в произведении поэта фронтовика»
- Ребята, запишите слово «война» так как вы его видите, чувствуете и представляете, по своим ассоциациям: можете маленькими буквами, а можете большими, используйте фломастер, если вы хотите отразить цвет.
Обсуждение.
Слайд 8Уроки литературы – это и воспитание чувств.
Что значит любить по- настоящему?
Как отличить истинную любовь от влюблённости?
А если любовь неразделённая?
Проблема нравственного выбора
Слайд 9Изучая сказ Н.С. Лескова «Левша» в 7 классе уч-ся узнают, что автор
увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной и нашёл возможность обновить и улучшить её. Писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное – это человек и его стремление к добру.
Работая над тремя первыми главами сказа, наблюдаем над героями: царем Александром Павловичем и атаманом Платовым.
Выполняя домашнее задание, уч-ся работали над
понятием слова «патриот» и выяснили что:
Патриот - тот, кто любит своё Отечество,
предан своему народу, готов на жертвы и
на подвиги во имя интересов своей Родины.
Отвечаем на вопрос:
Кто же патриот – царь Александр Павлович или атаман Платов?
Уч-ся отвечают, что Платов и приводят цитаты из текста,
характеризующие обоих героев.(Александр Павлович: «Мы,
русские, со своим значением никуда не годимся», Платов:
«И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь
иностранным очень интересуется, сейчас же скажет: так и так,
и у нас дома своё не хуже есть…».
И, конечно же, истинный патриот – левша.
Что вкладывает Левша в понятие «отечество, родина»? Прежде всего, для него это дом и семья: «у меня дома родители есть». Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма. Идея патриотизма – основная в произведении.
Слайд 11Название произведения («Уроки французского» В.Г.Распутина) говорит о том, что перед нами…
Рассказ
о необходимости изучения иностранных языков.
История дополнительных занятий по французскому языку.
Рассказ героя о любимых уроках французского языка.
Рассказ об уроках нравственности и доброты.
Слайд 14Что же такое истина для героев романа М.Булгакова
«Мастер и Маргарита»?
Продолжи
фразу:
Истина для Мастера …
Истина для Маргариты…
Истина для Иешуа…
Истина для Пилата…
Истина для Волонда…
Слайд 15«Остановись, вглядись, ты – человек, частица природы, тебе необходимо видеть огненные
закаты и рассветы, а лунная дорожка на реке и звёздная дымка в небе не только скрасят твой мир, но и дадут силы для преодоления трудностей и решения проблем»
Слайд 16Формы работы по воспитанию духовно-нравственной личности.
Пятиминутки чтения.
Диспуты по вопросам чтения.
Литературные гостиные.
Проектная
деятельность.
Инсценирование произведений.
Слайд 17Её величество ЛИТЕРАТУРА
Литература дарит свет, который каждый из нас бережно несёт
в своём сердце.
Слайд 18Литература – ты моя судьба!
Ты храм добра, открывший людям двери!
Тобой живу,
мечтая и творя,
Боготворю тебя, в тебя лишь только верю!