Презентация, доклад для воспитателей на тему Методы и приёмы по составлению описательного рассказа.

Содержание

«Дайте ребёнку картинку- и он заговорит»К.Д.Ушинский.Связная речь ребенка–итог его речевого развития, базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.Известны два основных вида речи:-ДИОЛОГИЧАСКАЯ-МОНОЛОГИЧЕСКАЯ

Слайд 1Методы и приёмы по составлению описательного рассказа.
Презентацию для воспитателей
МДОУ Д\С

№ 19 «Улыбка»
Подготовил воспитатель
1 квалификационной категории
Гончарова Елена Григорьевна
Методы и приёмы по составлению описательного рассказа.Презентацию для воспитателей МДОУ Д\С № 19 «Улыбка»Подготовил воспитатель 1 квалификационной

Слайд 2«Дайте ребёнку картинку- и он заговорит»
К.Д.Ушинский.

Связная речь ребенка–итог его речевого развития,

базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Известны два основных вида речи:
-ДИОЛОГИЧАСКАЯ
-МОНОЛОГИЧЕСКАЯ
«Дайте ребёнку картинку- и он заговорит»К.Д.Ушинский.Связная речь ребенка–итог его речевого развития, базируется она на обогащении и активизации

Слайд 3Диалог– это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы

на них.
Черты диалога–это не полное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению.
Диалог– это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них.Черты диалога–это не полное предложение,

Слайд 4Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная

речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.
Детей 4 лет можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов. Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.
У детей 5-6 лет монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них ,в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.
Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для

Слайд 5Рассказ может быть:
-повествовательным (отображение событий в динамике);
-описательным (характеристика предмета, явления);
-объяснительным (какой

предмет, что с ним делать, почему).
Приемы обучения составлению описательных рассказов
(по игрушке, предмету, картине)
1.Образец рассказа воспитателя
2.Частичный образец
3. Разбор образца рассказа
4. План рассказа
5. Воспроизведение плана рассказа
6.Коллективный разбор плана
7.Составление рассказа по частям (картина)
8.Окончание рассказа, начатого воспитателем
Рассказ может быть:-повествовательным (отображение событий в динамике);-описательным (характеристика предмета, явления);-объяснительным (какой предмет, что с ним делать, почему).Приемы

Слайд 6Составление рассказов-описаний и сравнительных описаний.
В младшей группе осуществляется подготовка к обучению
рассказу-описанию:

•рассматривание

игрушек (большое значение имеет подбор игрушек –лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);
•тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;
•использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;
•рассказ воспитателя об игрушке.

Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем
Составление рассказов-описаний и сравнительных описаний.В младшей группе осуществляется подготовка к обучениюрассказу-описанию:•рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек

Слайд 7Методика обучению рассказу-описанию детей 4 лет:

(В средней группе дети уже готовы

к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках).
1. рассматривание игрушки;
2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;
3. образец рассказа воспитателя;
4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;
5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;
6. оценка детских рассказов воспитателем.
Во второй половине года вводится план рассказа –описания, составленный педагогом.
Методика обучению рассказу-описанию детей 4 лет:(В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов

Слайд 8Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:
-узнавание игрушки

по контуру;
-графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;
-рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;
-выкладывание разрезных картинок по теме;
-игры с данной игрушкой;
-чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.
Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:-узнавание игрушки по контуру;-графические упражнения с ней: обведение

Слайд 9Методика обучения описания детей 5 лет.

(В старшем и в подготовительном к

школе возрасте дети учатся составлять рассказы -описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов.
Описание обязательно проводится по плану).
1. рассматривание объекта описания;
2. вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки,
внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;
3. составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;
4. рассказ сильного ребенка;
по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;
5. рассказы 4-5 детей об объекте;
6. оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).
Методика обучения описания детей 5 лет.(В старшем и в подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы

Слайд 10Рассказы– описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ,

а другой заканчивает.
Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов– не членятся);
Можно включить в занятие элементы конструирования, театральной и игровой деятельности.
Рассказы– описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает.Объекты рассказов можно нарисовать,

Слайд 11Методика обучения описания детей 6 лет.
В 6- летнем возрасте методика обучения

описанию та же. Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта.
Подготовительная работа-обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а»,«и»;например:«помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.
Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети.
Методика обучения описания детей 6 лет.В 6- летнем возрасте методика обучения описанию та же. Кроме того, в

Слайд 12Например, на занятии было составлено сравнительное описание кошки и мышки. Воспитатель

начинает рассказ:
«Узнала кошка, что мышка в её доме норку устроила. Стала кошка мышку караулить. Выбежала мышка из норки...» Дети продолжают рассказ, заканчивают его. Если рассказ получился интересный, можно записать его в альбом, а кто-то из детей нарисует к нему иллюстрацию. Можно сделать инсценировку рассказа, где дети сами распределяют роли, затем включают в игру элементы описания.
Например, на занятии было составлено сравнительное описание кошки и мышки. Воспитатель начинает рассказ:«Узнала кошка, что мышка в

Слайд 14Список используемой литературы:
1.Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина.

–М.: Просвещение, 1984.
2.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. –СПб.: Акцидент, 1991.
3.ЕфименковаЛ.Н. Формирование речи у дошкольников. –М.: Просвещение, 1985.
4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. –М.: Социально-политический журнал. Ассоциация «Гуманитарий», 1994.
5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.
6.Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М.; Эксмо, 2006.
7.Глухова В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология, 1990. № 6.
8.Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи// Дефектология. 1989. № 5.
Список используемой литературы:1.Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. –М.: Просвещение, 1984.2.Ткаченко Т.А. Если дошкольник

Слайд 15Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть