Слайд 1Метод проекта как интегральная технология обучения
ГАОУ
СПО РК
«Керченский медицинский колледж имени Г.К. Петровой»
Скажи и я забуду
Покажи и я запомню
Вовлеки и я научусь.
Подготовила Лебеденко Т.П.
Слайд 2Актуальность темы
Использование интегративных технологий в учебном процессе медицинского колледжа способствует повышению
качества профессиональной подготовки с учетом требований работодателей.
Динамизм современного мира обуславливает сокращение границ применения в обучении деятельности репродуктивной, ориентированной на традицию и освоенные технологии, и расширяет применимость инновационных методов, в частности, проектных. Основным назначением внедрения проектных методов обучения является формирование человека с мышлением нового типа – преимущественно продуктивного. Традиционно считается, что научно-исследовательская деятельность - это удел обучения в ВУЗе 3- 4 ступени, однако формирование типов и стилей мышления происходит значительно раньше. Умение видеть новое, представлять и рассматривать возможные альтернативы - важная грань процесса познания, в связи с чем формирование творческого исследовательского потенциала личности необходимо сегодня каждому студенту.
Слайд 3Немного истории
Метод проектов был разработан в начале XX века
американским ученым Дж.Дьюи
с целью
ориентирования обучения
на целесообразную
деятельность учащихся
с учетом их личных
интересов.
Слайд 5Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться,
но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод
Однако в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи и его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности студентов
Слайд 6“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо
и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов активно включается в структуру системы образования на различных ее этапах.
Слайд 7И так, что же такое ПРОЕКТ? Что такое МЕТОД ПРОЕКТА?
«Проект» -в
буквальном переводе с лат. «брошенный вперёд»
Метод проектов — это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод — дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, в данном контексте метод проектов- способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Слайд 8В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его
прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Слайд 9 Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную,
парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Слайд 10
Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод,
то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Слайд 111. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания,
исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов .
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
Основные требования к использованию метода проектов:
Слайд 12определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе
совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Слайд 13Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних
случаях преподаватели определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других — тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Слайд 14Этот метод позволяет:
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
Размышлять, опираясь на знание фактов,
закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
Принимать самостоятельные аргументированные решения.
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
С помощью метода проектов возможно обучить человека любого
возраста:
выявлять и формулировать проблемы;
проводить их анализ;
находить пути их решения;
работать с информацией из различных источников;
находить необходимый источник, например, данные в научной, научно-популярной, справочной литературе или в средствах массовой информации;
применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Слайд 15Итак …
метод проектов создает условия для самостоятельного освоения студентами учебного материала
в процессе выполнения проектов. Студенты включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате студенты осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.
Слайд 16 Какие подходы лежат в основе метода проектной работы?
Интегрированный подход: позволяет
эффективно мобилизовать межпредметные связи и как следствие формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению литературы и информатики
Исследовательский подход: реализует идею «обучения через открытие». В рамках этого подхода студент в совместной деятельности с другими учениками, с родителями, с учителем формирует знания и умения и создает объекты
Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему
Коммуникативный или дискуссионный подход: предполагает, что ученик становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим
Межгрупповой подход: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности
Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого учащегося
Слайд 17Использование проектного образования позволяет:
индивидуализировать обучение;
актуализировать знания и умения, имеющиеся у
школьников;
позволит каждому ученику участвовать в учебном процессе;
помогает выполнять работу в собственном ритме;
использовать полученные знания в практическом применении;
четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;
видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;
корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.
Слайд 18Преимущества метода проекта заключается в том, что каждый ученик принимает участие
в учебном процессе, работу он может выполнять в собственном ритме, использовать полученные знания в практическом применении.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения
Слайд 19Виды проектов.
Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам:
Слайд 20В соответствии с методом, доминирующим в проекте, выделяют такие типы проектов:
1.
Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Слайд 212. Творческие. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и
в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, видеофильм, спектакль, игра, и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.
Слайд 223. Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и
остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игро-ролевая.
Слайд 234. Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации
о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.
Слайд 24Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его
актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.
Слайд 256. Практико-ориентировочные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала
результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Слайд 26По признаку «Предметно содержательная область» можно выделить следующие два типа.
Монопроекты. Как
правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.
Слайд 27Межпредметные. Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это –
либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общеколледжные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
Слайд 28По характеру контактов проекты бывают
Региональные
Международные
Слайд 29По количеству участников можно выделить
Индивидуальные
Групповые
Слайд 30По продолжительности выполнения проекты могут быть
Краткосрочными
Средней продолжительности
Долгосрочными
могут быть разработаны на
нескольких уроках
от недели до месяца
от месяца до нескольких месяцев
Слайд 31 Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике требует изменения
позиции преподавателя.
Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в группе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся, на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Степень активности учащихся и преподавателя на разных этапах различна. Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Роль преподавателя велика на первом и последнем этапах. На последнем этапе роль учителя велика потому, что учащиеся не способны сделать обобщение всей работы над проектом, прийти к неожиданным умозаключениям и т.д.
Слайд 32Мной широко применяется метод проектов как на уроках, так и во
внеурочное время в виде индивидуальных, групповых проектов информационного, исследовательского, творческого, практико-ориентированного характера с оформлением презентаций, деловых игр, санбюллетеней, производственных ситуаций создание видеофильмов, так как считаю, что эта методика повышает интерес к изучаемому предмету и способствует развитию творчества и профессиональных компетенций.